Рабочая программа по русскому языку в 5 классе (170 часов) по уч. Ладыженской Т., Баранова



Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2015.)
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:
общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);
хранения и передачи информации;
связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика курса
В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 170 часов.

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на изучение русского языка в 5-9 классах отводится 714 часов (5 класс-170 часов, 6 класс- 204 часа, 7 класс-136 часов, 8 класс-102 часа, 9 класс-102 часа).

Планируемые результаты освоения предмета
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание курса
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической
(языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия .как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
I. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J
·].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Культура речи
1. Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм.
Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.
2. Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
Раздел 13. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Раздел 14. Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы


Количество часов


Примерная программа
Рабочая программа
Рабочая программа по классам




5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.

1.
Речь и речевое общение.

19
5
6
2
3
3

2.
Речевая деятельность.

14
2
4
2
3
3

3.
Текст.

46
13
13
8
6
6

4.
Функциональные разновидности языка.

30
3
11
8
3
5

5.
Общие сведения о языке.

12
1
4
3
2
2

6.
Фонетика и орфоэпия.

24
10
10
1
1
2

7.
Графика.

5
2
2
1
0
0

8.
Морфемика и словообразование.

40
11
17
7
0
5

9.
Лексикология и фразеология.

35
6
17
7
0
5

10.
Морфология.

114
38
40
30
1
5

11.
Синтаксис.

153
18
22
25
55
33

12.
Культура речи.

17
1
4
4
3
5

13.
Правописание: орфография и пунктуация.

116
35
25
25
16
15

14.
Язык и культура.

7
1
2
1
2
1


15
Диагностический, текущий и итоговый контроль

82
24
27
12
7
12


ИТОГО:
661
714
170
204
136
102
102



Календарно-тематическое планирование



раздела
№ урока

Тема урока
Кол.-во часов
ДАТА

П
ДАТА

Ф
Основные виды деятельности

1
(5),(12)
1
Язык и человек. Общение устное и письменное.

1


Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Знать основные особенности устной и письменной речи

1
(2)
2
Читаем учебник. Слушаем на уроке.
1


Овладевают различными видами монолога и диалога-нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Овладевают различными видами аудирования,различными видами чтения,приемами
работы с учебной книгой и другими информационными источниками

4
3
Р/Р. Стили речи.
1


Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности.

6
4
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
1


Овладевают основными понятиями фонетики. Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнении. Вспоминают понятие орфографического правила. Осознают важность нормативного произношения для культурного человека.


13
5
Орфограмма.
1


Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выполняют упражнения,
опознавая различные виды орфограмм.

13
(12)
6
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
1


Усваивают правило написания безударных
гласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило.

13
7
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
1


Усваивают правописание проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило.

13
8
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
1


Усваивают правописание непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило.

13 (6)

9
Буквы и, у, а после шипящих.
1


Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило.

13 (6)
10
Разделительные Ъ и Ь.
1


Анализируют правило написания разделительных Ъ и Ь. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило.

13
(10)
11
Раздельное написание предлогов с другими словами.
1



Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими словами. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис, составляют с ними предложения и словосочетания.

3
12
Р/Р Что мы знаем о тексте.
Тема текста.
1


Определяют признаки текста. Выполняют упражнения, направленные на анализ текста с точки зрения смысловой цельности.

3
13
Р/Р Написание изложения «Хитрый заяц» ( по упр.70)
1


Подбирают заголовок к приведённому в упражнении тексту, определяют основную мысль текста, делят на микротемы. Работают в черновиках. Перерабатывают изложение и записывают исправленный вариант.

10
14
Части речи.
1


С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Знакомятся со всеми частями речи.
Участвуют в игре. Списывают текст.

10
15
Глагол.
1


Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложения по рисунку. Определяют лицо и время глагола. Ставят глаголы в неопределённую форму.

13
(10)
16
-Тся и -ться в глаголах.
1


Активизируют правила написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения.



10
(13)
17
Личные окончания глаголов.
1


Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений.

10
18
Имя существительное.
1


Определяют морфологические признаки имени существительного. Активизируют правило написания ь на конце существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных.

10
19
Имя прилагательное.
1


Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Составляют предложения с именами прилагательными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж.

10
(12)
20
Местоимение.
Нормы произношения местоимений.
1


Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж, число местоимений, приведённых в упражнениях.


