ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА ПУШКИНА СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНЕ ( 8 КЛАСС)


Система образов в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Взгляд современного школьника Есаулова О.Ю., учитель литературы. 1. Цель и задачи Цель: изучить, анализировать, определить систему главных образов в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка»; выделить положительных героев , их взаимосвязь друг с другом.доказать, что в произведениях Пушкина богатая система образов;охарактеризовать, в общих очертаниях, классически завершенную, строгую и ясную систему образов А.С.Пушкина ( на примере главных героев произведения «Капитанская дочка»);рассказать о системе образов в произведении писателя; 2. ГипотезаУ Александра Сергеевича Пушкина очень богатая и разнообразная система образов.Образ главных героев в романе Выделить положительных героев романа. АктуальностьНравственные истоки характера - главное для русского человека: честь, достоинство, благородство, мужество, любовь.Любовь к Отечеству.Любовь к человеку.Любовь, как чувство между людьми.«Любви связующие нити»… Глава IО романе А. С. Пушкина « Капитанская дочка» 1.1 История создания. ?
Художественный образ – это способ и форма освоения действительности в искусстве. Это конкретная и вместе с тем обобщенная картина жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала. Система образов - это множество художественных образов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостное единство художественного произведения. Система образов играет важнейшую роль в воплощении темы и идеи произведения. Главные герои произведения Гринёв Петр Андреевич - главный герой повести Пушкина "Капитанская дочка". Русский провинциальный дворянин, от имени которого ведётся повествование об эпохе пугачёвского бунта. Емельян Пугачёв - один из главных героев повести Пушкина "Капитанская дочка", вождь антидворянского восстания, захватчик крепости, в которой находятся главные герои повести. Маша, Мария Ивановна Миронова- главный женский персонаж повести, та самая капитанская дочка, из-за которой повесть носит такое название История, разворачивающаяся перед нами, написана от имени Гринева. Важнейшую роль здесь сыграла принадлежность героя к старой дворянской среде, где слова «честь» и «служба» не разделяются. Идея произведения обозначенная в эпиграфе и повторенная в наставлениях отца Петруше, - «Береги платье снову, а честь смолоду». Сам Петр, участвуя в событиях восстания, ни разу не преступает нравственного закона предков, готовый за него погибнуть – и от руки пугачевских разбойников, и осужденный царским судом. Глава II. Система образов в произведении «Капитанская дочка»А.С. ПушкинаОбраз автора.Образы исторических личностей: Емельян Пугачев.Образы главных героев: - Петр Гринёв - Маша Миронова Образ автора Образ автораОбраз автора может быть одной из форм проявления авторской позицииОбраз автора может быть связан с образом читателяВ "Капитанской дочке" А.С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773 – 1774 годов во главе с Емельяном Пугачёвым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фонеВыбрав Гринёва рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя очень четкая. Во-первых, очевидно, что Гринёв выражает мысли автора о восстании. Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией: "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринёв ведет себя по желанию автора. Сам факт выбора рассказчика для передачи исторических событий — большая заслуга писателя. В этом состоит оригинальность повести "Капитанская дочка". Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина  Пугачев впервые появился в повести Пушкина «Капитанская дочка» при романтических обстоятельствах, «в мутном кружеве метели», второй раз он предстает уже «государем».Автор создает этот образ постепенно: от внешнего описания героя – к его психологическому портрету. Пугачев справедлив, великодушен, отзывчив. Он кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Емельян Пугачёв По дороге с Гриневым в Белогорскую крепость Пугачев рассказывает калмыцкую сказку. Сказка эта имеет иносказательный смысл, она о возможности выбора жизненного пути: долгого, разменного, небогатого яркими событиями, и другого: яркого, насыщенного, но краткого. Символическую роль играют и герои сказки: орел – птица вольная, царственная, любящая высоту, простор; ворон – птица мудрая, но прозаичная, некрасивая, земная. Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина Пугачев и Гринев высказывают свое отношение к жизни благодаря этой истории. Для Гринева лучше короткий, но яркий путь, напоминающий жизнь орла. Гриневу отвратительны разбой и злодейство, не зря он называет бунт бессмысленным и беспощадным, он создан для мирной семейной жизни среди дорогих людей. Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа. Русская история полна легенд о "подлинном царе", о царе, спасшемся от смерти, настоящем, "правильном" царе, который придёт в урочный час. Пугачёв назвался таким царём, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вёл себя, как настоящий повелитель и избавитель. Образ ГринёваРодителями героя были небогатые дворяне, которые в Петруше души не чаяли, ведь он был у них единственным ребенком. Еще до рождения герой был записан в Семеновский полк офицером. Петруша получил неважное образование — под руководством дядьки Савельича "на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля". Самым интересным занятием герой считал "гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками". Гринёв Пётр Андреевич Но в шестнадцать лет судьба Гринёва круто переменилась. Он попадает на военную службу — в Белогорскую крепость. Здесь герой влюбляется в дочь коменданта крепости — Машу Миронову. Здесь Гринёв становится участником восстания крестьян под предводительством Емельяна Пугачёва. Образ Маши Мироновой Пушкин рисует нам Машу Миронову простой и незаметной, как и ее родители. Это русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые на ней так и горели». Она не получила ни образования, ни светского воспитания, но в ней много женского обаяния и душевной чистоты. В любви Маши нет жеманства, она проста и искренна. Но спокойная мирная жизнь девушки внезапно рушится. Казнь родителей, всеобщее смятение, домогательства Швабрина – все это не сломило Машу, она остается верной своему возлюбленному и может защитить свое счастье. «Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал свою повесть именем Маши Мироновой – «Капитанская дочка», - так писал исследователь пушкинского творчества Г.П.Макогоненко. «Капитанская дочка»Попав в критическую ситуацию, Маша раскрывается с новой стороны. Она проявляет неслыханную стойкость и силу духа, оказавшись в руках ненавистного Швабрина, боясь Пугачёва, но, приняв его помощь и, преодолев жизненные тяготы, Маша решается бороться за свое счастье и в одиночку отправляется к императрице. Многие писатели XVIII и XIX веков писали о женщинах, но особенно были описаны женщины в произведениях А.С. Пушкина. Он прекрасно выражал свое видение и понимание места женщины в жизни. Проанализировав главный женский образ, я пришла к выводу: великий писатель наделяет свою героиню такими качествами, как верность долгу, неспособность к обману, к сделкам с совестью, умение любить и разделить участь мужа. Именно Маша Миронова – идеал настоящей русской женщины, хранительницы семейных традиций и домашнего очага в творчестве гения. Художественный вымысел донес до нас дух эпохи, характеры и чувства людей XVIII века. Все события романа убеждают в том, что в людях таится гораздо больше хорошего, светлого, доброго, чем кажется на первый взгляд. Это произведение – надежда на неискоренимость добра в человеческой душе.