Активизация познавательной деятельности на уроках биологии (описание опыта работы)


Перед каждым творчески работающим учителем, с какой бы категорией учащихся он не работал, непременно возникает множество проблем. В моей деятельности эта проблема связана с определением основных направлений работы по активизации познавательной деятельности учащихся разных уровней познавательной активности с учетом их психолого-педагогических особенностей.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий для самореализации личности, удовлетворение образовательных потребностей каждого учащегося в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовка его к творческому интеллектуальному труду.
Биология у большинства учащихся считается легким предметом, но с каждым годом объем информации и терминов увеличивается. А через некоторое время, после изучения предмета, интерес учащихся и качество знаний падает из-за огромного теоретического материала, малого количества времени, отведенного на изучение тем, однообразия структуры изложения материала.
На  наш  взгляд  наиболее  оптимальным  решением  проблемы является  создание  таких 
условий  в обучении, когда качество знаний учащихся возможно повысить лишь только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.
Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся, в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.
Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается то, что учащиеся запоминают только факты, что ведет к затруднениям при применении их на практике.
Так  возникла  идея о синтезе педагогических технологий  на уроках  биологии и применения  новых  форм и методов  для  повышения  мотивации  обучения.
Чтобы достичь поставленных целей, мне понадобилось изучить нормативные документы, специальную педагогическую литературу, проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся каждого уровня и определить основные направления работы по активизации у них познавательной деятельности. Мною для руководства в своей работе были изучены следующие технологии:
Технологии развивающего обучения (Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская))
Педагогические технологии на основе эффективности управления учебного процесса (Технологии уровневой дифференциации Н.П.Гузик «Внутриклассная дифференциация» (частично).Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении.
Теория развивающего обучения, основанная Л.С.Выготским еще в 30-х годах и базирующаяся на соотношении обучения и развития учащихся, в настоящее время не представляет единой научной концепции, а складывается из различных подходов, в основании которых лежат оригинальные, экспериментально проверенные идеи их создателей.
В начале 30-х годов XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.
Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы. В то время в силу известных обстоятельств она не была внедрена в практику.
Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется уже специальное исследование для уяснения его современного значения.
Изучив литературу по технологиям развивающего обучения, я пришла к выводу, что наиболее удовлетворяющей потребности ребенка как личности , является технология личностно-ориентированного развивающего обучения И. С. Якиманской (доктор психологических наук, профессор, руководитель РАО).
В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова почти не учитывался, игнорировался - субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социо-культурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование образовательной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальные особенности ученика, его мотивация к учебной деятельности, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а, напротив, разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения.
Формы индивидуализации и дифференциации должны быть гибкие, ненавязчивые.
Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного урока, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Основная проблема личностно-ориентированного обучения состоит не только в том, чтобы выделить способных учащихся, но и в том, чтобы помочь остальным ученикам открыть в себе способности, о которых они ранее и не подозревали. Поэтому свою педагогическую работу я стараюсь строить на специальных приемах, стимулирующих творческую деятельность в целом. Практика показала, что в этом направлении наиболее эффективен вариант личностно-ориентированного обучения – обучения, направленного на воспитание каждого учащегося самостоятельной личностью, у которой все психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение) приняли форму произвольности и который обладает достаточно развитой волей для управления своим поведением.
Система личностно-ориентированного обучения при таком подходе может реализовываться если:
1)Проводится мониторинг индивидуального развития каждого ученика.
В системном мониторинге можно выделить четыре уровня в соответствии с его главными задачами: наблюдать, контролировать, прогнозировать, управлять.
При проведении мониторинга на уровне наблюдения, я использую специальный контролирующий материал, как тематический, так и итоговый за четверть, год, с последующим оцениванием работы каждого ученика и класса в целом.
