Рабочая программа по русскому языку. 8 кл. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской и др.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»
Утверждаю.
Директор МБОУ «КСОШ №7»
_______________ Геркова Л. В.
Приказ от _________ № ______

М. П.

Рабочая программа
по русскому языку
8 «Б» класс


Составитель
учитель русского языка и литературы
Некрасова Светлана Викторовна

2016 год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвокнных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
овладение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных видов и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: русскому языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни народа и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуации речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 8 КЛАСС
Функции русского языка в современном мире (1 ч.)
Повторение изученного в V–VII классах (6 ч. + 2 ч.)
Синтаксис, пунктуация, культура речи (4 ч.)
I. Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II.Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности. Описание памятника культуры своей местности.
Простое предложение (2 ч. + 1 ч.)
I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Двусоставное предложение (15 ч.)
Главные члены предложения (5 ч. + 2 ч.)
I. Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории).
Второстепенные члены предложения (6 ч. + 2 ч.)
I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности. Ораторская речь, ее особенности..Односоставные предложения (9 ч. + 2 ч.)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Составление инструкции.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения (2 ч.)
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Простое осложнённое предложение (33 ч.)
Однородные члены предложения (10 ч. + 2 ч.)
I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (18 ч. + 2 ч.)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Рассуждение на дискуссионную тему.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (17 ч.)
Обращение (2 ч. + 1 ч.)
I. Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Вводные и вставные конструкции (7 ч. + 1 ч.)
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Составление делового письма. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Чужая речь (6 ч.)
I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (5 ч. + 1 ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, 2016.
Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. –
2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Система условных обозначений
Контрольные, проверочные работы Развитие речи № Сроки Тема урока
планируемые фактические I ч. – 24 ч. Функции русского языка в современном мире (1 ч.)
1 05.09-09.09 Русский язык в современном мире
Повторение изученного в V–VII классах (6 ч. + 2 ч.)
2 05.09-09.09 Пунктуация и орфография
3 05.09-09.09 Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения
4 12.09-16.09 Знаки препинания в сложном предложении
5 12.09-16.09 Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
6 12.09-16.09 Изложение с грамматическим заданием (по тексту Аверченко)
7 19.09-23.09 Изложение с грамматическим заданием (по тексту Аверченко)
8 19.09-23.09 Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
9 19.09-23.09 Стартовый контрольный диктант
Синтаксис, пунктуация, культура речи (4 ч.)
10 26.09-30.09 Основные единицы синтаксиса. Текст
11 26.09-30.09 Предложение как единица синтаксиса
12 26.09-30.09 Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний
13 03.10-07.10 Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний
Простое предложение (2 ч. + 1 ч.)
14 03.10-07.10 Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
15 03.10-07.10 Порядок слов в предложении. Интонация
16 10.10-14.10 Описание памятника культуры (Публицистическое сочинение о памятнике культуры своей местности)
Двусоставное предложение (15 ч.)
Главные члены предложения (5 ч. + 2 ч.)
17 10.10-14.10 Подлежащее. Сказуемое
18 10.10-14.10 Простое глагольное сказуемое
19 17.10-21.10 Сочинение на тему «Чудный собор»
20 17.10-21.10 Сочинение на тему «Чудный собор»
21 17.10-21.10 Составное глагольное сказуемое
22 24.10-28.10 Составное именное сказуемое
23 24.10-28.10 Тире между подлежащим и сказуемым
Второстепенные члены предложения (6 ч. + 2 ч.)
24 24.10-28.10 Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение
II ч. – 24 ч. 25 07.11-11.11 Определение
26 07.11-11.11 Приложение. Знаки препинания при нём
27 07.11-11.11 Обстоятельство
28 14.11-18.11 Синтаксический разбор двусоставного предложения
29 14.11-18.11 Характеристика человека
30 14.11-18.11 Контрольное сочинение. Характеристика человека
