Рабочая программа учителя по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ в 6 классе по программе Б.М. Неменского


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________
Е.И. Вереитинова
Протокол № 9
от «10»июня 2014 г. «Согласовано»
Заместитель директора
______Колесникова Е.В.
« » июня 2014 г. «Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 49 г. Белгорода
_______ И.Н. Ламанова
Приказ № 526
от «29» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
основное общее образование 6 А,Б,В,Г,Д,Е классы
уровень – базовый, количество часов: 34 часа
Составитель:
Учитель изобразительного искусства
Вереитинова Е.И.
Белгород, 2014
Пояснительная аписка
Данная рабочая программа учителя Вереитиновой Е.И.по учебному предмету «Изобразительное искусство»на 2014-2015 учебный год для 6 А,Б,В,Г,Д,Е классов составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» 5-7 класс, составленной учителем изобразительного искусства Вереитиновой Е.И.,утверждённой от 29.08.2014г.,приказ № 526 и орентирована на программу «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-9 классов, авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского (М.:Просвещение 2010).Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено зобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
Рабочая программа учителя предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Региональный подход реализуется с изменением в рабочей программе тем отдельных уроков. С учётом регионального компонента изменения составляют 20% от учебной программы. Темы уроков: «Линия и её выразительные возможности. Графика в творчестве С. Косенкова»; «Объемные изображения в скульптуре. Скульптура нашего города»; «Портрет в скульптуре. Наши герои – земляки»; «Великие портретисты. Портрет в творчестве художников белгородцев»; « Природа в творчестве художников белгородцев»; « Городской пейзаж «Мой белый город».
Реализация рабочей программы учителя обеспечена УМК, на основе Федерального перечня учебников, утвержденных Министерством образования РФ ,утвержденным приказом по МБОУ СОШ №49 «С углубленным изучением отдельных предметов г. Белгорода» в списке учебников, используемых в 2014– 2015учебном году:
Л.А. Неменская. Под редакцией Б.М. Неменского « Изобразительное искусство, 6 класс «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» – М.: Просвещение 2010г.
Календарно – тематическое планирование в 6 классах составлено с учётом учебного годового календарного графика МБОУ СОШ №49, предварительно предусматривает уплотнение количество часов учебного времени за счёт объединение нескольких уроков в связи с празднованием государственных праздников ( 23 февраля, 4 ноября, 1мая, 9мая ) и каникулярного графика (30 марта) и рассчитан на 33 часа
Цель обучения : Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, , понимания роли изобразительного искусства в жизни общества и развитие художественных знаний, умений, навыков.
Задачи обучения:
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, скульптуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Календарно-тематическое планирование в 6 классе-33часа
ТЕМА ГОДА: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА-

Количество часов в I четверти -8 часов
Количество часов в II четверти-8часов
Количество часов в III четверти-10 часов
Количество часов в IV четверти-7часов
Iчетверть II четвертьIII четвертьIV четвертьитого
Классы
Планирование в рабочей программмеКалендарно –тематичеспкое ланированиеПланирование в рабочей программмеКалендарно –тематическое планирование Планирование в рабочей программмеКалендарно –тематическое планирование Планирование в рабочей программмеКалендарно –тематическое планирование Планирование в рабочей программмеКалендарно –тематическое планирование
6А,6В, 6Г, 6Е 8 8 8 8 10 10 8 7 34 33
6Д 8 8 8 8 10 10 8 7 34 33
6Б. 8 8 8 8 10 10 8 7 34 33
итого 24 24 24 24 30 30 24 21 34 99
За год Планирование в рабочей программмеКалендарно –тематическое планирование
204 198

