Рабочая учебная программа внеурочной деятельности для 6 класса Экология. Природа. Человек. культура


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
140204, Московская область, г. Воскресенск, ул. Маркина, дом 3
тел./факс 8 (496) 44-5-90-48, тел. 8 (496) 44- 5-96-90 E-mail: sosh_20@mail.ruУТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 20»
_______________ / _____________/
«______» _____________________ г.
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности
«Экология. Природа. Человек. Культура.»
для 6 класса
Составитель:
И.А.Тулинова, учитель биологии
первой квалификационной категории
Воскресенск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности «Экология.Природа.Человек. Культура » разработана на основе
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897).
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
Рекомендации по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно - лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся. МИНОБРН России от 24.11.2011 №МД - 1552/03
Примерной рабочей программы по учебному курсу «Экология» Самковой В.А.: Самкова В.А. «Экология. Примерная рабочая программа по учебному курсу. 5 -9 классы – М. :Академкнига/Учебник, 2015. – 64с.
Образовательного (учебного) плана Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» на 2015-2016 учебный год
И согласована по структуре и содержанию с примерными программами по учебным предметам
Цели и задачи учебного курса
В настоящее время возникла объективная необходимость создания интегрированных программ экологического содержания, построенных в логике единства целей обучения и воспитания. Такой подход позволяет усилить мотивацию изучения экологии, обеспечивает взаимосвязь теоретического и практического уровней познания и деятельности. Целью обучения является усвоение систематизированных экологических знаний и умений, формирование научных основ общей экологической культуры и сознательно-научного, нравственно-этического отношения обучающихся к окружающей среде. Воспитательная цель представляет собой выражение потребностей общества и личности, органично сочетающей в себе экологически развитые сознание, эмоционально-психическую сферу и владение навыками научно-обоснованной практической деятельности.
Выдвигаемая цель достигается в процессе решения следующих
образовательных задач:
помогать обучающимся понять сущность современной экологической проблемы и осознать ее, с одной стороны, как актуальную для человечества, с другой стороны, как лично значимую;
способствовать становлению системы экологически ориентированных личных ценностей(установок, убеждений, интересов, стремлений) и отношений;
формировать знания и умения, составляющие основу творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними жизненных ситуаций;
развивать личную ответственность за состояние окружающей среды, которая проявляется в умении принимать компетентные решения в ситуациях выбора и действовать в соответствии с ними;
вовлекать обучающихся в реальную педагогически организованную деятельность, строящуюся на основе принципа расширения экологического пространства.
Таким образом на первый план выдвигаются задачи, связанные с необходимостью формирования у учащихся основ экологически целесообразного поведения, базирующегося на ответственном отношении к состоянию окружающей среды, соизмерении всех видов своей деятельности с последствиями, оказывающими влияние на окружающую среду, умении находить компетентные экологически оправданные решения в ситуациях выбора.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс носит интегративный характер и объединяет темы из области различных дисциплин. Междисциплинарными являются и ключевые понятия курса: человек, природа, культура. Они раскрываются на основе использования знаний предметов, изучаемых в соответствии с учебным планом:
биология: организм и окружающая среда, обмен веществ и энергии, приспособленность организмов к среде обитания
география: природные зоны, климат
история: особенности культуры взаимоотношений человека и природы в различные исторические эпохи, в различных государствах; влияние войн на окружающую среду
русский язык: язык как средство коммуникации; устная речь – доклад, выступление; навыки работы с текстами: сокращение, план, тезисы, реферат, оценка текста.
литература: знакомство с авторами и литературными произведениями, в которых отражены различные аспекты отношения человека к природе, умение выражать свое отношение к природе, эмоциональные переживания средствами литературного языка (выполнение творческих заданий в виде рассказа, сказки, эссе и т.п.)
изобразительное искусство и музыка: знакомство с художниками и композиторами прошлого и современности, на творчество которых оказала влияние природа
Построение курса с учетом принципа интеграции позволяет формировать у обучающихся целостную картину мира, отвечает задачам личностно-ориентированного обучения и воспитания, не ограничивает «угол зрения» школьника, позволяя ему выбирать необходимые знания из разных наук.
