Рабочая программа по математике под редакцией М.И.Моро, М.А.Бантовой



1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика»
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Нижнесмородинская СОШ», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы под редакцией М.И.Моро, М.А. Бантовой, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Данная программа составлена с учётом психологических особенностей класса.
Цель обучения:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать умение учиться;
- сформировать устойчивый интерес к математике;
- выявить и развить математические и творческие способности.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
уважительное отношение к иному мнению и культуре.
навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности;
умения определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Познавательные
Обучающийся научится:
использовать математического содержания - символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
владеть базовыми предметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура) и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета, используя абстрактный язык математики;
использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания с поставленными целями и задачами;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;
читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
использовать различные способы поиска,сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументировано, c использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
принимать участие в определении общей цели и путей е достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества


п/пТема (раздел) программы Кол-во контрольных работ
1. Числа от 1 до 1000 1
2. Числа, которые больше 1000. Нумерация 1
3. Величины 1
4. Сложение и вычитание 1
5. Умножение и деление 5
6. Итоговое повторение 1
ВСЕГО: 10
Название темы Кол-во часов Планируемые результаты по каждой теме ( характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий )
Числа от 1 до 1000 17 ч. Знать:
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки> (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Числа, которые больше 1000. Нумерация 13 ч. Знать:
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
-связь между компонентами и результатом каждого действия;
-основные свойства арифметических действий (переместительное, сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
-правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
-таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
уметь:
-записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 — 4 действия (со скобками и без них);
-находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8 • г, Ь:2, а + Ь, с •d,k : п при заданных числовых значениях входящих в них букв;
-выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
-выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;-решать уравнения вида х+60 = 320, 125 + х=750,2000-х = 1450, х• 12 =2400, х:5 = 420, 600:х= 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
-решать задачи в 1 — 3 действия
Величины 19 ч. Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.
знать:
-единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
-связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и
уметь:
-находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
-узнавать время по часам;
-выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
-применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).знать:
-виды углов: прямой, острый, тупой;
-виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
-определение прямоугольника (квадрата);
-свойство противоположных сторон прямоугольника.
уметь:
-строить заданный отрезок;
-строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Сложение и вычитание 15ч. Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий ;
• выполнять устно сложение, вычитание однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
• вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок). Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять действия с величинами;
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• проводить проверку правильности вычислений
Умножение и деление 72 ч. Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий; • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
• вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия)
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять действия с величинами;
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Итоговое повторение 11 ч. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять сравнение величин по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах.
Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрацияДонести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций
Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
ВСЕГО: 175 ч. 2.Содержание учебного курса предмета
Числа от 1 до 1000 (продолжение) (17ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (13 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (19 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (15 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х+312=654+79
729-х=217+163
х- 137 = 500 -140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин
Умножение и деление (72 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х · 18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих:
а)смысл арифметических действий;
б)нахождение неизвестных компонентов действий;
в)отношения больше, меньше, равно;,
г)взаимосвязь между величинами;
-решение задач в 2 — 4 действия;
-решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры па заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
3.Календарно-тематическое планирование

