Урок литературного чтения : Д. Н. Мамин- Сибиряк «Приёмыш»


Выполнила:
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Жмаева Галина Семёновна
Поурочный план открытого урока по литературному чтению 4 класс
Тема: Д. Н. Мамин- Сибиряк «Приёмыш»
Цель урока:
продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;
развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;
развивать дальнейшую творческую деятельность;
формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение
к окружающей действительности.
Задачи урока:
формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;
повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей.
Оборудование: портрет писателя Д.Н.Мамин- Сибиряк, выставка рисунков, словарь Ожегова, карточки характеристики Соболько, карточки для домашней работы, для дополнительной работы - тесты.

Д.Н.Мамин – Сибиряк Родился в 1852г., умер 1912г.

I.Организационный момент. Вступительное слово учителя.
II.Проверка домашнего задания.1)Чтение наиболее понравившегося отрывка.(спрашиваю несколько учеников)
2.)-Почему старик взял лебедя к себе?
-Что вы можете сказать об охотниках?
III.Чтение учителем III ч.
1)Читаю IIIч., а ребята подчёркивают карандашом непонятные слова.
2)Словарная работа:
Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то
Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение
Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма
Сайма - рыбацкая стоянка
Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.
Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания
Бобылём - в одиночестве
Увечить - физически расправляться, калечить
Хиреет - болеет, чахнет
Божья тварь - всё живое, созданное Богом
IV. Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
1.Как случилось, что Тарас вынужден был одиноко жить у озера?
2.Чем ему были дороги собаки Соболько и Приёмыш?
3.Как играли Соболько и Приёмыш?
(какую картинку можно нарисовать)

V.Чтение уч-ся IVч.
Исследуя последнюю заключительную часть, мы узнаем…
- Совпадёт ли ваше мнение конца истории с авторским?
- Совпало ваше мнение с авторским? (Отвечают)
- А мог ли Тарас не отпустить птицу? (Рассуждают)
Учитель: Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…
Друзья и расстались.
- Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело)
Учитель:
Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.
- Что же Д.Н. Мамин- Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? (Рассуждают)
- А можно идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться»? (Да, можно)
VI.Индивидуальная работа
- Для характеристики Соболько на карточках выберите подходящие слова.
Время – 1 минута
(карточки у каждого на парте)
Слова из текста Соболькобобыль пёстрый князь князем лучший друг человека гордая умный дружелюбный ласковый (Пёстрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый)
- Мы дали характеристики всем главным героям? (Всем)
VII.Выборочное чтение.
Рассмотреть иллюстрацию к рассказу, установить, к какой части она относится.
Как изменился старик? Прочитайте.
Почему это произошло?
Легко ли было Приёмышу улететь от старика и Соболько? Почему?
Почему же он всё таки улетел? (найди в рассказе)
О чём беспокоился старик?
Прочитайте о том ,как лебеди учат своих детёнышей?
VIII. Рефлексия.
- Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях
Закончите предложения:
Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…
Рассказ помог понять…
Для меня было сложным…
Мне понравилось…
IX. Информация о домашнем задании
Домашнее задание
- Выразительное чтение рассказа с. 76-84
«Сравнить Приёмыша и Соболько. Чем они отличаются? Что общего?»
- Оценки за работу над произведением получают….
(Встали) Прозвенел уже звонок,
Значит, кончился урок.
Спасибо, ребята, за работу на уроке.