Урок литературного чтения «Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»»


Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (технология деятельностного метода)
Технологическая карта изучения темы: Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»
Тема Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»
Цель урока.
Формирование гражданской и нравственной позиции учащихся, личностное отношение к окружающей действительности через организацию читательской деятельности на примере произведения Д.Н.Мамина- Сибиряка «Приёмыш»
Задачи. Учебные.
Учить приемам работы с текстом, анализировать характер и поступки героев произведения; формировать навыки осознанного правильного беглого чтения.
Развивающие.
Научить находить различные способы действий и делать нравственный выбор; развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев.
Воспитательные.
Воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
Планируемый результат Предметные.
Отрабатывать навык чтения и развивать умения анализировать эмоциональное состояние героев.
Личностные.
Ценностное отношение к миру природы, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Уметь вести учебный диалог.
Метапредметные.
Умение осознанно поступать в жизненных ситуациях и развивать умение контролировать и оценивать свои действия в работе с текстом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения. (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Ресурсы:
- основные
дополнительные - Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебник для 3-го класса. Часть 2. Стр.
- карточки с заданиями;
- презентация выполненная в программе Power Point;
- видео клип;
- электронные физкультминутки;
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах
Конспект урока
I. Организационный момент
( представление учителя)
II.Установка на восприятие
(Показывается ролик про животных)
- Что Вы увидели в глазах этих животных?
- А где живут они с такими грустными глазами? (среди людей)
- Сегодня мы с вами порассуждаем о жизни животных в природе и среди нас.
III. Проверка домашнего задания
1) фронтальная
- Назовите автора и название произведения, который вы читали дома.
- Где происходят события описанные автором?
- Как понимаете название рассказа «Приёмыш»?
- Только ли о лебеде идёт речь в рассказе?
2) – Как автор называет героев? Кто они? (работа в парах)
( На партах лежат карточки с заданиями. Дети должны по ключевым словам определить, о каком герое рассказа идёт речь).
1 карточка 2 карточка 3 карточка
(Тарас) хозяин
охотник
бобыль
старик
дедушка (Лебедь) приёмыш
сирота
гордая птица
умная птица
учёная птица
друг сердечный (Соболька) пёстрая собачка
пёс
друг человека
Проверка работы: учащиеся зачитывают карточку.
- Ребята, что объединяет эти слова?
- Легко ли собаке быть одной?
( Красным цветом выделяются слова бобыль, сирота, друг человека)
Бобыль – человек, который остался один
Сирота – без родителей, один
Вывод: Эти герои остались одни и встретясь вместе они обрели свой дом, семью.
IV. Выборочное чтение
- Сейчас мы с вами исследуем отношения между героями рассказа.
(на доске схема)
Тарас
27406601270001929765127000
214439511557000 Лебедь Соболька
- Как Тарас относился к лебедю? (стр.20, 3 абзац, стр. 22, 1 абзац, обязательно обратить внимание на то, что Тарас не обрезал крылья лебедю стр. 20, 4 абзац)
- Как лебедь относится к Тарасу? (стр.20, 2 абзац, стр.24-25)
-А как Тарас называл собаку? Почему?( ответы учащихся)
- Как Соболька относился к Тарасу? (стр.19, 2 абзац)
- Какими были отношения лебедя и Собольки? ( стр.20, стр.21, 22,24,25)
Вывод: хотя собака живёт на земле, а лебедь на воде и летает по воздуху, они как и человек страдают от одиночества, тоски и нуждаются в заботе, любви и понимании.
V. Составление «кластера» (работа в группах)
- Кто в рассказе заботится о животных?
- Каким показывает нам автор Тараса?
313055016471900028606752028825умеющий любить
00умеющий любить
34404301487805003997325923290искренний
00искренний
35280601137920003568065255905добрый
00добрый
31940506057900014211302028825умеющий ценить
00умеющий ценить
2044701551940светлая душа
00светлая душа
204470923290отзывчивый
00отзывчивый
924560342900умный
00умный
2279650112395чуткий
00чуткий
156400514325600018389606057900014211301130300001902460164719000270891046228000
18859503613150Тарас
00Тарас

3893820207010милосердный
00милосердный

- Ребята, как вы понимаете слово – милосердие?
- В чём проявилось милосердие Тараса?
Вывод: Тарас был такой, потому что он жил среди природы и она его родной дом, все животные и птицы были для него родными, он понимал их язык, любил и заботился о них, как о родных и самых близких.
- А как сам о себе говорит Тарас? (читает текст подготовленный ученик на странице 21)
VI. Физкультминутка
VII.Обобщение
- А почему же лебедь улетел? (чтение учителем стр.24 «А пришлось..)
- Как вы думаете, мог ли Тарас поступить по-другому?
- Ребята, легко ли расставаться с другом?
- Как повлияло на Тараса расставание с лебедем? (стр.22)
Вывод: Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв. Но здесь была хоть какая-то надежда, что всё будет хорошо. Давайте пожелаем Приёмышу счастливого пути.
VIII. Рефлексия
- Я предлагаю высказать своё мнение о рассказе, закончив данные предложения.
1. Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства _________________________
2. Рассказ помог понять ______________________________________________
3. Для меня было сложным ___________________________________________
4. И мне понравилось ________________________________________________
В память о нашей встрече каждый возьмите лебедя. Вы можете написать своё пожелание Приёмышу.
( показывается клип с лебедями и звучит музыка, учитель читает текст)
- Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.
IX. Домашнее задание.
Домашнее задание по выбору:
Нарисовать иллюстрацию и подготовить пересказ к эпизоду рассказа
Придумать продолжение рассказа «Приёмыш»
Написать письмо Тарасу от имени лебедя
- Спасибо за урок.