21
Контрольный диктант по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем».
1


Выполняют контрольный диктант по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем»




3
22.
Анализ контрольного диктанта
Р/Р Основная мысль текста.
1


Исправляют ошибки, допущенные в диктанте. Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Отвечают на контрольные вопросы.

11
(12)
(13)

23
Синтаксис. Пунктуация.
Отступление от литературной нормы в управлении существительных.
1


Овладевают основными понятиями синтаксиса и пунктуации. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. Анализируют тексты с точки зрения в них знаков препинания.

11
24
Словосочетание. Разбор словосочетаний.
1


Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова. Пишут диктант. Работают с иллюстрацией.

11
(13)
25
Предложение.
1


Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены предложения.

11
(13)
26
Виды предложений по цели высказывания.
1


Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений.

11
(13)
27
Восклицательные предложения.
1


Распознают виды предложений по эмоциональной окраске. Соотносят эмоциональную окраску предложения и цель высказывания. Работают в парах. Рецензируют предложения товарищей.


28
Р/Р. Подготовка к контрольному сочинению на свободную тему.
1


Готовятся к контрольному сочинению, рецензируют работы товарищей.


29
Р/Р. Написание контрольного сочинению на свободную тему.
1


Исправляют недочёты и пишут сочинения.

11
30
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
1


Исправляют типичные ошибки. Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым. Выделяют основы в предложениях.

11
31
Сказуемое.
1


Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Описывают действия человека при помощи глаголов- сказуемых.

13
(11)
32
Тире между подлежащим и сказуемым.
1


Отрабатывают навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым. Отрабатывают в предложениях навыки определения главных членов предложения.


33
Р/Р. Изложение. Выполнение работы.
1


Работают с текстом упр. 168 (по заданию упражнения).

11
(13)
34
Нераспространенные и распространенные предложения.
1


Исправляют типичные ошибки, допущенные в изложении. Различают распространенные и нераспространенные предложения. Составляют предложения.

11
35
Второстепенные члены предложения. Дополнение
1


Распознают виды второстепенных членов предложения, выделяют дополнение графически. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы предложений.

11
36
Определение.
1


Распознают определение в предложении, выделяют графически. Распространяют предложения определениями.

11
37
Обстоятельство.
1


Распознают обстоятельство в предложении, выделяют графически. Распространяют предложения обстоятельствами.

11
38
Предложения с однородными членами.
1


Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, какие члены предложения являются однородными. Правильно интонируют предложения с однородными членами. Составляют предложения и связные тексты с однородными членами.

13
(11)
39
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
1


Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами и знаки препинания при них. Используют в речи предложения с разными однородными членами.

11
(12)
(13)
40
Предложения с обращениями.
1


Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения.

2
(14)
41
Р/Р. Письмо.
1


Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов писем, находят в письмах обращения. Пишут письмо товарищу.

11
42
Синтаксический разбор простого предложения.
1


Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям.

13
43
Пунктуационный разбор простого предложения.
1


Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуационный разбор простого предложения.

11
(13)
44
Простые и сложные предложения.
1


Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи в сложных предложениях. Находят сложные предложения в текстах, объясняют постановку знаков препинания.

11
45
Синтаксический разбор сложного предложения.
1


Характеризуют сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений.

11
(13)
46
Прямая речь.
1


Выделяют в предложениях прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью.

1
(13)
47
Диалог.
1


Различают предложения с прямой речью и диалогом. Оформляют диалог в письменной речи.

12
(1)
48
Р/Р. Этикетные диалоги.



Моделируют диалог, употребляя волшебные слова.

11
(13)
(14)
49
Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».
1


Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.


50
Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи ».
1


Пишут диктант.


51
РР. Анализ диктанта. Подготовка к сжатому изложению.
1


Работают над ошибками.
Работают с текстом, выбирают опорные слова,
применяя основные приёмы сжатия.


52
Р/Р. Написание сжатого изложения.
1


Пишут сжатое изложение.

6
53
Фонетика. Гласные звуки.
Особенности произношения гласных звуков в кубанских говорах.
1


Исправляют типичные ошибки. Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демонстрирующую группы звуков речи в русском языке. Распознают гласные звуки, ударные и безударные.

