Адаптированная рабочая программа по швейному делу


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Красновосходская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора Директор школы
_________Гайсина Э.Р _________Гайсин Р.Г.
Адаптированная рабочая программа
По профессионально- трудовому обучению «Швейное дело»на 2016-2017 уч.год Рассмотрено
на заседании педсовета № 1
«_31_» августа 2016 года
Составила: Богатенкова Ольга Николаевна
Учитель швейного дела I категория
Красный Восход
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ Красновосходская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года.
Нормативно-правовую базу разработки АООП образования обучающихся с умственной отсталостью составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ), Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1), утверждённый приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14; Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования, Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Устав ГБОУ Красновосходская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ОВЗ.
Трудовая деятельность детей с особыми образовательными потребностями рассматривается как одно из самых активных средств подготовки к жизни, а обучение – как средство вооружения обучающихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности. Обучающиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности. Уроки швейного дела в коррекционной школе выступают не только как предмет, но и как одно из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей с интеллектуальной недостаточности. Назначением системы коррекционного образования становится не передача знаний и учебных умений, а формирование умений построить свою жизнь на основе полученных знаний.
Программа предусматривает подготовку обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида косвоению профессии швея и самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву швейных изделий (белья, легкой детской одежды).
Цели обучения швейному делу:
1.Овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления швейных изделий (познавательная цель);
2.Формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
3.Развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- освоение  технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личности или общественно значимых продуктов труда;  знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии;
- овладение трудовыми и специальными умениями, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;
- развитие познавательных интересов, творческих, коммуникативных способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к  анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение  опыта применения технологических знаний и умений в   практической деятельности, самостоятельной деятельности в обществе;
Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить обучающихся к самостоятельному труду, сформировать профессионально-трудовые умения и навыки, воспитать ряд нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение обучающихся специальной (коррекционной) школы в производительный труд, а также социальной адаптации в обществе. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
Коррекционная направленность обучения труду заключается в формировании следующих умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять прием работы и инструменты, нужные для выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Коррекционная работа включает следующие направления:
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности: (восприятия, представлений, ощущений, памяти, внимания, пространственных представлений и ориентации).
- Развитие различных видов мышления: (наглядно-образного; словесно-логического).
- Развитие основных мыслительных операций: (умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по инструкциям, алгоритму, планировать деятельность).
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: (развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств).
- Коррекция речи устной и письменной речи (монологической речи, диалогической речи, обогащение словаря).
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий, самостоятельных работ
Основные методы работы с учащимися:
- наглядный показ образцов, выполненной работы, анализ образца, демонстрация выполнения практической работы, поэтапный наглядный план работы
- практический- последовательное выполнение трудовой операции под руководством учителя
- словесный- предварительная краткая беседа, словесный инструктаж, рассказ
Формы работы на уроках:
- индивидуальная- практическая работа.
- фронтальная- проверка знаний при помощи сигнальных карточек , тестирование и т.д.
- групповая – лабораторные работы
- коллективная- работа с пооперационным разделением труда
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог).
Работа с книгой.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Работа по плакатам.
Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы стимуляции:
Демонстрация натуральных объектов;
ИТК
Дифференцирование, разноуровневое обучение;
Наглядные пособия, раздаточный материал;
Создание увлекательных ситуаций;
Занимательные упражнения;
Экскурсии;
Декады трудового обучения;
Участие в конкурсах;
Участие в выставках декоративно-прикладного творчества
Связь с другими предметами
Профессионально – трудовое обучение (швейное дело) является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает взаимосвязь с предметами:
Математика – (выполнение расчетов, вычислений,  работа с геометрическими фигурами, работа с угольником, линейкой, вычерчивание прямоугольника, квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку, альбоме).
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций; изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна: определение структуры узора.