Второй уровень мониторинга (уровень контроля) позволяет мне систематизировать результаты оценки знаний и умений школьников и формирует базу данных, в которую занесены успехи каждого ученика, класса. Благодаря этому, я могу проводить сравнительный анализ с целью установления соответствия полученных результатов требованиям нормативных документов. Итог работы – составление технологических карт для учителя и диагностических листов для учеников. В них отражено, какие вопросы курса биологии усвоены хорошо, какие нуждаются в повторном и более глубоком изучении.
Уровни прогнозирования и управления – создания моделей на основе результатов оценки знаний и умений школьников и данных их промежуточного анализа. На основании технологических карт обучения и диагностических листов я разрабатываю специальный развивающий материал, направленный на коррекцию процессов преподавания и учения, дальнейшее совершенствование учебной деятельности на уроке и дома.
2)Особенности классно-урочных занятий.
Чтобы обучение стало важнейшим средством воспитания, учебный процесс должен обеспечивать творческое, нравственное и социальное развитие каждого ученика.
Так какой же урок можно отнести к развивающему?
Для того, чтобы сделать урок развивающим, учитель должен:
-заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление, речь и др.). Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических задач, выполнение исследовательских заданий и др.;
-изменить характер изложения нового материала и превратить его в проблемное, эвристическое, стимулирующее учащихся к поиску;
-вовлечь учащихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке, привлекая их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контроля и самоконтролю, самооцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности. Учащиеся могут выступать лаборантами, ассистентами, помощниками учителя, консультантами.
3)Система дидактических заданий.
Учебные задания являются одним из важнейших факторв современного обучения, позволяющим заранее спроектировать управление дидактическими условиями обучения. Именно система верно сотавленных заданий является механизмом, с помощью котрого можно предвидеть учебные результаты.
Для того, чтобы планомерно управлять учебными действиями учащихся, надо правильно составлять учебные задания. В педагогике до сих пор нет единого мнения о том, каким образом осуществить дифференциацию дидактического материала, сколько уровней сложности необходимо выделить, какого рода задания должны входить в каждый уровень. По общему мнению дидактов задания составляются таким образом:
Первый уровень сложности Второй уровень сложности Третий уровень сложности
Простые по содержанию и направленные на проверку репродуктивных знаний. Задания, требующие мыслительных приемов. Задания творческого характера.
Д. Толлингеровой выделяется следующая таксономия учебных задач. Д.Толлингерова предлагает таксономию, содержащую пять типов заданий, причем каждая последующая группа заданий включает в себя операционный состав предыдущих групп.
Типы заданий Характеристика заданий Формулировка заданий
Задания, требующие воспроизведения данных. Задания репродуктивного характера: по узнаванию, воспроизведению отдельных фактов, понятий, правил, схем, опорных конспектов. Какая из…? Что это…? Как называется…? Дайте определение …? и т.д.
Задания, требующие применения мыслительных операций. Задания по выявлению, перечислению, описанию фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления, перечень и т.д.), перечислению и описанию способов действий, разбору и структуре (анализ и синтез), сопоставлению и различению (сравнение), распределение (категория и классификация), выявление взаимоотношений между фактами (причина-следствие), задания по абстракции, конкретизации и обобщению).Установите, какого размера…
Опишите, из чего состоит…
Составьте перечень…
Опишите, как протекает…
Как действуем при…
Чем отличается…
Сравните…
Определите сходство и различие…
Почему…
Каким способом…
Что является причиной…
Задания, требующие применения мыслительных действий. Задания по переносу (трансляции, трансформации), изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения), задания на обоснование, доказательство. Объясните смысл…
Раскройте значение…
Как вы понимаете…
Почему думаете, что…
Определите…
Докажите… и т. д..Задания, требующие сообщения данных Задания по разработке обзоров, конспектов, отчетов, докладов, проектов. Задания, требующие творческой мыслительной деятельности. Задания по практическому приложению, по обнаружению на основании собственных наблюдений, решение проблемных задач и ситуаций, в том числе требующих переноса знаний. Придумайте практический пример…
Обратите внимание…
На основании собственных наблюдений определи и др.