Основная идея, объединяющая разделы программы,-неразрывная связь и глубокое исторически сложившееся взаимовлияние в системе «природа – человек»
Изучение истории развития взаимоотношений человека и природы, истории природопользования, культурных традиций, связанных с природой, выступает побуждающим мотивом к участию в деятельности по изучению, оценке состояния и охране экосистем своей местности, способствует становлению экологически ценностного отношения учащихся к окружающему миру.. Каждое из ключевых понятий курса рассматривается в различных аспектах:
человек – биологическая природа и социальная сущность; материальные и духовные потребности; знание и понимание устройства природы – важнейшие потребности человека; влияние на природу; система отношений к себе, к природе
природа – весь мир в многообразии его форм; объект познания и преобразования человеком; охрана природы
культура – особая форма адаптации человека к условиям окружающей среды; экологическая культура – часть общей культуры каждого отдельного человека, а также различных социальных групп;
экология – область научного знания; экология как мировоззрение .Значительное внимание в процессе изучения курса уделяется формированию таких

Место курса в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Экология. Природа. Человек. Культура.» для 6 класса рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения программы курса биологии
(личностные, метапредметные, предметные)
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие умения:
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы
формировать познавательные интересы и мотивы к обучению;
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
формировать навыки поведения в природе, осознание ценности живых объектов;
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
осознавать ценности здорового и безопасного образа жизни
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).
Метапредметными результатами включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;результатом изучения курса «Экология. Природа.Человек. Культура» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлСтроить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
– осознание роли человека в природе (1-я линия развития);
– рассмотрение экологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование экологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения взаимоотношений человека и природы (4-я линия развития)
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами: включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметными результатами изучения предмета «Экология. Природа Человек. Культура» являются следующие умения
грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования
владеть терминологическим аппаратом, используемым в экологии
объяснять изменения, происходящие в природе в результате саморазвития или под влиянием антропогенного фактора
понимать необходимость сохранения естественных экосистем своей местности
соблюдать и объяснять правила поведения в природе
сравнивать результаты своих исследований с литературными данными .Содержание учебного курса
Введение(2 часа)
Человек – часть природы. Человек разумный – вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека: умение добывать и использовать огонь; способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда. Обмен веществом, энергией и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод» Культура как форма адаптации человека к окружающей среде
Потребности человека. Биологические и социальные, материальные и духовные потребности. Возрастание уровней потребностей человека в современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека
Тема 1 Наши древние корни (4 часа)
Рождение Солнечной системы. Наша планета до появления человека. Спираль времени. Первые следы жизни на Земле. Возникновение основных групп живых организмов. Первые млекопитающие и представители отряда приматов. Космический календарь Карла Сагана.
Религиозные и научные представления о происхождении человека. Краткий исторический обзор научных взглядов на происхождение человека (Аристотель, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Эрнст Геккель)
Сравнительная характеристика внешнего вида, внутреннего строения и поведения человека и ближайших к нему человекообразных обезьян (на примере шимпанзе) Признаки, сближающие человека и человекообразных обезьян (группы крови, сходные заболевания, процессы старения и пр.) Отличительные особенности человека как биологического вида: s-образная форма позвоночника, уплощенная грудная клетка, противопоставленный большой палец кисти, крупный головной мозг, долгое детство)
Основные этапы эволюции человека (проконсул, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный) Все мы - «наследники по прямой» :биологическое и социальное равенство рас человека. Появление рас как результат приспособления к различным климатическим условиям при расселении человека по земному шару
Человек овладевает огнем. Способы добывания огня. Значение огня в эволюции человека. Очаг,жилище. Экологические последствия овладения огнем
Тема 2 Природа и человек: у истоков культуры (5 час)
Способность познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним – отличительная черта человека. Изменение природных условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда.