Чтение  и развитие речи–связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам;  дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами. Работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение традиционного обучения, здоровьесберегающих технологий, элементов личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся с недостатками интеллекта, информационно – коммуникативные технологии. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Программа содержит учебный материал по швейному делу для 6-9 классов специальной (коррекционной)образовательной школы VIII вида.
Структура рабочей программы состоит из:
- перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
- тема урока;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- дата проведения
- основные виды деятельности обучающихся ( к разделу);
- универсальные учебные действия (к разделу);
- практическая часть программы;
.
Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по швейному профилю, на этом материале формируются общетрудовые умения на уровне, доступном данному контингенту обучающихся. Вместе с тем предлагаемый учебный материал может служить базой для последующего овладения профессиями швейного производства.
6 класс
Цель - отработка определенных трудовых навыков, необходимых для овладения профессии швеи мотористки, формировать навыки самостоятельной работы на швейной машине.
Задачи:
-развитие речи в процессе выполнения трудовых действий;
-сообщение обучающимся необходимых знаний по технологии пошива изделий и свойств х\б и льняных тканей;
-формирование практических умений навыков при выполнении заданий по пошиву изделий;
-обучение приемам безопасной работы на швейной машине с электроприводом и оборудовании мастерской;
- воспитание позитивного отношения к любому роду трудовой деятельности;
- воспитание аккуратности, терпения, настойчивости.
7 класс
Цель - отработка определенных трудовых навыков, необходимых для овладения профессии швеи мотористки.
Задачи:
-сообщение учащимся необходимых знаний по технологии пошива изделий и свойств шерстяных тканей;
-формирование практических умений навыков при выполнении заданий по пошиву изделий;
-обучение приемам безопасной работы на швейной машине с электроприводом и оборудовании мастерской;
-обучение планированию процесса обработки узлов и пошива изделий;
-воспитание позитивного отношения к любому роду трудовой деятельности;
-воспитание аккуратности, терпения, настойчивости;
-воспитание самостоятельности, умения адекватно оценивать результаты своего труда.
8 класс
Цель- отработка навыков обработки воротника, рукава, подборта, кокетки.
Задачи:
- изучение и выполнение различных видов отделки легкого платья; вышивка гладью, отделка изделия воланом, мелкими складками, защипами, мережкой, рюшем.
- изучение свойств, производства, назначения натуральных и искусственных шелковых волокон и тканей, синтетических волокон и тканей
- воспитание позитивного отношения к любому роду трудовой деятельности;
- выполнение работ с пооперационным распределением труда.
9 класс
Цель- овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской легкой одежды и скоростными приемами труда.
Задачи:
- сообщение учащимся необходимых знаний по организацией труда на швейной фабрике и знакомство с трудовым законодательством
- формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений.
- изучение приемов выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий на бытовых швейных машинах, технологическую последовательность изготовления узлов швейных изделий, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции.
- изучение технологических свойства новых тканей и нетканых материалов
- формирование практических умений навыков при выполнении заданий по пошиву платья отрезного по линии талии или бедер, юбки, сарафана, блузки не сложного фасона.
- воспитание позитивного отношения к любому роду трудовой деятельности;
- воспитание позитивного отношения к любому роду трудовой деятельности;
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой 2011 года профессионально – трудовое обучение (швейное дело) изучается с 5 класса.