Рассмотренная классификация позволяет учителю составлять задания программируемого уровня сложности.
Биология -один из сложных общеобразовательных предметов, особенно в 9-11 классах. Наиболее часто на уроках биологии применяются умения анализировать учебный материал, сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи.
В практике своей работы в основном применяю элементы развивающего обучения, которое осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использования в преподавании различных дидактических игр, а также приемов обучения, направленных на развитие внимания, памяти, речи, творческого воображения.
Приемы, направленные на развитие внимания
Чтобы успешно развить внимание учащихся, необходимо использовать следующие приемы:
Учитель в любой учебной ситуации должен учить учащихся замечать все наиболее типичное характерное, мысленно отвечая на вопросы: что особенного в данном биологическом объекте, в биологическом процессе? Чем отличается данный биологический объект от тех, с которыми они уже знакомы?
При изучении биологических процессов учитель постоянно должен приучать учащихся замечать все, что в них изменилось по сравнению с другими процессами.
При чтении текста учитель должен учить учащихся охватывать своим вниманием как можно большую часть текста, читать как можно быстрее, улавливая смысл прочитанного.
Приучать учащихся выполнять сразу несколько дел, что ведет к развитию внимания.
Практиковать развитие концентрации и распределению внимания.
На своих уроках я использую следующие задания на развитие внимания. Они в основном имеют игровой характер, что тоже является большим плюсом при активизации познавательной активности учащихся.
Задания на пропуски слов
А. Вставьте пропущенное слово в тексте.
_____ система растения из почвы поглощает _____ и ________. Вода, с растворенными в ней минеральными веществами по ____________ стебля доставляется в ________ листа. Из ______ листа вода поступает к к леткам основной ткани, содержащим _________. Через устьица к клеткам основной ткани поступает _____________. В хлоропластах из _______ и _______ при участии _________ образуется органическое вещество- глюкоза. Происходит процесс __________.
(Корневая, воду, минеральные вещества, сосудам, жилки, жилок, хлоропласты, углекислый газ, углекислого газа, воды, света, фотосинтез).Задания на лишние данные.
А. Исключите лишнее.
А) хлоропласты, лейкопласты, протисты, хромопласты;
Б) митохондрии, пластиды, ядро, лизосома;
В) лизосома, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, митохондрии; и т.д.
Б. Задание «Третий лишний»
А) печень-щитовидная железа-слюнные железы;
Б) лопатка, плечевая кость, фаланги пальцев;
В) тромбоциты-лейкоциты - эритроциты;
Г) трутовик-дрожжи-шампиньон;
Д) вены-артерии-альвеолы;
Е) дрофа - сипуха-стрепет; и т.д.
3. На исправление ошибок
А. В предложенной схеме мейоза найдите ошибки и предложите правильное решение
Фаза Мейоз I Мейоз II
Интерфаза 2n1c-2n2c 2x1n2c
Профаза 1n4c 2x2n1c 2x1n2c
Метафаза 2n4c 1n4c* 2x1n2c 2x1n2cАнафаза 2n2c 2x1n2c 2x2n1c
Телофаза 2x1n2c 4x1n2c 4x1n1c
* Правильные варианты указаны курсивом
Б. В предложенном тексте найти биологические ошибки.
1. Злаки- это самое многочисленное семейство однодольных растений. 2. Это в основном многолетние травянистые растения. 3. Стебель злаков тонкий и полый. 4. Листья состоят из длинного влагалища, охватывающего стебель и листовой пластинки. 5.Соцветие злаков- простой колос.
Ответ:1,3,5.
4.Задание на выделение или составление слов.
Игра «Гусеница»
Учащимся предлагается зашифрованная запись, где слова, обозначающие биологический объект или явление, написаны слитно. Необходимо найти их и выписать в тетрадь.
