Конспект занятия на тему: Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы.


Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе № 7 «Муравейник».
Область - Коммуникация, познание, социум.
Подобласть – Развитие речи. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы.
Тема - "Дикие животные».
Задачи:
Учить составлять описательные рассказы о диких животных, опираясь на план-схему.
Продолжать учить связной речи, развёрнутости, непрерывности высказывания.
Активизировать словарь по теме дикие животные (прилагательными – короткохвостый, быстроногий, проворная, острозубая, запасливая).
Развивать память, внимание, словесно – логическое мышление.
Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.
Воспитывать интерес к жизни разных животных.
Методы и приемы: игровой момент – пришло письмо, рассматривание схемы, игры: « Какой, какая»?, «Четвертый лишний». Объяснение воспитателя, самостоятельные рассказы детей, итог.
Билингвальный компонент – Қоян, тиін, қасқыр, аю, түлкі.
Наглядный материал : план –схема, картинки с изображением диких животных, ( заяц, белка, волк, медведь, лиса), аудиозапись – письмо от инопланетян, картинка с изображением инопланетян, шишки, грибы.
Этапы занятия Действие воспитателя Действие детей
Мотивационно - побудительная часть.
Организационно - поисковая часть.
Рефлексивно - корригирующая часть.
Ребята, давайте поиграем.
Я буду называть четыре слова, а вы должны будете на слух определить лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее?
Например: Волк, лиса, белка, кошка. Лишнее слово кошка. Почему? Потому-что волк, белка, и лиса это дикие животные, они живут в лесу. А кошка это домашнее животное, она живет в доме.
Давайте начнем! Слушайте внимательно!
Слон, лось, заяц, барсук. Какое животное здесь лишнее?
Почему?
Молодцы!
Ёж, комар, заяц и барсук.
Какое слово здесь лишнее?
Почему? Как вы догадались?
Лиса, медведь, заяц, дятел.
Какое слово здесь лишнее?
Почему? Как вы догадались?
Заяц, корова, собака, лошадь.
Какое животное здесь лишнее?
Почему?
Сорока, белка, синица, воробей. Какое слово лишнее?
Почему?
Ребята, какие вы молодцы! Всех животных знаете, на мои вопросы так умело ответили. Мне очень понравилось с вами играть!
Ребята, мне вчера пришло письмо от инопланетян. Сейчас я вам его покажу. Слушайте внимательно. ( аудиозапись письма и картинка инопланетян).
Ребята, поможем инопланетянам выполнить их просьбу? Давайте придумаем рассказы про диких животных , которые водятся в наших лесах. Ваши рассказы я запишу на плёнку, а пленку отправим инопланетянам.
Чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их.
Какие картинки диких животных расположены на доске?
Заяц. Как на казахском языке будет заяц?
Лось.
Белка. Как на казахском языке будет белка?
Кабан.
Медведь. Как на казахском языке будет медведь?
Волк. Как на казахском языке будет волк?
Лиса. Как на казахском языке будет лиса?
Молодцы!
Физминутка.
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал
А теперь ребята, я вам
предлагаю схему, по которой вы будете расставлять рассказ.
Послушайте мой рассказ.
Это медведь. У медведя есть туловище, голова, уши, лапы, маленький хвост. Медведь живет в лесу. Это дикое животное. Жилище медведя называется берлога. Медведь питается рыбой, ягодами, травой, мясом. Детёныши медведя медвежата. Медведь рычит. Медведь приносит пользу человеку: медвежий жир, медвежье мясо, медвежья шкура.
А сейчас составим рассказ по цепочке. Задаю вопрос по каждому пункту схемы и вызываю детей ответить на вопросы.
Теперь ребята, я вам предлагаю выбрать картинку и составить по ней рассказ о диком звере, следуя пунктам схемы.
Ребята, как вы думаете, животным понравились ваши рассказы? И чем?
Молодцы!
Пальчиковая гимнастика
«Сидит белка на тележке».
Сидит белка на тележке, Продает она орешки, Лисичке-сестричке, Воробью, синичке,Мишке толстопятому, Заиньке усатому.
Молодцы!
Ребята, а давайте представим, что вы теперь не дети, а лесные звери и каждый расскажет про себя.
Например: Я рысь – хитрая, хищная ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.
Лось .Белка.
Ёж.
Заяц.
Волк.
Лиса.
Медведь.
Молодцы ребята.
Ребята, как вы считаете, ваши рассказы про животных понравятся инопланетянам?
Я думаю, инопланетяне узнают много интересного про животных. А вы как думаете? Ребята, а вам легко было составлять рассказ?
Кому было легко составлять рассказ, все получалось, возьмите шишки. Кто затруднялся в составлении рассказа, тот возьмет грибочки.
Если дети взяли грибочки. Задаю вопрос: В чем ты затруднялся?
Слон. Потому что слон это житель жарких стран.
Комар. Потому что комар это насекомое. А ёж, заяц и барсук это дикие животные.
Дятел. Потому что дятел это птица. А медведь, заяц и лиса это дикие животные.
Заяц. Потому что заяц это дикое животное. А корова, собака и лошадь — это домашние животные.
Белка. Потому что белка это дикое. А сорока, синица, воробей это птицы.
Да.
Қоян.
Тиін.
Аю.
Қасқыр.
Түлкі.
Поднимают вверх руки, шевелят пальчиками. Имитируют зайчика. Ходьба на носочках.Повороты головы влево в вправо.
Присаживаемся. Имитируем медведя. Неуклюжость. Развести руками.
(3-4) ребенка.
Рассказы были интересные.
Сжимаем и разжимаем пальчики. Сжимаем обе руки в кулачок и стучим кулачками друг об друга. По очередности загибаем пальчики в кулачок.
Рогатый, большой, длинноногий, травоядный.
Ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.
Колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.
Трусливый, длинноухий, травоядный, пугливый.
Злой, голодный, хищный, серый, зубастый.
Хитрая, рыжая, пушистая, красивая, острозубая.
Мохнатый, косолапый, сильный, большой, неуклюжий.
Ожидаемый результат: дети умеют составлять описательный рассказ о диких животных с опорой на схему, умеют составлять предложения, знают названия диких животных, их внешний вид, место проживания, называют жилища животных, чем питаются животные, как издают звуки животные, знают, как называются детёныши диких животных, какую пользу приносят дикие животные человеку.