Количество часов рассчитано на 34 недели- 6-8 классы, 33 недели 9 класс
Класс Швейное дело
кол.часов в неделю,в год
6 6ч 204 ч
7 7 ч 238
8 8ч 272 ч
9 10ч 330 ч
Количество тем регионального содержания по классам
6 класс
№ Тема Кол-во часов
1 Профессия швеи 1
7 Сборка как отделка в легком платье, способы выполнения сборок. 1
11 Косынка..Фасоны, детали, срезы. 1
15 Фартук. Назначение, фасоны, ткани. Снятие мерок для фартука 1
25 Заплата: формы, способы пришивания. Подбор ткани для заплаты. 1
27 Вышивание нагрудника фартука 1
12 Кепи и береты: назначение, фасоны, детали, контурные срезы. Снятие мерок. 1
7 класс
№ Тема Кол-во часов
1 Знакомство с производственной швейной машиной 22-а класса ПМЗ. 1
29 Пооперационное разделение труда. 1
30 Швы, используемые при фабричном пошиве наволочки. 1
10 Оборка. Правила расчета, раскроя оборок. 1
8 класс
№ Тема Кол-во часов
1 Вышивка гладью. Виды, применение, инструменты и приспособления 1
2 Выбор рисунка, подбор ниток. 1
24 Жилет. Виды жилета, ткани для жилета, швы 1
10 Ткань, отделка ткани, дефекты ткани (крашение печатание). 1
29 Ткань, отделка ткани, дефекты ткани (крашение печатание). 1
2 Виды отделки легкой одежды. Оборки, рюши. Мережка. Правила раскроя. 1
3
Халат. Виды, фасоны, ткани. Выбор и описание фасона. 1
27 Массовый и индивидуальный пошив изделий. Машинные и ручные швы на швейных фабриках. 1
28 Содержание работы на отдельных рабочих местах при пооперационном разделении труда 1
9 класс
№ Тема Кол-во часов
30 Оборудование отделочного цеха. Организация рабочего места при ВТО. Правила техники безопасности на рабочих местах 1
33 Труд молодежи. Трудовая дисциплина. 1
2 Готовая выкройка. Особенности, названия деталей и контурных срезов. 1
29 Универсальные швейные машины. Виды, модели.
Швейные машины автоматы, полуавтоматы 1
2 Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. 1
3 Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. 1
4 Цеха на швейной фабрике: Экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный.
1
8 Законодательство по охране труда. Безопасность труда на швейных фабриках.(цех, рабочее место) электробезопасность. 1
10 Ассортимент простейших изделий швейной фабрики. 1
5 Лекала используемые на швейных фабриках для раскроя поясных изделий. 1
Количество практических, контрольтных, лабараторных работ, экскурсий по классам
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий, практических и контрольных работ.
График самостоятельных и контрольных работ на 2016-2017 уч.г.
Вид контроля Вид работы Сроки
Тематическиий контроль Самостоятельная работа I четверть
Промежуточный контроль за I полугодие Самостоятельная работа II четверть
Тематический контроль Самостоятельная работа
III четверть
Итоговый контроль Контрольная работа
IV четверть
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса ( на класс и на уровень обучения)
Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело) в 6-9 классах является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения жизненными компетенциями, что имеет особую значимость в образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Разделы программы содержат дидактические единицы обеспечивающие формирование компетенций:
- для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции – сведения о свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине;
- сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции;
- знакомство с массовым производством, организацией работы на швейном предприятии – становление и формирование ценностно-ориентационной компетенции.
В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мышления(наглядно- образного, словесно- логического), памяти.
- развитие мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать).
- коррекция звукового и зрительного восприятия;
- коррекция развития речи: обогащение словаря;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально- личностной сферы ( стремление доводить начатое дело до конца), исправление недостатков познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки), а также недостатков физического развития, мелкой моторики рук.
Требования к знаниям учащихся
По итогам прохождения программного материала учащиеся
6 класс:
Знать:
-назначение и устройство бытовой машины с электроприводом
-виды и назначение обтачек
-производство х\б тканей и их свойства, льняные волокна и ткани и их свойства
-конструкцию и применение запошивочного шва
- понятие масштаб, масштабная линейка.
-правила и последовательность снятия мерок
-правила расчета ткани на мягкие складки
-назначение и фасоны карманов
Уметь:
-обрабатывать срезы обтачками по прямой линии, кругу и углу.