Соколибрибисойканарейказаркайральбатросоедроздрофазанандудодубоносорокакаду
(сокол, колибри, ибис, сойка, канарейка, кайра, альбатрос, осоед, дрозд, дрофа, фазан, нанду, удод, дубонос, сорока, какаду). Игра «Домино»
Сложные названия животных разбивают на отдельные блоки и выписывают на отдельных карточках. Задача играющих- правильно соединить эти блоки и получить задуманные учителем слова (могут работать самостоятельно или командой – на скорость).
Пример: кит(о) глав, хвост(о) кол, нос (о) рог, каш(а) лот, древ(о) точец, рог(о) зуб, рос(о) маха, горн(о) стай, ухо(верт) ка, труп(о) ед, сух(о) нос, снег(и) рь и тд.
Приемы, направленные на развитие воображения
Необходимые действия учителя по развитию воображения учащихся на уроках биологии
Учитель должен помочь учащимся представлять по мере возможности увиденный биологический объект и закреплять его в памяти в виде образа.
В процессе биологического образования следует учить учащихся изображать биологические объекты или информацию о них в виде рисунков, символов, схем, условных обозначений, привносить в изображения как можно больше творческой фантазии.
Учитель может научить учащихся изображать объемные модели и макеты в различных проекциях или научить мысленно представлять тот или иной объект.
С целью формирования воображения можно использовать биологические сочинения и сказки, конструирование и моделирование некоторых объектов.
Задания на составление экологических сказок. Дети очень любят фантазировать, особенно учащиеся 5-7 классов. Такие задания развивают не только воображение, ни творческое мышление, речь.
Задания на составление рассказа с биологическими ошибками, которые надо заметить исправить, вызывают у ребят особый интерес. Эта работа довольно сложна. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли. Выполнение таких заданий способствует развитию речи и творческих способностей.
Приемы, направленные на развитие памяти
Развитие памяти в процессе биологического образования требует реализации приемов запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки информации.
1.Запоминание без записей.
Приучать учащихся запоминать различного рода информацию (факты, имена, термины, названия и т.д.), не прибегая к записям и воспроизводить ее устно.
Задания на развитие памяти и речевых навыков учащихся.
А. Составление рассказов по заданным словам способствует развитию мыслительной и речевой деятельности. При изучении нового материала рассказы составляются на основе прочитанного в учебнике тексте. На первом этапе опорные слова предлагаются в той последовательности, в котором они упомянуты в тексте. Затем работа усложняется: слова даются без определенной последовательности, можно вносить лишнее, что не может быть использовано в тексте. Ученику предлагается озаглавить текст, придумать вопросы. Этот вид работы удобен для дифференцированного обучения: «слабым» дается более простое задание, «сильным» - сложное.
Б. Составление рассказа по опорным схемам.
Составьте рассказ по схеме:
282321064135Листья
0Листья

35185341371602137410137160
446151048895Сидячие
00Сидячие
1451610144145?
00?


200406081280116586081280
2366010106680Сложные
00Сложные
499110106679?
(береза, черемуха)
00?
(береза, черемуха)

2.Запоминание путем повторения информации.
Убеждать учащихся запоминать информацию и сохранять ее путем регулярного повторения.
3.Мнемоническое запоминание - система приемов, облегчающих запоминание.
Ведет к увеличению объема запоминаемого материала путем образования искусственных ассоциаций. Запоминанию способствуют задания «Подберите антонимы».
А) мономер-
Б) ассимиляция-
В) синтез-
Г) антагонист-
Д) систола-
Е) доминантный - и т.д.
4. Задания на установление связей между запоминаемым объектом и конкретными символами, буквами, графическими или схематическими изображениями.
5.Осмысленное запоминание-система приемов, основанная на осмысленном восприятии, образном представлении и ассоциировании с известными фактами, объектами, понятиями.
В 6 классе при изучении внутреннего строения стебля детям очень трудно запомнить строение, названия и функции каждого слоя (немаловажную роль при этом играет языковый барьер). Мы делаем следующим образом, придумываем ассоциации, характеристики.
Пробка (пробковое дерево, бутылочные пробки).
