Урок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк Приёмыш -2 урок


Литературное чтение 3 класс
дата ……………….
Тема  «Образ дедушки Тараса»
 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (2-ой урок по произведению)
Цели:
образовательные: совершенствование навыка чтения (с учётом требований, предъявляемых к чтению: его осознанность, правильность, выразительность, беглость), основных видов речевой деятельности, умения работать с текстом;развивающие: развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст, выявление авторской позиции в эпическом тексте, активизация и развитие творческого воображения, образного мышления, развитие интеллектуального и эмоционального потенциала младшего школьника;
воспитательные: способствовать воспитанию  нравственных качеств,  воспитание  бережного и заботливого отношения к природе, личностного отношения к окружающей действительности, воспитание  коммуникативности, умения давать оценку собственной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.
Формирование УУД.
Регулятивные: целеполагание, самооценка.
Познавательные действия: умение осознанно строить речевое высказывание, выделение познавательной цели.
Коммуникативные УУД:  постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение управлять своими действиями и действиями партнёра.
метапредметные:  развитие навыка работы с текстом,  развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе образовательной среды, развитие связной речи,  расширение словарного запаса учащихся,
предметные: продолжить знакомство с произведениями детской классической литературы, знакомство с биографическими  сведениями об авторе изучаемого произведения.
Планируемый результат: учащиеся должны иметь представление о прочитанном произведении, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию.
Оборудование: мультимедийное сопровождение  урока, индивидуальные карточки, словарь Ожегова, карточки характеристики героев , портрет Д. Н. Мамина – Сибиряка
Ход урока
Организационный момент.
Стимулирование учащихся на активную учебную деятельность
Итак, друзья, внимание –
Прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Нас ждёт интереснейший чтения урок!
Назовите имя, отчество и фамилию писателя, с произведением которого мы вчера познакомились СЛАЙД
2. Актуализация знаний.
- Что интересного вы узнали о Д. Н. Мамине – Сибиряке?
1. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился и вырос в семье заводского священника Мамина и много позже, написав свои первые произведения, писатель добавил к своей основной фамилии слово «Сибиряк» и стал известен для миллионов людей как писатель Мамин – Сибиряк.
2. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. У Маминых была большая, хорошая семья. Отец писателя был человеком умным, честным, добрым. Он бесплатно учил в школе заводских детей, помогал людям, попавшим в беду. В доме было много детей, друзей, книг. По вечерам в семье любили читать вслух.
УЧИТЕЛЬ ДОПОЛНЯЕТ …………….. СЛАЙД
3. Мамин – Сибиряк написал много прекрасных рассказов. Он их писал всю свою взрослую жизнь, и все они об Урале, его природе, детях и взрослых. Чтобы всё написать, надо было много исходить дорог по Уралу, близко знать его людей. Дмитрий Наркисович любил ходить на охоту, хотя и не любил убивать животных. Он с удовольствием рыбачил, ночевал в лесу. Его любили старые охотники и рыбаки, многое ему рассказывали. Всё это нашло отражение в произведениях писателя.
4. Особая страница творчества Д. Н. Мамина - Сибиряка – это рассказы для детей. За рассказы «Приёмыш», "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию.
" Это счастье писать для детей",- говорил он.
-----
С этой особой страницей творчества Мамина – Сибиряка, а именно с рассказом «Приёмыш» мы и продолжим работать сегодня на уроке.
Проверка домашнего задания: Дети к уроку выполняли разноуровневые задания:
Думаю, что все подготовились к выборочному чтению
-- 1 группа ребят проиллюстрировали понравившиеся эпизоды -- прикрепите иллюстрации к доске.
--. 2 группа детей придумывали продолжение рассказа, пытаясь ответить на вопрос "Вернётся ли к Тарасу лебедь весной?"
4. Объявление темы урока.
-А кто же является главным героем рассказа? СЛАЙД
- Сегодня наша с вами задача – раскрыть поконкретнее образ дедушки Тараса – главного героя рассказа и доказать, что он действительно настоящий хозяин Светлого озера. ДЛЯ ЭТОГО НАМ ПОТРЕБУЕТСЯ ИССЛЕДОВАТЬ ТЕКСТ (УМЕЕМ)
Дедушка Тарас – настоящий хозяин Светлого озера СЛАЙД
5 Выборочное чтение:
1.Как лебедь оказался у старого рыбака? А как бы вы поступили на месте Тараса?
2. Кто же такой дедушка Тарас?3. Что и как рассказывал Тарас о Приёмыше?
4. Какие слова Тараса доказываю, что он хозяин Светлого озера?
