Формирование культуры здорового образа жизни учащихся в лицее естесвенно-научного профиля


Формирование культуры здорового образа жизни учащихся в лицее естесвенно-научного профиля
Формирование культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, формирование культуры здорового образа жизни нового поколения, способного осознавать ценность здоровья, понимать взаимосвязь здоровья и качества жизни, активно участвовать в распространении идей здорового образа жизни – является основополагающей идеей современного образования и согласуется с введением в реализацию новых образовательных стандартов и основных документов образовательной политики.При формировании культуры здорового образа жизни учащихся мы руководствовались такими ключевыми принципами, как: учет потребностей общества, умений, талантов, интересов и способностей каждого учащегося; активное включение учащихся в учебный и внеучебный процесс; создание доброжелательной обстановки общения; использование различных методов обучения, в том числе нестандартных.
Процесс формирования культуры здорового образа жизни учащихся согласно основополагающим научным педагогическим принципам осуществляется три этапа: мотивационный, когнитивный, операционный. Каждый этап предполагал целенаправленное воздействие на определенный компонент культуры здорового образа жизни учащихся (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический).
Цель мотивационного этапа – формирование интереса учащихся к здоровому образу жизни, развитие эмоционально-ценностного отношения к культуре здорового образа жизни, понимания значимости собственного здоровья и своей причастности к распространению идей здорового образа жизни.
Как известно, мотивация определяется только собственными побуждениями учащихся, преподаватель может лишь опосредованно повлиять на формирование их познавательных мотивов, создавая условия для возникновения личной заинтересованности в получении основ культуры здорового образа жизни учащихся. Повышая общие познавательные мотивы, надо акцентировать внимание учащихся на понятиях, представлениях о фактах и явлениях, связанных с необходимостью вести здоровый образ жизни. На этом этапе происходит осознание учащимися необходимости изучения основ здорового образа жизни, формируется положительное отношение к получению знаний о собственном здоровье.
Цель когнитивного этапа – формирование знаний культуры здорового образа жизни учащихся с помощью естественнонаучных дисциплин и умений решать учебные задачи.
Знания основ культуры здорового образа жизни, которые получали учащиеся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин, способствуют осознанию важности проблем, связанных с их собственным здоровьем и здоровьем окружающих.
Каждая из естественнонаучных дисциплин имеет потенциал, направленный на освоение учащимися ряда основ здорового образа жизни, знаний и умений. В результате анализа программ естественнонаучных дисциплин, бесед с преподавателями мы определили, что содержание основ здорового образа жизни можно определить практически в каждой теме естественнонаучной дисциплины. Нашей задачей было совместно с преподавателями определить круг вопросов, связанных со здоровьем в содержании естественнонаучных дисциплин и использовать их в учебном процессе. При изучении учащимися естественнонаучных дисциплин мы максимально ориентировали их на проблемы здоровья в Санкт-Петербурге, что делало учебную информацию личностно значимой для каждого.
Однако, противоречия между имеющимися знаниями учащихся основ здорового образа и высоким уровнем получаемой информации, невозможность объяснить стремительно возникающие все новые и новые процессы и явления, влияющие на здоровье человека, порождали познавательный интерес не только к получению знаний, но и вызывали стремление к самообразованию и самовоспитанию.
При этом знания трансформировались в убеждения учащихся, которые закладывают основу мировоззрения здорового образа жизни, определяющего ценностные ориентации, идеалы личности, обуславливающие отношение к здоровью.
Цель операционного этапа – закрепление полученных знаний учащихся о здоровом образе и важности здоровья для их успешной жизнедеятельности.
На данном этапе у учащихся формируется опыт по сохранению здоровья, заключающийся в применении полученных умений и навыков по сохранению здоровья. Учащиеся составляют таблицы калорийности продуктов, расписание спортивных занятий с четом расхода энергии.
В процессе формирования здорового образа жизни учащимися мы использовали темы, где налицо существуют многокачественные, системные, многоотраслевые проблемы, которые не могут быть решены одной наукой. Так существуют темы, которые рассматриваются во всех естественнонаучных дисциплинах, и, конечно, их изучение проходит под разным углом зрения, но так или иначе, конечное формирование знаний должно сводиться к формированию культуры здорового образа жизни человека. Общая картина, создаваемая отдельными дисциплинами, должна соответствовать реальной картине, которую старшеклассники видят перед собой.
Литература.
1. Гуслякова, Н. И., Психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов педвуза: монография / Н. И. Гуслякова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. - 511 с.
2. Колбанов, В. В. Концептуальные и нормативные основания обеспечения здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях / В. В. Колбанов. СПб. : ГУПМ, 2003 -124 с.
3. Куртышева, М. А. Как сохранить психологическое здоровье детей / М. А. Куртышева. СПб. : Питер, 2005. - 252 с.
4. Кучма, В. Р. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков / В. Р. Кучма, Н. К. Барсукова, П. И. Храмцов. // Вестник образования России. №18. - 2004. -С. 34.
5. Сократов, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей : учеб. пособие / Н. В. Сократов. М. : ТЦ «Сфера», 2005. - 224 с.
6. Хухлаева, О. В. Как сохранить психологическое здоровье подростков (пособие для школы) / О. В. Хухлаева. — М. : Сентябрь, 2003. 176 с.
7. Шабаева, Н. А. Профилактика и сохранение психологического здоровья / Н. А. Шабаева, Н. Ю. Харитонова // Начальная школа 2007. - № 2. - С. 29-30.