1451610123825832485123825 Корказащита
88963592710Кора
37947601085852423160108585 Луб (избушка лубяная) ситовидные трубки нисходящий ток (орг. в-ва-березовый сок)
242316077470Камбий – образовательная ткань рост в толщину (годичные кольца)
4604385100330111823511938026041352146302604135908053442335109855Древесина проводящая ткань сосуды восходящий
35375851066804604385495300 трахеиды ток мин вещ-ва и вода
3261360104140120396094615Сердцевина крупные клетки (рыхлая ткань) запас питательных веществ веществ
Приемы, направленные на развитие мышления
3794760130810379476014033500374713521653532613601308102099310130810001451610130810Мышление
продуктивное репродуктивное практическое наглядно- наглядно- словесно-
(творческое) (нетворческое) образное действенное логическое
Практическое мышление – реализуется во время проведения практических работ.
Творческое мышление может быть теоретического или практического характера. Развитие наглядно-действенного мышления начинается с непосредственного взаимодействия учащихся с реальными биологическими объектами. Развитие наглядно-образного мышления осуществляется учителем так же, как и при развитии наглядно-действенного мышления путем решения практических задач. И если при развитии наглядно-действенного мышления учитель использует натуральные биологические объекты, то при развитии наглядно-образного мышления – идеализированные или материализованные (в рисунках, схемах, формулах, и т п.) образы биологических объектов. Развитие словесно-логического мышления связано с формированием у них умений правильно подбирать слова, биологические термины, названия , точно и лаконично выражать свои мысли, грамотно владея языком биологии.
Задания на развитие мышления учащихся.
А. Задания на выполнение мыслительных операций
Задание на соответствие
Ботаника (А) Растения, которые растут,
развиваются и расселяются без помощи человека
Царство (Б) Наука, изучающая царство растений.
Культурные растения(В) Очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.для удовлетворения своих потребностей
Биология(Г) Растения, специально выведенные и выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей.
Дикорастущие растения(Д) Наука о живой природе.
Задания на поиск закономерностей
Установите признак, объединяющий указанные объекты
А) ядро, митохондрии, пластиды (имеют собственную ДНК);
Б) дельфин, белуха, кит (водные млекопитающие);
В) молоточек, наковальня, стремечко (слуховые косточки);
Г) петров-крест, раффлезия, заразиха (растения-паразиты) и т д.
Задания на классификацию
Из следующего перечня органоидов: ядро, ЭПС, АГ, рибосомы, пластиды, митохондрии, лизосомы, вакуоль, клеточный центр, микротрубочки, выпишите
А) немембранные органоиды
Б) одно мембранные органоиды
Задания на сравнение
А. Сравните ДНК и РНК по следующему плану:
1. Строение молекулы.
2. Состав молекулы (углевод, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты).
3. Биологическая функция.
Б. Назовите отличия активного и пассивного транспорта веществ через мембрану.
Задания на выполнение мыслительных действий.
Логическая задача.
А. Это могут быть задачи по генетике, содержащие большой объем информации. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал по этой теме.
Б. Проблемные задачи
Два растения испарили разное количество воды за 1 час. Как можно объяснить эти различия? Приведите наибольшее количество предположений.
Задания на обоснование
А. Сравните теории биохимической эволюции и панспермии. Приведите аргументы, подтверждающие и опровергающие каждую теорию.
Задания на доказательство
А. Докажите опытным путем, что в выдыхаемом воздухе содержится углекислый газ (для учащихся 9 классов, изучивших химию веществ, практическая и меж предметная направленность задания).
Б. Докажите происхождение человека от человекообразных обезьян и т д.
Задания на развитие творческого мышления
А. Составление кроссвордов
Ученики любят не только решать кроссворды, но и составлять их. Кроме кроссвордов, некоторые учащиеся составляют также ребусы, шарады, загадки. При этом происходит развитие не только мышления, но и творческих способностей.