-выполнять на машине мягкие складки
-распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани
-выполнять запошивочный шов
-работать на швейной машине с электроприводом
-работать по готовым лекалам
-снимать и записывать мерки
-самостоятельно проверять раскладку выкройки на ткани
-ориентироваться в работе по образцу
-анализировать качество работы при сравнении с образцом
-утюжка и складывание изделия по технологическим требованиям
7 класс.
Знать :-устройство и правила работы на промышленной швейной машине
-название основных мерок при построении чертежа сорочки, пижамных брюк и юбки
-название контурных срезов и деталей выкройки
-дефекты швейных игл и их устранение
-сведения о ткацком производстве
-назначение и фасоны пододеяльников, основные стандартные размеры
-производство шерстяных волокон и тканей и их свойства
-виды складок
-виды застежек в боковом шве
-виды обработки нижнего среза юбки
-устройство и правила работы на краеобметочной машине 51-А класса ПМЗ
-виды обработки верхнего среза юбки
-оборка – вид отделки изделия
Уметь :-выполнять пошива изделия на промышленной швейной машине
-работать на краеобметочной машине
-снимать мерки для построения чертежа ночной сорочки, пижамного комплекта и юбки
-строить чертеж в масштабе
-работать бригадным методом ,с пооперационным разделением труда.
-выполнять самоконтроль качества работы с последующим отчетом о проделанной работе
-выполнять обработку рамки пододеяльника, застежки в боковом шве, нижнего среза юбки ручным и машинным способом, верхнего среза юбки .-моделировать выкройку ( изменение выкройки ночной сорочки , юбки)
-определять шерстяные ткани по внешним признакам
-подбирать ткани в соответствии с фасоном изделия.
-выполнять потайные подшивочные стежки
8 класс.
Знать :-виды вышивки и ее применение
-свойства и внешние признаки натуральных и искусственных шелковых тканей и волокон
-виду силуэтов
-виды дефектов ткацкого производства
-виды ремонта в зависимости от характера изделия
-виды отделки легкого платья и блузок
-виды синтетических волокон и ткани с использованием синтетических волооко, их свойства
-мерки для построения прямого рукава и воротника
-формы и виды соединения кокетки с основной деталью
-приспособления к бытовым швейным машинам и их применение
-виды нетканых материалов и их использование
-понятие борт и подборт-виды неполадок промышленной швейной машины и их исправление
-промышленную технологию пошива легкой женкой одежды
Уметь :-выполнять простые виды вышивки
-выполнять простейшее моделирование женской легкой одежды
-распознавать шелковые ткани, синтетические
-составлять план пошива изделия
-самостоятельно анализировать и контролировать качество выполненной работы
-разбирать челночный комплект (частично) , чистить и смазывать машину
-использовать готовые лекала при раскрое
-использовать приспособления швейной машины
-составлять описание модели изделия
-регулировать работу швейной машины
-обрабатывать воротники, рукава, манжеты, борта халатов
- самостоятельно выполнять пошив изделий массового производства (постельное, столовое и нижнее белье)
9 класс.
