Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина на тему: «.. жив талант, бессмертен гений …». 9 класс.

Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина на тему: «.. жив талант, бессмертен гений ». 9 класс.
Учитель: Станько Ю.А.
Цели: обобщить знания по творчеству А.С.Пушкина, выявить уровень знаний, приобретенных при изучении творчества писателя, формировать умения применять полученные знания при анализе произведений, понимать временное пространство, в котором жил и создавал свои произведения, развивать мышление, речь, память, прививать читательский интерес.
Оборудование: портреты, презентация по творчеству, жетоны, эпиграф, даты.
Ход урока
Орг момент. Вступительное слово учителя.
Нет, весь я не умру,
Душа в заветной лире
Мой прах переживет
И тленья убежит,
И славен буду я,
Доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
27 января 1837 года в Петербурге на Черной речке состоялась дуэль А.С.Пушкина с французским подданным Дантесом, который находился в России на царской службе.
У Черной речке возле леса,
В дымящемся туманами логу,
Ещё чернеет пистолет Дантеса
На окровавленном снегу.
«Солнце нашей поэзии закатилось.»
Убитый – стал он бронзой на бульваре,
И выше слова – Пушкин – слова нет!
Скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща! Пушкин! Наш поэт! Наша радость! Слава! Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина? К этой мысли нельзя привыкнуть! Русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери,»- написал Одоевский в день смерти Пушкина.
- Как вы понимаете фразу Ф.Глинка, взятую за эпиграф к нашему уроку?
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений.
Ф.Глинка
/ Пушкин – явление уникальное, единственное. Талант от Бога. Его образ – это икона нашей России. В честь признанности великого поэтического пера Пушкина давайте зажжем свечи памяти.



Сообщение темы урока
В течение всего урока буду задавать вопросы. Вы будете получать жетоны за правильные ответы. В конце урока определим знатока Пушкинской поэзии и прозы.
Актуализация знаний
Мир Пушкина! Как он велик и многообразен! Какое наслаждение проникнуться в творческий мир гения!
- Какие произведения А.С.Пушкина вы читали?
- На какие этапы творчества можно разделить произведения автора?
- Соотнесите названия произведений с тематическим периодом: «Медный всадник», поэма «Цыганы», «19 октября», ода «Вольность», «Повести Белкина», «Я вас любил», «Пиковая дама», «Памятник», сказки
Лицейская лирика (1811-1817)
Петербург (1817-1820)
Южная ссылка (1820-1824)
Михайловское(1824-1826)
Болдинская осень (1830)
Петербург (1833)
Последние годы жизни.
Викторина по сказкам. Приложение 1
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
А.С.Пушкин
Пауза: стихотворение наизусть
«О красоте и правде он вещает»
Вопросы- задания по сборнику «Повести Белкина»
- Дайте полное название сборника?
- Перечислите все произведения, входящие в эту книгу?
- По диалогу определите название произведения? («Позвольте мне сегодня пойти в гости» отрывок из произведения «Барышня- крестьянка»)
- Почему произведение называется «Барышня – крестьянка»?
- Как разрешился конфликт между Берестовыми и Муромскими?
- По пейзажной зарисовке определите название произведения? ( описание метели из рассказа «Метель»).
Пауза: стихотворение наизусть.
«Он волновать умел сердца людей»
Конкурс: «Знаете ли вы?»
- Какое стихотворение было написано поэтом для чтения на публичном экзамене 8 января 1815 года?
- К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду»? Что она обозначает (на примере произведения)?
- В каких произведениях Пушкина встречаются герои: Мария и Владимир?
- Кому посвящаются строки:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
- Кто такой Чаадаев?
- Кому посвящено стихотворение? Прослушайте запись.( чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье»
- Кто написал музыку к стихотворению «Я помню чудное мгновенье»?
Пауза: чтение стихотворения
- по репродукциям определите название произведения?
3 вопроса задают учащиеся (индивид задание)
«И пробуждается поэзия во мне»
Разминка для памяти
- Из каких произведений эти строки:
1. Сижу за решёткой
В темнице сырой
2. Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
3. В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.
4. в душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит
5. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык
- По репродукциям определите название самого популярного произведения («Зимнее утро»)
- Какое произведение напоминают сухие листья, лежащие у вас на столе?
(«Октябрь уж наступил»)
Обобщение
Наш урок подходит к концу. Сегодня мы затронули частичку поэтического искусства. Произведения Пушкина – это наше наследие, которое мы должны хранить на века.
Вашему вниманию представлена выставка книг произведений Пушкина, начиная от лирики и заканчивая дружеской перепиской. И критическая литература о Пушкине и его произведениях. Штрихи к портрету.
В вашем классе тоже есть ребята, которые серьёзно занимаются исследовательской работой по творчеству А.С.Пушкина. Изучают, анализируют его сочинения.
- Чем интересна вам эта работа?
- Какие советы вы можете дать нам, простым читателям, поклонникам Пушкина?
Итог
Подведение итогов. Показ презентации. Приложение 2.
- Задуем свечи и сохраним тепло в своём сердце от нашего урока.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115