6
54
Согласные звуки.
Особенности произношения г, р, ф на Кубани.
1


Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные. Отрабатывают правильное произношение шипящих звуков.

6
55
Изменение звуков в потоке речи.
Смешение звуков в - л, в – у.
1


Распознают гласные и согласные звуки в сильных и слабых позициях

6
56
Согласные твердые и мягкие.
1


Распознают твердые и мягкие согласные. Анализируют смысловое различие слов, отличающихся только твёрдой и мягкой согласной.

3
57
Р/Р. Повествование. Изложение по повествованию.
1


Выделяют повествование как функционально- смысловой тип речи. Пишут изложение по повествованию.

6
58
Согласные звонкие и глухие.
Диалектные ошибки в произношении парных согласных на Кубани.
1


Исправляют типичные ошибки. Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличительную функцию. Характеризуют согласные звуки.




7
59
Графика.
1


Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфии.

7
60
Алфавит.
1


Активизируют знание алфавита. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова. Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре.

3
61
Р/Р. Описание предмета.
1


Выделяют описания как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст- описание. Описывают предмет в сочинении.

3
62
Р/Р. Сочинение-описание «Моя любимая игрушка».
1


Пишут сочинение, описывая любимую игрушку

6
(13)
63
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
1


Работают над ошибками. Познают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы.

6
64
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
1


Поводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

6
(12)
65
Орфоэпия.
Формирование навыков литературного произношения.
1


Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Исправляют произносительные ошибки.

6
(2)
(12)
66
Фонетический разбор слова.
. Влияние диалектного произношения на правописание гласных.
1


Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки. Выполняют устные и письменные фонетические разборы слов.


67
Контрольный диктант по теме «Орфография».
1


Пишут диктант.

9
(2)
68
Слово и его лексическое значение.
.Диалектная лексика в устной речи.
1


Работают над ошибками.
Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Пользуются толковыми словарями.

9
69
Однозначные и многозначные слова.
1


Различают однозначные и многозначные слова, составляют словосочетания и предложения с однозначными и многозначными словами. Работают с юмористическими рисунками.

9
70
Прямое и переносное значение слов.
1


Различают прямое и переносное значение слова. Работают со словарём. Составляют словосочетания, используя слово в прямом и переносном значении. Работают с иллюстрациями.

9
(2)
71
Омонимы. . Значение слова в литературном языке и говорах.
1


Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Анализируют стихотворение, содержащее омонимы.

9
(2)
72
Синонимы.
Диалектные синонимы и варианты слов в кубанских говорах.
1


Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами.

9
73
Антонимы.
1
22

Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Работают с текстами и словарями.


74
Р/Р. Подготовка к контрольному изложению по тексту
К. Паустовского «Первый снег».
1


Работают с текстом, определяя функциональный стиль, готовятся к изложению.


75
Р/Р. Написание контрольного изложения по тексту
К. Паустовского «Первый снег».
1


Пишут изложение.

8
76
Морфема - наименьшая значимая часть слова.
1


Работают над ошибками. Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками.

8
77
Изменение и образование слов.
1


Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Определяют форму слова, подбирают однокоренные слова. Пересказывают текст. Делят слова на группы.

8
(13)
78
Окончание.
1


Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в словах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу.

8
79
Основа слова.
1


Выделяют основу в слове. Работают с текстами.

8
(13)
80
Корень слова.
1


Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов.

3
81
Р/Р. Рассуждение.
1


Выделяют рассуждение как функционально- смысловой тип речи. Анализируют текст, высказывают своё мнение о тексте и доказывают его. Рассуждая по плану, объясняют происхождение слов.

3
82
Р/Р. Сочинение- рассуждение (упр. 402).
1


Пишут сочинение – рассуждение.

8
(13)
(2)
83
Суффикс.
. Диалектные ошибки в употреблении суффиксов.
1


Исправляют типичные ошибки. Опознают суффикс как словообразующую морфему. Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.

8
(13)
(2)
84
Приставка.
Диалектные ошибки в употреблении приставок.
1


Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают приставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом; характеризуют морфемный состав слов.

8
(13)
85
Чередование звуков
1


Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с чередованием звуков.

8
86
Беглые гласные.
1


Определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Выделяют части слова, в которых могут появиться беглые гласные при чередовании; записывают слова с таким чередованием.