Знать :-ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей
-особенности влажно тепловой обработки синтетических тканей
-фасоны отрезных платьев
-оборудование отделочного цеха
-работу подготовительного и раскройного цеха
-основные права и обязанности рабочих и служащих
-правила заключения и расторжения трудового договора
-понятие рабочее время, заработная плата
-охрану труда, труд молодежи, трудовую дисциплину
-правила работы с готовыми выкройками
-организацию швейного производства
-правила безопасной работы на швейной фабрике
-технологию пошива простейших изделий швейного производства
-назначение универсальных и специальных швейных машин
-новые швейные материалы , используемые на швейном предприятии
-технологию пошива верхней одежды , используемую в массовом производстве
-приспособления на швейной машины для выполнения окантовочного шваУметь :-определять синтетические ткани по внешним признакам
-описывать фасоны платья
-работать с журналами мод и находить выкройку по выбранной модели изделия
-изготавливать выкройку по журналу мод
-анализировать полученную выкройку
-самостоятельно выполнять раскладку выкройки на ткани с учетом рисунка
-выполнять межоперационный контроль, оценку качества готового изделия
-определять ежедневный учет работы, подводить итоги выполнения планового задания
-раскраивать изделия по готовым лекалам
-выполнять окантовочный шов с приспособлением к швейной машины
Контрольно- измерительные материалы
6 класс
№ Тема Вид контроля
1 Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой. Самостоятельная работа
2 Обработка горловины. Самостоятельная работа
3 Изготовление накладного кармана. Самостоятельная работа
4 Пошив головного убора по готовому крою Контрольная
7 класс
№ Тема Вид контроля
1 Обработка горловины подкройной обтачкой на образце. Самостоятельная работа
2 Пошив по готовому крою наволочки с клапаном Самостоятельная работа
3 Обработка вытачек. Выполнение встречной складки на образце Самостоятельная работа
4 Соединение клиньев юбки, обработка верхнего среза притачным поясом Контрольная
работа
8 класс
№ Тема Вид контроля
1 Обработка плечевых срезов Обработка среза окантовочным швом и косой бейкой. Самостоятельная работа
2 Обработка горловины с вырезом «каре». Самостоятельная работа
3 Обработка воротника на образце. Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой. Самостоятельная работа
4 Обработка отложного воротника. Втачивание воротника вместе с подбортом. Обработка короткого рукава.
Контрольная
работа
9класс
№ Тема Вид контроля
1 Изготовление выкройки рукава «фонарик» на основе выкройки рукава. Изготовление рукава «фонарик» на образце. Самостоятельная работа
2 Изготовление выкройки отложного воротника. Обработка деталей воротника. Втачивание воротника в горловину. Самостоятельная работа
3 Обработка плечевых и боковых срезов стачным швом. Обработка прямого рукава. Вметывание и втачивание рукава в пройму изделия Самостоятельная работа
4 Пошив изделия равнозначный по трудности исполнения экзаменационномуКонтрольная
работа
Система контроля в процессе обучения предполагает
- наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием учащихся;
- мотивированная оценка знаний и умений;
-проведение самостоятельных работа по окончанию четверти ;-непосредственный контроль выполнения трудовых приемов и операций в практической деятельности
- устный опрос;
- проведение мониторинга качества успешности;
-самоконтроль;
-взаимоконтроль.
Формы оценивания:
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Содержание учебного курса.
6 класс
№ Название раздела Кол-во часов
1 I четверть 50
2 Вводное занятие. Профессия швеи-мотористки. Задачи обучения и план работы на четверть. 2
3 Обработка обтачкой среза ткани. Виды обтачек и способы их обработки. 14
4 Ткацкое производство. Полотняное переплетение, распознавание ткани. 4
5 Косынка. Построение чертежа, раскрой и обработка срезов косынки. 8
6 Фартук. Снятие мерок, построение чертежа, раскрой деталей и обработка срезов фартука. 16
7 Самостоятельная работа 2
8 Ремонт одежды. Выполнение заплаты 4
9 II четверть 46
10 Вводное занятие. 2
11 Запошивочный шов. Выполнение шва на образце. 6
12 Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия. Виды переплетений. Пошив ночной сорочки. 16
13 Обработка косой обтачкой закругленного среза в плечевом бельевом изделии. Пошив ночной сорочки. 16
14 Самостоятельная работа. 2
15 Практическое повторение. Шитье фартука. 4
