Конспект урока по литературному чтению на тему: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»


Конспект урока по литературному чтению.
Класс: 4
Учитель: Помещикова О.Ю.
Тема урока:
                                   Д. Н. Мамин – Сибиряк  «Приёмыш»
Цель урока:
познакомить детей с творчеством Д. Н. Мамина – Сибиряка, проанализировать произведение «Приемыш», расскрыть основные особенности творчества писателя.
Задачи:
развитие навыков связной речи, творческого воображения, мышления;
формирование   навыков осознанного, правильного, выразительного чтения;
формировать навыки сопопставления, аргументации собственного мнения, анализа;
воспитание любви к природе, к животным.
Оборудование:
портретД.Н. Мамина – Сибиряка;
учебник «Литературное чтение» 2 часть под редакцией Л. Климановой,
выставка книг Д. Н. Мамин – Сибиряк;
произведение «Приёмыш»;
раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
- Сегодня на уроке мы  познакомимся с писателем Д. Н. Мамин – Сибиряк, посмотрим на его жизненный путь, прочитаем его произведение «Приемыш», вместе пообсуждаем и порассуждаем над этим произведением, будем учиться высказывать своё мнение и слушать чужое.
II. Введение в тему урока:
Обратите внимание на доску, там каждый из вас может прочитать слова Агнии Барто, которые танут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку: «Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
- Как вы понимаете эти слова?
- Как вы считаете, почему именно эти слова взяты за эпиграф и какою роль они будут играть на уроке литературного чтения?
Обобщение учителя:
Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, мы научимся на уроке.
III. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания:
Чтение наизусть стихотворения на выбор: В.Я.Брюсов «Опять сон», С. А. Есенин «Бабушкины сказки», М. И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», В.Я.Брюсов «Детская».
 IV.    Подготовка к восприятию нового материала.
Работа с корректурной пробой.
-Зачеркните в ряду буквы а/у.
у п а р и а у ё м у а ы у ш а
-Выпишите неподчёркнутые буквы. Что за слово получилось?
-Как вы понимаете значение данного слова?
-Какие ассоциации, ощущения возникают у вас, когда вы слышите это
слово?
- Каково ваше отношение к этому слову?
 V.    Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем Мамин – Сибиряк, прочитаем его рассказ «Приёмыш».
Мамин – Сибиряк -  это псевдоним писателя, настоящая его фамилия Мамин.
1.   Рассказ об авторе (заранее подготовленного учащегося)                    
     Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли на Урале. Он рос в бедной семье. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным, Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем.
     В 1866 г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе.
     Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881—1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы».
В произведениях 80-х гг. Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.).
     90-е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьёзных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», «Хлеб», «Весенние грозы» и др.). В 90-х и 1900-х гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и др.).
Обобщающее слово учителя:
     За свою жизнь написал коло 150 рассказов, сказок, очерков, повестей для детей. Вы все читали «Алёнушкины сказки» Мамина - Сибиряка, а «Приёмыш», один из его рассказов. Мамин-Сибиряк внёс значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.
VI.     Чтение рассказа «Приемыш»
Слова на доске: протока, Сайма, бобылём, особняком, схиреет,  сгрудятся, грезилось, дескать.Объяснение значения трудных слов.
2.Чтение 1 части, обсуждение прочитанного.
- Почему хозяина избушки не оказалось дома?
- Как вы думаете, кто же был Приёмышем?
3. Чтение 2 части:
- Подумайте, кто же на самом деле оказался Приёмышем.                       
- Расскажите, как Приёмыш оказался в избушке у Тараса?
- Почему Тарас не подрезал Приёмышу крылья?
4. Чтение 3 части:
- Что вы узнали о жизни Тараса?
- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?
- Останется Приёмыш с Тарасом или всё-таки улетит?
5.  Чтение последней части рассказа учителем.
- Я буду читать, а вы слушайте и думайте над вопросом. Совпало ли ваше мнение с текстом (заслушиваются ответы учащихся).
- Почему же расстались трое друзей?
- Как это случилось?
- Легко ли расставаться с другом?
VII.   Анализ произведения.
- Как Приёмышу жилось у Тараса?
- Как старик к нему относился?
- Почему Тарас называл Приёмыша «особенной птицей»?
- Умышленно или случайно Приёмыш улетел от Тараса?
- Легко ли было Приёмышу улететь от старика и Соболько? Почему?
- Как изменился старик после отлёта лебедя? Почему?
- Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее?
Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?
- Докажите, что Соболько и Приёмыш были дороги Тарасу.
- О чём беспокоился старик?
VIII. Постановка проблемного вопроса:
- Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?
- Вам бы хотелось, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу? Получится ли у них такая же дружба?
Вывод: Приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой, они жертвуют своей жизнью. Такой любви, надо учиться у лебедей - нам, людям.
IX. Домашнее задание
(Творческое задание)
- Написать продолжение этой истории.
X. Рефлексия:
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научил вас этот рассказ?
- Что осталось непонятным для вас?
- Что заставило задуматься?