Б. Предложите действия по охране исчезающих видов растений вашей местности и т д.. В. Составление ученических проектов.
Составление проектов- трудная, сложная и объемная работа, требующая много времени. Но в то же время современные дети привыкли получать информацию из источников Интернет. Найти интересующую информацию им не трудно. Главная задача учителя – научить выделять главное, определяться с целью и задачами выполняемой работы. Мои учащиеся пока в этом вопросе имеют некие затруднения.
Использование компьютерных технологий в биологии
Особенностью преподавания биологии и природоведения в школе является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при опросе, при объяснении нового материала, и в процессе закрепления знаний. Учеными установлено. Что эффективность усвоения материала при использовании одних словесных методов изложения возможна в пределах 10-15 %, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает до 25%, а при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигает уже 65%.
Наша школа небогата в выборе средств наглядности на уроке: старые таблицы, рисунки на доске, самодельные схемы. Каждое из этих наглядных средств имеет свои недостатки. Так, содержание таблиц часто не соответствует программе, содержанию учебника, а по некоторым темам их вообще нет. Оставляют желать лучшего и самодельные средства наглядности, т.к. созданы они учителем в меру его скромных художественных способностей. Использование старых таблиц, схем имеет большие недостатки - санитарно-гигиенические, эстетические. В школе уже давно не было обновления муляжей, раздаточного материала.
Для преодоления этих трудностей и недостатков, а также для оперативной перестройки средств наглядности в соответствии с требованиями новых учебных программ большие возможности предоставляют современные технические достижения, в частности использование информационно-коммуникационных технологий.
Использование информационных технологий в процессе обучения позволяет повысить интерес и расширить кругозор учащихся.
Использование возможностей компьютерных технологий открывает доступ к справочным системам и электронным библиотекам, позволяет обеспечивать учебный процесс новыми учебными и учебно-методическими материалами, развивает творческие способности учащихся.
Помощь учителю могут оказать различные программные продукты:
Компьютерные (электронные) учебники
Обучающие программы
Контролирующие, диагностирующие материалы
Программы- тренажеры
ВидеоурокиМетодические материалы для учителя
Словари, справочники и энциклопедии
Игровые и занимательные программы
ИКТ–технологии применяются мною на различных этапах урока:
при объяснении нового материала (цветные рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, 3D–рисунки и модели, анимации короткие, интерактивные рисунки, вспомогательный материал) в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помощью мультимедийного проектора на экран.
при повторении, закреплении (задания с выбором ответа, тематические подборки заданий, задания с использованием фото, видео и анимаций, интерактивные задания, вспомогательный материал)
при контроле знаний (тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой, контрольно-диагностические тесты) на уровнях узнавания, понимания и применения. При выполнении учениками на этих этапах урока виртуальных лабораторных работ и опытов повышается мотивация учащихся — они видят, как могут пригодиться полученные знания в реальной жизни;
домашние эксперименты могут быть выполнены учеником по рабочему листу с соответствующей адаптацией и при наличии дома учебного диска по данному курсу.
Большое значение для имеет использование на уроках интерактивных моделей. Они позволяют ученику увидеть процессы в упрощенном виде, представить себе схемы того или иного процесса или явления. Работа с ними открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков стараюсь найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.Цифровые образовательные ресурсыИспользование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как готовых электронных продуктов позволяет повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. В практике своей работы стараюсь использовать готовые ЭОР, представленные в сети Интернет , т. к это позволяет экономить время. Для облегчения своей работы имею список сайтов с ЭОР с гиперссылками.
Мультимедийные презентацииИспользование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
Возможности презентаций:
демонстрация фильмов, анимации;
выделение (нужной области);
гиперссылки;
последовательность шагов;
интерактивность;
движение объектов;
моделирование.
Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке.
В своей практике использую разные типы уроков с применением презентаций.
Уроки-лекции. ИКТ на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции.
В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознаваться ребятами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура и т.д. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя на всем пространстве урока.
В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания.