16 III четверть 56
17 Вводное занятие. 2
18 Бытовая швейная машина с электроприводом. Устройство электропривода, работа на швейной машине. 6
19 Складки. Выполнение складок. 6
20 Накладной карман. Обработка накладного кармана 8
21 Подкройная обтачка. Обработка срезов обтачкой на образце. 8
22 Фартук с нагрудником. Снятие мерок, построение чертежа и пошив фартука. 24
23 Самостоятельная работа. 2
24 IV четверть 48
25 Водное занятие. 2
26 Трусы- плавки. Снятие мерок, построение чертежа, изготовление выкроек и пошив трусов- плавок 18
27 Купки и береты. Снятие мерок, построение чертежа, изготовление выкроек и пошив кепи 20
28 Контрольная работа 4
29 Ремонт. Выполнение заплаты, штопки. 4
Итого: 200 ч, 4 ч идет на праздничные дни
7 класс
№ Название раздела Кол-во часов
1 I четверть 60
2 Вводное занятие. Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть 2
3 Промышленная швейная машина. Знакомство с машинкой, заправка ниток, работа на швейной машине. 11
4 Построение чертежа и раскрой женского и детского изделия без плечевого шва. Общее пред9ставление о прядильном производстве. Снятие мерок, построение чертежа и шитье ночной сорочки. 12
5 бработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки. Неполадки швейной машины и их устранение. Обработка выреза горловины. 9
6 Практическое повторение. Шитье ночной сорочки. 12
7 Самостоятельная работа 3
8 Пошив однодетального изделия с прямыми срезами. Пооперационное разделение труда. Изучение свойств льняной ткани. Пошив наволочки с клапаном. 11
9 II четверть 56
10 Вводное занятие 2
11 Понятие о ткацком производстве. Виды переплетений. 3
12 Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника. Знакомство с бельевыми швами, шитье пододеяльника. 14
13 Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия. Пижама, назначение, снятие мерок, рас крой пижамных брюк. 9
14 Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой. Пижамная сорочка, раскрой сорочки. 3
15 Соединение основных деталей в изделии поясного белья.
Шитье пижамы. 18
16 Самостоятельная работа 3
17 Ремонт одежды. Выполнение штопки. 4
18 III четверть 67
19 Вводное занятие. 2
20 Шерстяное волокно и его свойства. Изучение свойств. 1
21 Краеобметочная швейная машина 51 А класса. Назначение и устройство. 2
22 Прямая юбка. Назначение и ткани, моделирование, снятие мерок и построение чертежа. Изготовление выкройки и раскрой. 11
23 Обработка складок в поясном женском и детском платье. Назначение и виды складок, выполнение складок. 7
24 Обработка застежек в боковом шве поясного изделия. Виды застежек и способы обработки. Шитье юбки. 37
25 Самостоятельная работа 3
26 Ремонт белья. Выполнение заплаты 4
27 IV четверть 55
28 Вводное занятие. План работы на четверть. Правила техники безопасности. 2
29 Клешевые и клиньевые юбки. Назначение и виды юбок. Построение чертежа , изготовление выкройки и раскрой юбки. Оборки и правила их соединения. Шитье клиньевой юбки. 31
30 Практическое повторение. Шитье клешевой юбки по готовому крою. 13
31 Самостоятельная работа 3
32 Ремонт белья. Ремонт постельного и нательного белья. 5
Итого: 238 ч
8 класс
№ Название раздела Кол-во часов
I четверть 68
1 Вводное занятие. План работы на год. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской. 2
2 Вышивание гладью. Виды вышивки, инструменты, выполнение вышивки 6
3 Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой. Блузка без воротника и рукава. Построение чертежа, изготовление выкройки, раскрой. 12
4 Соединение основных деталей плечевого изделия. Свойства шелковых тканей. Технология обработки швов. Шитье блузки. 26
5 Практическое повторение. Шитье жилета. Назначение и виды жилета, раскрой и пошив жилета 18
6 Самостоятельная работа 4
II четверть 62
7 Вводное занятие. 2
8 Изготовление выкройки цельнокроенного платья на основе выкройки блузки и раскрой. Платье цельнокроенное приталенного силуэта без воротника с цельнокроенным рукавом. Построение чертежа, моделирование выреза горловины, изготовление выкройки, раскрой платья. 16
9 Обработка подкройной обтачкой по плечевым срезам, горловины. Отделка и дефекты ткани. Правила соединения обтачек. Шитье платья. 26
10 Практическое повторение. Шитье детской сорочки 8
11 Самостоятельная работа. 2
12 Ремонт одежды. Выполнение заплаты 8
III четверть 76
13 Вводное занятие. 2
14 Отделка легкой одежды. Виды отделки. Правила обработки рюш, оборок. 8
15 Построение чертежа основы платья. Синтетические волокна. Снятие мерок, построение чертежа и изготовление выкройки платья. 8