31 21.11-25.11 Контрольный диктант. (Главные и второстепенные члены предложения)
Односоставные предложения (9 ч. + 2 ч.)
32 21.11-25.11 Главный член односоставного предложения
33 21.11-25.11 Назывные предложения
34 28.11-02.12 Определенно-личные предложения
35 28.11-02.12 Неопределенно-личные предложения
36 28.11-02.12 Инструкция
37 05.12-09.12 Безличные предложения
38 05.12-09.12 Рассуждение. Контрольное сочинение
39 05.12-09.12 Синтаксический разбор односоставного предложения
40 12.12-16.12 Повторение
41 12.12-16.12 Повторение
42 12.12-16.12 Контрольная работа (Односоставные предложения)
Неполные предложения (2 ч.)
43 19.12-23.12 Неполные предложения
44 19.12-23.12 Неполные предложения
Простое осложнённое предложение (33 ч.)
45 19.12-23.12 Понятие об осложненном предложении
Однородные члены предложения (10 ч. + 2 ч.)
46 26.12-30.12 Понятие об однородных членах предложения
47 26.12-30.12 Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них
48 26.12-30.12 Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них
III ч. – 30 ч. 49 12.01-13.01 Контрольное изложение (по тексту из открытого банка заданий ОГЭ)
50 16.01-20.01 Контрольное изложение (по тексту из открытого банка заданий ОГЭ)
51 16.01-20.01 Однородные и неоднородные определения
52 16.01-20.01 Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них
53 23.01-27.01 Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них
54 23.01-27.01 Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них
55 23.01-27.01 Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них
56 30.01-03.02 Синтаксический разбор предложения с однородными членами
57 30.01-03.02 Пунктуационный разбор предложения с однородными членами
58 30.01-03.02 Контрольный диктант. (Однородные члены в предложении)
Обособленные члены предложения (18 ч. + 2 ч.)
59 06.02-10.02 Понятие об обособлении
60 06.02-10.02 Понятие об обособлении
61 06.02-10.02 Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них
62 13.02-17.02 Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них
63 13.02-17.02 Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них
64 13.02-17.02 Рассуждение на дискуссионную тему
65 20.02-24.02 Рассуждение на дискуссионную тему
66 20.02-24.02 Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них
67 27.02-03.03 Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них
68 27.02-03.03 Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них
69 27.02-03.03 Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них
70 06.03-10.03
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них
71 06.03-10.03
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них
72 06.03-10.03
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения
73 13.03-17.03
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения
74 13.03-17.03
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения
75 13.03-17.03
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами
76 20.03-24.03 Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами
77 20.03-24.03 Повторение
78 20.03-24.03 Контрольная работа (Обособленные предложения)
IVч. – 23 ч. Слова, грамматически не связанные с членами предложения (17 ч.)
Обращение (2 ч. + 1 ч.)
79 03.04-07.04
Обращение Распространенные обращения. Назначение обращения. Выделительные знаки препинания при обращении
80 03.04-07.04 Употребление обращений
81 03.04-07.04 Составление делового письма
Вводные и вставные конструкции (7 ч. + 1 ч.)
82 10.04-14.04 Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению
83 10.04-14.04 Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях
84 10.04-14.04 Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях
85 17.04-21.04 Вставные слова, словосочетания и предложения
86 17.04-21.04 Публичное выступление
87 17.04-21.04 Междометия в предложении
88 24.04-28-04 Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения
89 24.04-28-04 Урок-зачёт (Слова, грамматически не связанные с членами предложения)
Чужая речь (6 ч.)
90 24.04-28-04 Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь
91 02.05-05.05 Прямая речь
92 02.05-05.05 Диалог
93 11.05-12.05 Рассказ
94 15.05-19.05 Цитата
95 15.05-19.05 Синтаксический разбор предложений с чужой речью
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (5 ч. + 1 ч.)
96 15.05-19.05 Синтаксис и морфология
97 22.05-26.05 Синтаксис и пунктуация
98 22.05-26.05 Контрольное изложение (по тексту из открытого банка заданий ОГЭ)
99 22.05-26.05 Синтаксис и культура речи
100 29.05-30.05 Синтаксис и орфография
101 29.05-30.05 Контрольный диктант (за год)
Согласовано.
Протокол заседания ШМО гуманитарного цикла
от 29.08.2016 г. №6.
Согласовано.
Зам. директора по УВР _________ / Жукова О.Л.
29.08.2016 г.