п|пНаименование раздела и темы Часы учебного времени Плановые сроки
Прохождения По плану Фактически Примечание
6А 6В.6Г 6Е 6Д 6Б Характеристика основных видов деятельности ученика. Примечание.
Iч. «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (8 ч)
1 Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Тестирование.
1 2.09 3. 09 6.09 Вводная беседа. Викторина
2 Рисунок- основа изобразительного творчества Входное тестирование 1 9.09 10.09 13.09 Зарисовки по памяти отдельных травянистых растений или веточек (колоски, колючки, ковыль и т.д.). Работа карандашом разной твердости
3 Линия и её выразительные возможности. Графика в творчестве С. Косенкова 1 16.09
17..09
20.09
Зарисовки с натуры отдельных травянистых растений,листев,. Веток.Закомство с творчеством С Косенковым .
региональный компонент
4 Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
1 23.09 24.09 29.09 Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа красками
5 Цвет. Основы цветоведения.
1 30. 09 1.10 4.10 Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство снежной королевы». « Розовая страна вечной молодости». «Изумрудный город» «Страна золотого солнца». Работа красками.
6 Цвет в произведениях живописи.
1 7.10 8.10 11.10 Изображение осеннего букета с разным настроением- радость, грусть, нежность. ».Работа красками.
7 Объемные изображения в скульптуре. Скульптура нашего города
1 14.10 15.10 18.10 Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы
региональный компонент
8 Основы языка изображения 1 21.10 22.10 25.10 Обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном воспитании
II ч. «Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)
9 Реальность и фантазия в творчестве художников. 1 11.11 5.11 8.11 Работа карандашами на тему: «Этот фантастический мир»
10 Изображение предметного мира – натюрморт 1 18.11 12.11 15.11 Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Работа красками
11 Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. 1 25.11 19.11 22.11 Конструирование из бумаги простых геометрических тел.
12 Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. 1 2.12 26.11 29.11 Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом.
13 Освещение.
Свет и тень.
1 9.12 3.12 6.12 Изображение геометрических тел из дерева или бумаги c боковым освещением.
14 Натюрморт в графике.
1 16.12 10.12 13.12 Работа над изображением натюрморта в графике.
15 Цвет в натюрморте. 1 23. 12
23.12 17.12 20.12 Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии:
праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками, гуашью. Практическая работа предполагает оттиск с аппликацией на картоне.
16 Выразительные возможности натюрморта.Обобщение1 24.02 27.12 Экскурсия по выставке, просмотр фильмов об искусстве
IIIч «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)
17 Образ человека – главная тема искусства. 1 13.01 14.01 17.01 Беседа.Познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета
18 Конструкция головы человека и ее пропорции. 1 20.01 21.01 24.01 Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.19 Изображение головы человека в пространстве 1 27.01
28.01
31.01
Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом.
20 Графический портретный рисунок и выразительность образа человек 1 3.02 4.02 7.02 Рисунок набросок с натуры. Работа в карандаше.
21 Портрет в скульптуре 1 10.02 11.02
14.02
Работа над изображением из пластилина портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
22 Сатирические образы человека 1 17.02 18.02
21.02
Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей
23 Образные возможности освещения в портрете.
1 24.02 25.02 28.02 Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель.
24 Портрет в живописи 1 3.03 4.03 7.03 Зарисовки композиции портретов с натуры
25 Роль цвета в портрете. 1 10 03. 11.03 14 03. Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).
26 Великие портретисты. Художники – наши земляки. Тестирование
1 17.03 18.03 21. 03 Презентация работ- портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценка
региональный компонент
IVч «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8ч)(7)
27 Жанры в изобразительном искусстве.
1 7.04 8.04 11.04 Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр.
28 Изображение пространства 1 14.04 15.04 18.04 Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.
29 Правила линейной и воздушной перспектив 1 21.04
22.04
25.04
Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой
30 Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
1 28. 04
29. 05
25.04
Работа над изображением большого эпического пейзажа
региональный компонент
31 Пейзаж – настроение. Природа и художник. 1 5.05
6.05 16.05
Пейзаж- настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния.
32 Природа в творчестве художников белгородцев.
1 12.05 13.05 16.05
Беседа о творчестве художников земляков
региональный
компонент
33 Городской пейзаж «Мой белый город»
1 19.05 20.05 23.05 Работа над графической композицией
региональный компонент
34 Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Тестирование
№33и №34 Уплотнить в 1 урок
Выставка лучших работ учащихся за учебный год
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
четверть № урока Наименование темы Кол-во часов
I 3 Линия и её выразительные возможности. Графика в творчестве С. Косенкова 1
I 7 Объемные изображения в скульптуре. Скульптура нашего города. 1
III 27 Великие портретисты. Портрет в творчестве художников белгородцев
1
IV 33 Природа в творчестве художников белгородцев.
1
IV 34 Городской пейзаж «Мой белый город»
1