16 Построение чертежей основы длинного втачного рукава и воротника на стойке. Виды рукавов и воротников, построение чертежа и изготовление выкройки. Шитье образца рукава и воротника. 12
17 Обработка деталей с кокетками. Виды кокеток, моделирование, шитье кокеток на образцах. 10
18 Изготовление выкройки на основе платья и раскрой блузки с застежкой до верха. 6
19 Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой. Приспособления к швейным машинкам. Шитье блузки. 26
20 Самостоятельная работа. 4
IV четверть 66
21 Водное занятие. 2
22 Изготовление выкройки на основе платья и раскрой. Общее представление о нетканых материалах. Назначение и виды халата, моделирование, изготовление выкройки халата, раскрой. 16
23 Обработка бортов подбортами в легком женском платье. Челночный стежок и его строение, нитепритягиватель, устранение неполадок в строчке. Шитье халата. 32
24 Массовое производство швейных изделий. Пооперационное разделение труда. Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда. 4
25 Контрольная работа. 4
26 Практическое повторение. Шитье наволочки с клапаном. 8
Итого: 272 ч
9 класс
№ Название раздела Кол-во часов
I четверть 86
1 Вводное занятие 2
2 Особенности обработки изделий из синтетических тканей. Ассортимент тканей из синтетических волокн. Особенности ВТО 6
3 Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья отрезного по л/т или л/бедер. Построение чертежа, моделирование платья, раскрой. Шитье образцов рукава. 16
4 Соединение лифа с юбкой. Ткани для платья. Проведение примерки. Шитье платья отрезного по линии талии. 30
5 Влажно- тепловая обработка изделий на швейной фабрике. Оборудование для ВТО, правила техники безопасности. 4
6 Трудовое законодательство. Кодекс законов о труде. Труд молодежи, охрана труда 10
7 Самостоятельная работа 4
8 Практическое повторение. Шитье наволочки с клапаном 8
9 Ремонт постельного и нательного белья 6
II четверть 76
10 Вводное занятие. 2
11 Готовые выкройки и чертежи изделия в масштабе и в натуральную величину. Особенности выкроек, перевод выкроек, изгот овление выкроек на свой размер. 16
12 Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды. Блузка. Снятие мерок, построение черт ежа, изготовление выкройки и раскрой.
Шитье блузки 38
13 Оборудование швейного цеха. Универсальные швейные машины, приспособления к ним. Спец машины12
14 Самостоятельная работа. 4
15 Ремонт постельного и нательного белья 4
III четверть 96
16 Вводное занятие. 2
17 Организация труда и производства на швейной фабрике. Общее представление о разработке моделей. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике 14
18 Правила безопасной работы на швейной фабрике. Безопасность труда на швейных фабриках.(цех, рабочее место) электробезопасность. 4
19 Технология пошива простейших изделий выпускаемых базовым предприятием. Ассортимент простейших изделий швейной фабрики, ткани, последовательность обработки изделий 14
20 Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей обработанных на обметочной машинке. Универсальный швейные машины и работа на них 6
21 Технология пошива прямого цельнокроеного платья применяемая в массовом производстве. Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой платья. Шитье платья с несложной отделкой 38
Практическое повторение. Шитье фартука без грудки 8
22 Самостоятельная работа. 4
23 Ремонт белья 6
IV четверть 72
24 Водное занятие. 2
25 Новые швейные материалы, используемые на швейных предприятиях. Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических, нетканые материалы и их свойства. 4
26 Технологии пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды. Ассортимент поясных изделий на швейных фабриках, лекало. Способы обработка пояса, застежки на швейных фабриках. Шитье брюк (шорты, юбки) 36
27 Практическое повторение 18
28 Контрольная работа 4
29 Обработка окантовочным швом среза мелкой детали. Приспособления к универсальным машинам, выполнение окантовочного шва. 8
Итого: 330 ч
Предполагаемые результаты
Ожидаемые результаты освоения обучающимися 8 класса выделенных образовательных областей, исходя из представленных в них содержательных линий, согласно Концепции «Специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, а именно:- овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;
- овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;
- овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.

