ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.


Колпакова Татьяна Альбертовна, учитель русского языка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения республики Хакасия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Черногорская школа-интернат»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Родители и педагоги -две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых не возможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Перед классным руководителем и родителями стоит много задач. И делить их нельзя. Нужно воспитать целостную личность. Тем не менее, на каждом этапе решается какая-то задача, способная объединить другие и стать ключевой. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. При получении паспортов у моих старшеклассников было много разговоров (в основном даже немного насмешливых) о том, что теперь «ты уже взрослый, ты уже гражданин!». И я подумала, что, наверное, пора сделать все для того, чтобы мои «взрослые люди» заговорили об этом серьезно. Поставленную задачу нужно было решать тактично, никому ничего не навязывая. Однажды, как бы невзначай, я спросила: «А кто такой, по-вашему, гражданин? Когда и как возникло это слово?». Стихийное начало было положено: мы стали собирать информацию о личности, пока виртуальной, носящей гордое имя — гражданин. Во многом детям помогали постичь эти знания и родители. Шаг за шагом, приходило понимание одного из качеств такой личности. Ученики обсуждали эти качества, спорили о них, а я старалась включить их во всевозможные словарные работы, свободные и творческие диктанты, лексико-грамматические упражнения и тексты, внеклассную работу. И, в конечном счете, пыталась строить урок и внеклассное мероприятие так, чтобы перед взрослеющими подростками «открывалось» глубокое и емкое понятие «гражданственность», чтобы ими осмысливалась общественная значимость этого феномена и формировались социальные установки на воспитание в себе качеств гражданина. На уроках литературы мы искали проявления гражданских качеств у героев изучаемых произведений. Внеклассная работа также решала поставленную задачу. На ней школьники знакомились с творчеством писателей и поэтов малой родины, смыслом жизни для которых было служение идеям и идеалам гражданственности. Эти мероприятия побуждали к поиску проявлений гражданственности в окружающих нас людях, в своих родителях, воспитателях, в каждом из нас, позволяли смотреть на себя более пристально и критически.
Ярко выражено отношение народа к Родине в пословицах. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Необходимо отметить, что язык теснейшим образом связан с культурой: он прорастает в неё, развивается в ней и выражает её. Из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе. Анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое значение. В произведениях И. Бунина, С. Есенина, А. Пушкина таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у школьников собственное понимание жизненных ценностей. К стихотворениям учащиеся делают выводы, выражают свое отношение к природе и передают в рисунке. Знакомя с творчеством С. Есенина, ребята узнали, что природа - любимый герой поэта.
Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках и внеклассных мероприятиях творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой мероприятия, что во многом определяет его успех. И если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то я могу считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью. 
Формирование истинного патриота своей Родины - дело благодатное, значимое. И серьезное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от этой работы! А главное убеждаешься и веришь в то, что дело не пропадет даром.
Список литературы:
Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - №6. - С. 59-63
Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. - №1. - С. 93- 101