8
(12)
87
Варианты морфем. Морфемный разбор слова.
Словообразовательные диалектизмы и культура речи.
1


Определяют части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделяют основу в слове. Определяют окончание и его значение; приставку, суффикс и их значение; корень. Подбирают два- три однокоренных слова. Выполняют устный и письменный морфемный разбор слов.

13
88
Правописание гласных и согласных в приставках.
1


Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках. Обозначают приставки в словах, анализируют разницу между произношением и написанием приставок. Работают со словарём.

13
(6)
89
Буквы з и с на конце приставок.
1


Усваивают правило написания букв з и с на конце приставок. Выбирают правильное написание слов. Подбирают однокоренные слова.

13
(6)
90
Буквы а - о в корне -лаг- - -лож-.
1


Усваивают правило написания букв а - о в корне -лаг- - -лож-. Выбирают правильное написание слов. Работают со словарями.


13
(6)
91
Буквы а - о в корне -раст- - - рос-.
1


Усваивают правило написания букв а - о в корне -раст- - - рос-. Выбирают правильное написание слов. Подбирают однокоренные слова. Работают со словарями.

13
(6)
92
Буквы ё - о после шипящих в корне.
1


Усваивают правило написания ё - о после шипящих в корне. Выбирают правильное написание слов. Составляют диктант по разделу «Словообразование».

13
(6)
93
Буквы и-ы после ц.
1


Усваивают правило написания и - ы после ц. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма.

8
(12)
(13)
94
Повторение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».
1


Отвечают на контрольные вопросы, выполняют задания по теме раздела


95
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».
1


Пишут контрольный диктант.


96
Анализ контрольного диктанта.
Р/Р. Подготовка к контрольному сочинению по картине
П. Кончаловского «Сирень в корзине».
1


Работают над ошибками. Готовятся к сочинению по картине.


97
Р/Р. Написание контрольного сочинения по картине
П. Кончаловского «Сирень в корзине».
1


Пишут сочинение по картине
П. Кончаловского «Сирень в корзине».

10
98
Имя существительное как часть речи.
1


Исправляют типичные ошибки. Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

3
99
Р/Р. Доказательства в рассуждении.
1


Определяют доказательства как структурную часть рассуждения. Анализируют текст.

3
100
Р/Р. Сочинение- рассуждение.
1


Анализируют текст упр. 408, выделяя тезис, доказательства и вывод, пишут сочинение.

10
101
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
1


Работают над ошибками. Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Пишут диктант, определяют одушевлённые существительные как члены предложения.

10
(13)
102
Имена существительные собственные и нарицательные.
. Большая буква в кубанских топонимах.

1


Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Подбирают примеры.

10
102
Род имен существительных.
1


Определяют род имен существительных. Составляют словосочетания или предложения с существительными, определения рода которых вызывает затруднения.

10
104
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Диалектные особенности в образовании множественного числа имён существительных.
1


Распознают имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Выделяют такие существительные в текстах, составляют с ними предложения.

10
105
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Диалектные особенности в образовании единственного числа имён существительных.

1


Распознают имена существительные, которые имеют форму только единственного числа Выделяют такие существительные в текстах, составляют с ними предложения.




10
106
Три склонения имен существительных.
1


Определяют тип склонения имен существительных. Склоняют имена существительные. Составляют таблицу.

10
(13)
107
Падеж имен существительных.
Перенос ударения в падежных формах
1


Определяют падеж имен существительных. Выделяют падежные окончания.

10
(13)
108
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
1


Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

13
109
Урок – практикум по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
1


Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.


110
Р/Р. Подготовка к изложению от 3-го лица по тексту В. Астафьева.
1


Готовятся к изложению по тексту упр. 547.


111
Р/Р. Написание изложения от 3-го лица по тексту В. Астафьева.
1


Пишут изложение по тексту упр. 547.

10.

112
Множественное число имен существительных.
1


Работают над типичными ошибками. Определяют морфологические признаки множественного числа имен существительных. Склоняют имена числительные во множественном числе по падежам. Работают с рисунками. Обозначают условия выбора орфограммы написания ь знака после шипящей на конце слова.

13
113
Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
1


Усваивают правило написание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.

13
114
Урок – практикум по теме
« Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных».
1


Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Записывают данный текст в форме диалога.