Календарно- тематический план (приложение)
Учебно- методическая комплектация
Программы Учебники Дидактическое обеспечение
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией
В.В. Воронковой –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г.
- «Технология. Швейное дело.
6 класс»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г.Б.Картушина,
Г. Г. Мозговая,
М.: «Просвещение», 2012 г.
- «Технология. Швейное дело.
6 класс»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г.Б.Картушина,
Г. Г. Мозговая,
М.: «Просвещение», 2013 г.
- «Технология. Швейное дело.
7 класс»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Г. Мозговая, Г.Б.Картушина,
М.: «Просвещение», 2012 г.
- «Технология. Швейное дело.
8 класс»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Г. Мозговая, Г.Б.Картушина,
М.: «Просвещение», 2007 г.
- «Технология. Швейное дело.
8 класс»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Г. Мозговая, Г.Б.Картушина,
М.: «Просвещение», 2012 г.
- «Технология. Швейное дело.
9 класс»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г.Б.Картушина,
Г. Г. Мозговая,
М.: «Просвещение», 2011 г.
- «Технология. Швейное дело.
9 класс»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г.Б.Картушина,
Г. Г. Мозговая,
М.: «Просвещение», 2014 г.
- технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках),
- образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий, таблицы по конструированию, швейному оборудованию, технологии пошива изделий,
- карточки-задания, манекен, учебники, альбомы образцов тканей.. - ПК, проектор
Образовательный процесс оснащен:
- измерительными приборами (сантиметровыми линейками, масштабными линейкам, сантиметровыми лентами);
- инструментами и оборудованием для работы (ножницы, иголки, швейные машины, электрический утюг);
-различными материалами для выполнения практических работ. - таблицы,
- образцы изделий,
- карточки,
- коллекции тканей,
- коллекции волокон:
шерсти, льна, хлопка.
- чертежи
- карточки – задания
- кроссворды
- ребусы
- лекала
Дополнительная литература:
1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 8 класс. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006
2. Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
3. Боброва Л.В. Технология.5 класс. Швейное дело: разработки уроков/- Волг0град: Учитель, 2010.- 301 с.
4. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1998
5. Карачевцева Л.Д,.Власенко О.П. Технология. 5-9 класс: дополнительные и занимательные материалы.- Волгоград:Учитель,- 2009.138 с.
6. Махеева О.А.,Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию:Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников.- М.: УЦ «Перспектива»,2004.
7. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении /Науч.-исслед.. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР.-М.:Педагогика,1990.
8. Мирский. С.Л Дидактические основы коррекционной направленности трудового обучения 1993 год.
9. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1992.
.10. Павлова О.В. Технология 7 класс поурочные планы по учебнику под ред.В.Д.Симоненко.-Волгоград: Учитель,2009.-191 с.
11. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью:Метод. пособие. – М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.(Коррекционная школа)
12. Симоненко В.Д. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вентана-Граф»,2003
13. Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983 г.
14. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе:Пособие для учителей и студентов дефектолог. Ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В.Воронковой –М.: Школа-Пресс,1994.
15. Трудовой кодекс Российской Федерации.- М: Издательство « Омега-Л», 2010-188 с.