5. В каких словах и поступках Тараса проявляется доброта?
Доброта СЛАЙДДавайте обобщим:
- Каким человеком, прежде всего, мы представляем Тараса? Почему?
- Как чувствовал себя старый рыбак, пока они жили втроём: Тарас, Приёмыш и Соболько?
Доказали ли мы, что Тарас действительно очень добрый человек?
ФИЗМИНУТКА
- И так, какие черты характера ещё можно отметить, создавая образ дедушки рыбака?
- Что рассказал Тарас автору при их второй встрече поздней осенью?(3 часть)
6 Чтение монолога вполголоса «Нет, сам ушёл…» стр. …
Работа в группах: (чтение вполголоса) прочитать и коротко рассказать:
1 группа- Что заметил Тарас, наблюдая за стаей лебедей?
2 группа- Что заметил Тарас, наблюдая за Приёмышем?
3 группа – Подчеркнуть глаголы, относящиеся к Приёмышу.
- Какой он человек этот рыбак, если сумел увидеть, что Приёмыш затосковал, предчувствуя отлёт лебедей? Наблюдательность СЛАЙД
- Что ещё, увиденное Тарасом, заставляло его переживать за Приёмыша? ….
- Что даёт человеку наблюдательность?
Наблюдательность даёт человеку глубокие знания и ум.
Ум и глубокие знания СЛАЙД- О чём старик имел глубокие знания? ………………
Физкультминутка. Гимнастика для глаз. (Напечатать сначала глазами слово «Приёмыш», потом головой)
- Какое  решение помогли принять Тарасу его наблюдательность, знания о природе и, конечно же, доброта?
-А что вы чувствуете, когда лебедь улетает со стаей?
-А как бы поступили вы на месте Тараса?
Друзья и расстались.
- Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело)
Учитель:
Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.
- Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? (Рассуждают)
- А можно идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться»? (Да, можно)
7 Чтение «цепочкой» последнего монолога Тараса СЛАЙД
«А пришлось выпустить…». На доске – иллюстрация.
- С каким чувством говорит Тарас о потере Приёмыша?
Всё это вы поняли, перечитывая монологи Тараса.
- А подтверждает ли автор, что Тарас добрый, наблюдательный и умный старик? Как он относится к Тарасу?
Ученики приводят примеры, читая авторские слова о Тарасе.
«Старик говорил о лебеде…»
«Я очень любил старика…»
Старик ужасно был доволен…»
Выполните в РТ задание № 7 на стр.19
- Чему нужно учиться у такого героя как дедушка Тарас?
- Каким получился главный герой рассказа – дедушка Тарас?
(Дедушка Тарас – настоящий хозяин Светлого озера. Он добрый, наблюдательный и умный старик. Надо беречь и охранять природу, как дедушка Тарас.) КАРТОЧКИ….
8 Сопоставление образов героев в разных видах искусства.
- Образ доброго человека привлекает внимание читателей. Какие ещё произведения мы можем назвать о добром заботливом отношении человека к природе, к животным?
9 Итог урока. Рефлексия.
Скажите ещё раз после размышлений - как бы вы поступили на месте дедушки Тараса?
-У каждого из вас свой лебедь. Если вы поступили бы как дедушка Тарас, то напишите (на обратной стороне рисунка) пожелание лебедю перед дальней дорогой и прикрепите лебедя под словами М. Пришвина:
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».
А если вы поступили бы, как советовал один охотник, то прикрепите лебедя к избушке Тараса.
Ученики пишут пожелания и прикрепляют лебедей.
-
Надеюсь, ребята, что и вы будете настоящими хозяевами природы, а значит, будете любить и охранять свою родину.
10. Домашнее задание (по выбору). 
- Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»
- Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».
-Подготовить сообщение о лебеде
СамоанализззззззззззззззззззззУрок литературного чтения в 3 классе с использованием
педагогических технологий на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества и гуманно-личностная технология.
1 Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»
2 Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».
3 Подготовить сообщение о лебеде
1 Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»
2 Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».
3 Подготовить сообщение о лебеде
1 Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»
2 Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».
3 Подготовить сообщение о лебеде
1 Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»
2 Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».
3 Подготовить сообщение о лебеде
1 Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»
2 Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».
3 Подготовить сообщение о лебеде
1 Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»
2 Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».
3 Подготовить сообщение о лебеде
1 Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»
2 Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».
3 Подготовить сообщение о лебеде 1 Выучить наизусть монолог Тараса: «Гордая птица»
2 Выразительное чтение диалога автора и Тараса «Не скучно тебе, дедушка…».
3 Подготовить сообщение о лебеде
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».
М. Пришвин




46958253640455505777590678052101751059180