Конспект по литературному чтению на тему Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»


УМК: «Перспектива»
Учебник, автор: «Литературное чтение,» Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г.
Класс: 3 «В»
Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: традиционная
Цель: Познакомить детей с творчеством писателя.
Развивать навыки выразительного чтения, развивать умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев; развивать память, внимание, речь учащихся; воспитывать любовь к животным.
Планируемые результаты:
Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.
Метапредметные: учить принимать роль в учебном сотрудничестве; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный этап
Актуализация знаний -Здравствуйте. Сегодня урок литературного чтения буду вести я, меня зовут Альфия Сергеевна.
Выставка книг "Сказки авторские(литературные) и народные"
Рассмотрите обложки. прочитайте названия. Что объединяет все эти произведения? на какие две группы можно разделить?
Назовите признаки народной сказки? литературной сказки?
Вы догадаетесь. какое произведение мы будем читать. если отгадаете загадки.
-Городская птичка,Птичка - невеличка!На рассвете "чик-чирик"Принесет и свет, и крик!Поклюёт с твоей ладошкиПриготовленные крошки -Малый, серый, всех смелей -Это кто же? 
-Он колючий, но не еж,
А речная рыба …
-Как же называется произведение?
-Литературная это сказка или народная? Докажите.
Давайте определим план работы с данным произведением. Что вы хотите узнать? - дети ищут обложку с названием сказки на выставке. Личностные:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения Слово о писателе.
Ребята, прочитайте имя писателя, с творчеством которого мы сегодня познакомимся, рассмотрите его портрет.
-Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли на Урале. Он рос в бедной семье. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным, Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Мамин- настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича, Сибиряк - литературный псевдоним.
     За свою жизнь написал коло 150 рассказов, сказок, очерков, повестей для детей.
-Откройте с. , прочитайте название произведения и слова в скобках.
-Что вы узнали? Кто знает, как появился этот сборник?
Писатель сочинял эти сказки для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.
-Рассмотрите выставку. Какие сказки вошли в этот сборник? Что их объединяет?
Герои Мамина-Сибиряка те же, что и герои многих народных сказок. Этот цикл можно назвать сказками жизни, так как задумывались они как педагогические заповеди ребёнку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным. Каждая сказка — это своеобразный урок, модель поведения слабого существа в большом мире
Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил "Аленушкиными сказками". Он говорил: "Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное". Дети читают с доски: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912)
Личностные:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные:
формируем умение прогнозировать предстоящую работу;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Этап первичного восприятия -Читать мы будем 1 часть. Комбинированное чтение. Этап выявления специфики восприятия(проверка первичного восприятия) Интересно было читать?
-Назовите героев произведения.
-
-Воробей Воробеич,Ерш Ершович и Яша. Познавательные:
формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение находить ответы на вопросы в тексте
Этап перечитывания и анализа художественного произведения -Как автор изображает Воробья Воробеича и Ерша Ершовича? Какими чертами характера наделены эти герои?
-Расскажите о дружбе Воробья Воробеича и Ерша Ершовича? Как вы понимаете выражение жили душа в душу?
-Как жилось героям зимой и летом?
-Какие неприятности и трудности были у друзей? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
- Познавательные:
формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Этап обобщения -Как вы думаете, чем закончится сказка?
- Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка?
-Изображена ли в сказке реальная жизнь, то, что могло быть в действительности? Личностные
 формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Рефлексия Что нового узнали на уроке?
- Чему научил вас этот рассказ?
- Что осталось непонятным для вас? Регулятивные
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.