10
115
Морфологический разбор имени существительного.
1


Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имен существительных. Пишут диктант.

10
(13)
116
Повторение по теме
«Имя существительное».
1


Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Списывают тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падежи имен существительных.


117
Контрольный диктант
по теме «Имя существительное».
1


Пишут контрольный диктант.


118
Анализ контрольного диктанта.
Тест «Имя существительное».
1


Делают работу над ошибками. Выполняют тесты.

10
119
Имя прилагательное как часть речи.
1


Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Анализируют словосочетания, предложения, тексты с именем прилагательным.

10
(13)
120
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
1


Усваивают правило написание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Пишут выборочной диктант, выделяя окончания имён прилагательных.

13
121
Закрепление темы «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных».
1


Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.

3
122
Р/Р. Описание животного.
1


Воспринимают описание животного как вариант описания. Работа с текстом В.Карпова, выделяют описание животного. Составляют предложения, описывая домашних животных.

3
123
Р/Р. Изложение по рассказу
А. Куприна «Ю-ю».
1


Пишут изложение по тексту, в котором есть описание животного.

10
(11)
(12)

124
Прилагательные полные и краткие.
Особенности образования и употребления краткой формы в кубанских говорах.
1


Исправляют типичные ошибки. Распознают полные и краткие формы имен прилагательных. Образуют краткие формы имен прилагательных; выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными.

10
(12)
125
Закрепление по теме «Прилагательные полные и краткие»
.Нарушение норм ударения в прилагательных женского рода.
1


Составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными.


126
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
1


Пишут контрольный диктант.

10
127
Анализ контрольного диктанта.
Морфологический разбор имени прилагательного.
1


Выполняют работу над ошибками.
Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имен прилагательных.

10
128
Урок- практикум по теме «Морфологический разбор имени прилагательного».
1


Выполняют задания по теме раздела. Пишут словарный диктант.

10
(13)
129
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».



Отвечают на контрольные вопросы.
Работают со словарём. Списывают текст, указывают в тексте падежи имен существительных и прилагательных.

10
(13)
130
Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».
1


Выполняют задания по теме раздела.


131
Р/Р. Подготовка к сочинению
на тему «Как я испугался» по плану.

1


Готовятся к сочинению на тему «Как я испугался» по плану, данному в учебнике. Вводят в сочинение описание ежа.


132
Р/Р. Написание сочинения
на тему «Как я испугался» по плану.
1


Пишут сочинение на тему «Как я испугался» по плану.

10
133
Тест «Имя прилагательное».
1


Исправляют типичные ошибки. Выполняют тест. Проверяют тест по предложенным ключам. Объясняют ошибки.

3
(13)
134
Комплексный анализ текста.
1


Анализируют текст по плану.

10
135
Глагол как часть речи.
Особенности образования возвратных глаголов в кубанской речи.
1


Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию.

13
(10)
136
Не с глаголами.
1


Усваивают правило написания не с глаголами. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

4
137
Р/Р. Рассказ.
1


Работают с иллюстрацией. Отвечают на вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ.

10
(12)
138
Неопределённая форма глагола. Ошибки в образовании инфинитива
1


Распознают неопределённую и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределённой форме. Составляют памятку, используя глаголы в неопределённой форме.


139
Р/Р. Устное изложение статьи Б. Тимофеева.

1


Устно пересказывают текст, выписывают глаголы в неопределённой форме.

13
(10)
(12)
140
Правописание -тся и -ться в глаголах.
Смешение возвратных форм.
1


Усваивают правило правописание
– тся и –ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют предложения или связный текст.

13
(10)
(12)
141
Закрепление по теме «Правописание - тся и -ться в глаголах».
Подмена суффиксов ть/ти
1


Выполняют упражнение, руководствуясь усвоенным правилом.

10
142
Виды глагола.
1


Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Выписывают в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз- (раз-).

13
143
Буквы е - и в корнях с чередованием.
1


Усваивают правило написания букв е - и в корнях с чередованием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.


13
144
Урок – практикум по теме
«Буквы е - и в корнях с чередованием».
1


Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

4
(2)
145
Р/Р. Невыдуманный рассказ (о себе).
1


Знакомятся с рассказом от первого лица. Анализируют приведенное в упражнении изложение ученика, указывают на недочёты, записывают исправленный вариант.