п/пСодержание (разделы, темы) Количество часов Дата по плану Дата фактическая
Примечание
1 Введение в предмет. Знакомство с учебником 1ч. 2.09 2 Повторение
Нумерация, счет предметов. Разряды. 1ч. 5.09
3 Числовые выражения. Порядок выполнения действий. 1ч. 6.09 4 Сложение и вычитание 1ч. 7.09 5 Нахождение суммы нескольких слагаемых 1ч. 8.09 6 Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. 1ч. 9.09 7 Умножение трёхзначного числа на однозначное 1ч. 12.09
8 Свойства умножения 1ч. 13.09 9 Алгоритм письменного деления на однозначное число 1ч. 14.09 10 Приёмы письменного деления. 1ч. 15.09 11 Приёмы письменного деления
Самост. работа 1ч. 16.09 12 Контрольная работа (входная) №1 1ч. 19.09 13 Анализ контрольной работы, работа над ошибками. 1ч. 20.09 14 Диаграммы 1ч. 21.09 15-17 Закрепление изученного по теме «Четыре арифметических действия». Страничка для любознательных. 3ч. 22.09
23.09
26.09 18 Нумерация больше 1000. Класс единиц и класс тысяч 1ч. 27.09 19 Чтение многозначных чисел 1ч. 28.09 20 Запись многозначных чисел. 1ч. 29.09 21 Разрядные слагаемые. 1ч. 30.09 22 Сравнение чисел 1ч. 3.10 23-24 Увеличение, уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз 2ч. 4.10
5.10 25 Страничка для любознательных1ч. 6.10 26-27 Класс миллионов, класс миллиардов. Наши проекты 2ч. 7.10
10.10 28 Что узнали? Чему научились? 1ч. 11.10 29 Контрольная работа № 2 по теме « Нумерация чисел больше 1000» 12.10 30 Анализ контрольной работы, работа над ошибками. 1ч. 13.10 31 Единицы длины – километр 1ч. 14.10 32 Таблица единиц длины 1ч. 17.10 33 Закрепление. Контрольный устный счет 1ч. 18.10 34-35 Единицы площади Квадратный километр Квадратный миллиметр 2ч. 19.10
20.10 36 Таблица единиц площади 1ч. 21.10 37-38 Измерение площади с помощью палетки 2ч. 24.10
25.10 39 Единицы массы. Тонна, центнер 1ч. 26.10 40 Таблица единиц массы 1ч. 27.10 41 Единицы времени Определение времени по часам 1ч. 28.10 42 Решение задач. (вычисление начала, продолжительности и конца события) 1ч. 7.11 43 Секунда 1ч. 8.11 44 Единицы времени. Век 1ч. 9.11 45 Таблица единиц времени 1ч. 10.11 46-47 Закрепление .2ч. 11.11
14.11 48 Контрольная работа № 3 по теме «Величины» 1ч. 15.11 49 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 1ч. 16.11 50 Устные и письменные приёмы вычислений 1ч. 17.11 51 Устные и письменные приёмы вычислений 1ч. 18.11 52 Нахождение неизвестного слагаемого 1ч. 21.11 53 Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого 1ч. 22.11 54-55 Нахождение нескольких долей целого. 2ч. 23.11
24.11 56 Решение задач 1ч. 25.11 57 Сложение и вычитание величин 1ч. 28.11 58 Решение задач 1ч. 29.11 59-62 Что узнали? Чему научились? 4ч. 30.11 1.12
2.12 3.12 63 Контрольная работа № 4 по теме « Сложение и вычитание». 1ч. 5.12 64 Анализ контрольной работы, работа над ошибками.
Свойства умножения. 1ч. 6.12 65 Письменные приёмы умножения 1ч. 7.12 66 Письменные приёмы умножения 1ч. 8.12 67 Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями 1ч. 9.12 68 Нахождение неизвестного множителя делимого делителя. 1ч. 12.12 69 Деление с числами 0 и 1 1ч. 13.12 70 Письменные приёмы деления 1ч. 14.12 71 Письменные приёмы деления 1ч. 15.12 72 Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме 1ч. 16.12 73 Закрепление изученного. Решение задач 1ч. 19.12 74 Решение задач 1ч. 20.12 75 Письменные приёмы деления. Решение задач 1ч. 21.12 76 Письменные приёмы деления. Решение задач 1ч. 22.12 77 Закрепление изученного «Умножение и деление многозначных чисел». 1ч. 23.12 78 Административная контрольная работа за первое полугодие 1ч. 26.12 79 Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного. 1ч. 27.12 80 Умножение и деление на однозначное число 1ч. 28.12 81 Закрепление изученного 1ч. 29.12 82 Скорость. Единицы скорости Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием 1ч. 83 Решение задач на движение 1ч. 84 Решение задач на движение 1ч. 85
86 Решение задач на движение
Странички для любознательных1ч.
1ч. 87 Умножение числа на произведение 1ч. 88 Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями 1ч. 89 Письменное умножение чисел, запись которых оканчивается нулями 1ч. 90 Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями 1ч. 91 Решение задач на движение 1ч. 92 Перестановка и группировка множителей 1ч. 93-94 Закрепление изученного. 2ч. 95 Закрепление изученного1ч. 96 Контрольная работа №6 по теме
« Письменное умножение». 1ч. 97 Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного. 1ч. 98 Деление числа на произведение. 1ч. 99 Деление с остатком на 10, 100, 1000 1ч. 100 Решение задач 1ч. 101 Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями 1ч. 102 Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями 1ч. 103 Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями 1ч. 104 Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями 1ч. 105-106 Решение задач на движение в противоположных направлениях 2ч. 107-109 Закрепление. 3ч. 110 Контрольная работа №7 по теме « Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». 1ч. 111 Анализ контрольной работы, работа над ошибками. 1ч.
112 Наши проекты
1ч. 113 Умножение числа на сумму 1ч. 114 Умножение числа на сумму. 1ч. 115 Письменное умножение на двузначное число. 1ч. 115-116 Письменное умножение на двузначное число. 2ч. 117 Решение задач. 1ч. 118 Решение задач 1ч. 119 Письменное умножение на трехзначное число. 1ч. 120 Письменное умножение на трехзначное число. 1ч. 121 Письменное умножение на трехзначное число .1ч. 122 Письменное умножение на трехзначное число. 1ч. 123-125 Закрепление изученного. 3ч. 126 Контрольная работа № 8 по теме
« Умножение на двузначное и трехзначное число». 1ч. 127 Анализ контрольной работы, работа над ошибками. 1ч. 128 Письменное деление на двузначное число. 1ч. 129 Письменное деление с остатком на двузначное число 1ч. 130 Алгоритм письменного деления на двузначное число 1ч. 131 Письменное деление на двузначное число. Закрепление. 1ч 132 Письменное деление на двузначное число 1ч 133 Письменное деление на двузначное число.
Закрепление 1ч 134 Решение задач 1ч 135-138 Закрепление изученного4ч 139 Письменное деление на двузначное число. Закрепление. 1ч 140 Письменное деление на трехзначное число 1ч 141 Письменное деление на трехзначное число 1ч 142 Письменное деление на трехзначное число
1ч 143-144 Закрепление изученного2ч 145 Деление с остатком.
1ч 146 Итоговая контрольная работа
1ч 147-
149 Письменное деление на трехзначное число. Закрепление. 3ч 150 Анализ контрольной работы, работа над ошибками. 1ч 151-152 Нумерация.
2ч 153-154 Выражения и уравнения 2ч 155-156 2ч 157-158
Сложение и вычитание 2ч
159 Умножение и деление. 1ч 160 Порядок выполнение действий.
1ч 161 Контрольная работа №10
1ч 162 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1ч 163-164 Величины. Геометрические фигуры 2ч 165-166 Закрепление
2ч 167 Закрепление. 1ч 168
Закрепление
1ч 175 Резервны уроки 6ч