В 11 классе при изучении темы «Эволюция органического мира», «Стадии эволюции человека» использую созданные мной презентации.
Обобщающие уроки. С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока – собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.
Презентация, используемая на уроке обобщения, может не отличаться стройной логикой, а представлять собой отдельные наборы слайдов, используемых на уроке. В этом случае можно использовать различные фоны и элементы анимации, т.к. данная электронная презентация не является единым целым и включается в урок с временными перерывами.
Используемые ранее фрагменты слайдов презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся. Видеофрагменты применения тех или иных изученных объектов в быту или природе очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.
В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, но ученик тоже может участвовать в создании презентации. В старших классах сам ученик может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы.
К обобщающему уроку можно предложить учащимся подготовить небольшой отчет о домашнем эксперименте или защиту минипроекта по пройденной теме, также с использованием слайдов презентации.
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
При длительном объяснении, особенно в классе с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить видеофрагмент (не более 1 минуты), сопровождающийся музыкой. Он может и не нести очень важной информации, но обязательно должен быть связан с темой урока.
Составление электронных презентаций учащимися – один из видов домашнего задания.
Такого рода задания мною чаще используются в старших классах. Так, после изучения темы «Индивидуальное развитие организмов», ученица 11 класса выполнила по этой теме презентацию «Такие загадочные близнецы».
Список электронных интерактивных приложений, используемых в моей работе:
№ Название Краткое описание
1 Уроки биологии. Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «Глобус». Диск содержит презентации к каждому уроку в программе Power Point; карточки для проверки знаний.
2 Биология. Интерактивные дидактические материалы 6-11 классы.
Издательство «Планета». Содержит:
1.Интерактивный теоретический материал и видеофрагменты.
2. Интерактивные тестовые и логические задания.
3. Образцы решения задач.
3 Электронное интерактивное приложение «Уроки биологии с применением ИКТ». Издательство «Планета». 1.Мультимедийные презентации для использования на уроках.
2. Видеофрагменты к урокам.
3. Задания для обобщения и повторения.
4 Биология. Поурочное планирование (линия учебников Н.И.Сонина). 8-9 классы. Издательство «Учитель» Содержит подробные конспекты уроков по биологии в 8-9 классах.
5 Автоматизированная оценка качества знаний. Биология 10-11 классы. Издательство «Учитель» 1. Систематизированная база заданий.
2. Тематические проверочные тесты.
3. Автоматизированная проверка.
4.Вывод отметки.
5. Автоматизированный «журнал».
6.Архивирование результатов.
6 Биология. 1С-Репетитор Фирма «1С». 1. Интерактивные иллюстрации.
2. Видеофрагменты.
3. Тесты и задачи. Контрольные тесты и задачи.
4.Справочные сведения по всем разделлам биологии.
Таким образом, стремлюсь максимально развить потенциальные возможности своих учеников, привить им устойчивый интерес к предмету биологии. Планирую и прогнозирую свою педагогическую деятельность, учитываю результаты предыдущего года. На основе этого веду отбор средств, форм и методов обучения, позволяющих добиваться повышения качества.
Как следствие, мониторинг последних 3 лет работы показывает стабильные результаты показателей качества знаний при 100% обученности. Наблюдается положительная динамика роста числа учащихся, выбирающих биологию для государственной аттестации. Уровень подготовки учащихся соответствует минимуму содержания биологического образования.
Список использованной литературы
1. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии».
2. Пустохина О.А. «Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков: технологии, методы, приемы» Волгоград «Учитель» 2009
3.Мухамеджанов И.Р. «Тесты, зачеты, блицопросы» М.ВАКО 2006
4.Дендебер С.В. «Современные технологии в процессе преподавания химии» М.2007
5. Дудкина О.П. «Биология 6-11 классы. Проверочные тесты, разноуровневые задания». Волгоград «Учитель» 2010
6. Фадеева Г.А. «Экологические сказки» Волгоград «Учитель» 2003.