1
146
Р/Р. Представление устных рассказов на тему «Как я однажды».
1


Представляют устный рассказ на тему «Как я однажды». Рецензируют работы одноклассников. Исправляют типичные ошибки.

10
147
Время глагола.
1


Определяют время глагола. Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени.

10
(8)
(12)
148
Прошедшее время.
.Ненормированное ударение в форме прошедшего времени.
1


Определяют способ образования глаголов в прошедшем времени. Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени, образуют глаголы от неопределённой формы. Записываются примеры глаголов, которые часто произносятся неправильно.

10
149
Настоящее время.
1


Определяют форму настоящего времени глагола. Составляют связный текст «Сегодня на улице». Составляют словосочетания. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени.

10
(8)
150
Будущее время.
1


Определяют форму будущего времени глагола и способ её образования. Пишут сочинение о том, как изменится окружающий мир через десять- двадцать лет.

10
151
Спряжение глаголов.
1


Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окончанием, составляют с ними словосочетания и предложения.

13
(10)
152
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
1


Усваивают правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

13
(10)
153
Урок – практикум по теме «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».
1


Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

13
(10)
154
Тест по теме «Глагол».
1


Выполняют тест.

1
(13)
155
Р/Р. Устное составление диалога по рисунку «Нарушитель».
1


Объясняют типичные ошибки.
Готовят устный рассказ по приведённым в учебнике картинкам, предварительно записав глаголы, обозначают спряжение глаголов.

10
156
Морфологический разбор глагола.
1


Характеризуют глаголы по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глагола.


157
Р/Р. Подготовка и написание контрольного сжатого изложения «Шоколадный торт».
1


Пишут сжатое изложение по тексту упражнения.

13
(10)
158
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

1


Исправляют типичные ошибки. Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

13
159
Урок практикум по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа».
1


Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут самодиктант: учат стихотворение и записывают его по памяти.

10
160
Употребление времен.
1


Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устно продолжают рассказ, употребляя глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.

10
(11)
(13)
161
Повторение по теме «Глагол».
1


Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Готовят рассказ по стихотворению. Составляют словосочетания.

10
(11)
(13)
162
Закрепление изученного о глаголе. Подготовка к контрольной работе.
1


Закрепляют изученное о глаголе, готовятся к контрольной работе.


163
Контрольная работа по теме «Глагол».
1


Выполняют контрольную работу.

5
164
Разделы науки о языке.
1


Анализируют и исправляют ошибки, допущенные в контрольной работе. Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке.

13
(6)
(8)
165
Орфограммы в приставках и корнях слов.
1


Систематизируют орфограммы в приставках и корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделом науки о языке. Графически обозначают орфограммы.

13
(6)
(8)
166
Орфограммы в окончаниях слов.
Употребление ъ и ь.
1


Систематизируют орфограммы в окончаниях слов. Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь. Графически обозначают орфограммы. Подбирают примеры, составляют тесты.

2
(4)
167
Р/Р. Устный рассказ «Куда бы я хотел поехать летом и почему?»
1


Составляют устный рассказ «Куда бы я хотел поехать летом и почему?», объясняя орфограммы в опорных словах.

13
(11)
168
Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
1


Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Графически выделяют части текста.


169
Контрольное тестирование
за курс 5 класса
1


Выполняют итоговое тестирование за курс 5 класса.

14
(1)
(12)
170
Р/Р. Устное сообщение на тему «Изучайте русский язык».
1


Исправляют ошибки, допущенные в тестах. Выступают с устным сообщением «Изучайте русский язык».





.Контрольные работы -12:
(контрольные диктанты -6
контрольные работы -1
контрольные тесты -1
контрольные сочинения -2
контрольные изложения -2)
2.Изложения -4
3.Подготовка к творческим работам -5
4.Анализ письменных (контрольных и творческих работ) -3


Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1


2.
3.
4.

5.

6.

7.

8.
9.

10.


11


12.




Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2015
С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2015.
Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 2013.
А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2014.
Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.
Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 2011.
Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2012.
Русский языкV класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.:Учитель, 2014.
Обучение русскому языку в V классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2000. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


2. Печатные пособия

1.

2.

Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.

1 комплект

1 комплект


3. Технические средства обучения

1.
2.


Компьютер
Мультимедийный проектор
1
1


4. Экранно-звуковые пособия





15