Как человек мыслит. Главная особенность разумной деятельности человека – способность обобщать свои свои знания о предметах и явлениях. Конкретные и абстрактные понятия.
Возникновение устной и письменной речи. Особенности строения гортани человека, позволяющие произносить разнообразные звуки речи. Язык. Сколько существует языков на планете. Наиболее распространенные языки. Языки межнационального общения. Возникновение письменности
Как человек получает информацию об окружающем мире. Органы чувств. Особенности восприятия человеком окружающего мира. Органолептические свойства – свойства объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищи и т.д.0, которые можно выявить и оценить с помощью органов чувств. Сенсорная экология. «Метод пристального взгляда»
Человек познающий. Религия, философия, наука и искусство – способы познания человеком природы и самого себя
Тема 3 Взаимосвязь человека и природы в религиях разных народов(5 час)
Древний человек – часть единой природы. Единство человека и природы в представлениях древних людей. Культ Богини-Матери –всеобщей прародительницы и покровительницы.
Растения и животные – покровители рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое древо(Древо жизни, Древо познания, Древо центра мира и т.д.) в мифологии различных народов мира
Природа и человек в верованиях древних славян. Особо почитаемые славянами растения(дуб, береза, лиственница) и животные(волк, медведь, олениха, конь)
Язычество. Древнейшие божества славян. Божестваплодородия – берегини. Род – древнейшее верховное божество, бог неба, грозы и . плодородия. Громовержец Перун. Языческая символика.
Религия – часть мировой культуры человечества. Темы, сближающие различные религии. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России.
Тема 4 Научные методы в экологии(4 часа)
Философия = наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Философы различных эпох о взаимосвязи природы и человека. Философы природы(биография Генри Торо)
Методы экологических исследований; наблюдение, научное предположение(гипотеза) и его проверка, измерение, эксперимент. Приборы, используемые в экологических исследованиях
Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. Реальные и образные модели. Моделирование в экологии. Станция «Биосфера – 2» - модель биосферы Земли. Математическое моделирование
Тема 5 Человек изменяет природу (4 часа)
Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Первый период – человек всецело зависит от природы; второй – природа все больше зависит от деятельности человека. Углубление противоречий между человеком и природой. Возникновение глобальных экологических проблем(сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др) Демографический взрыв. Экологические последствия военных конфликтов. Взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами.
Бездонна ли «кладовая природы»? Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Проблема пресной воды. Сокращение лесов на планете. Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных экосистем.
Охрана природы. Из истории природоохранного дела в России. Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные экологические проекты
Тема 6 Отношение человека к природе в искусстве (4 часа)
Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека (синкретический культурный комплекс). «Человек рисующий»: от наскальной живописи к современному искусству. Области искусства: изобразительное искусство, музыка, танец, художественное слово и др.
Особенности эстетического восприятия. Выразительность природных форм. Гармония в природе. Природа - источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Наука и искусство – два способа познания человеком окружающего мира.
Природа и архитектура. Три принципа архитектуры; польза, прочность, красота. Природа подсказывает решение. Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство
Природа в языке символов. Геральдическая символика: единство истории и искусства. Растения и животные на гербах, флагах и монетах разных стран. Что могут рассказать о природе гербы народов России.
Тема 7 Экология, человек, культура своей местности (6 часов)
Стоянки древнего человека: археологические раскопки на территории Москвы и Московской области
Памятники древней славянской культуры на территории Москвы и Московской области
Охраняемые территории и памятники природы Москвы и Московской области.
«Русь деревянная». Памятники деревянного зодчества на территории Москвы и Московской области.
Азбука экологической культуры: что может сделать для сохранения равновесия в природе каждый из нас
Планируемые результаты изучения курса «Экология. Природа. Человек. Культура»
Ученик научится
называть, показывать, распознавать объекты и явления окружающей среды
определять, измерять качественные и количественные показатели, характеризующие состояние окружающей среды
описывать компоненты, структуру экосистемы
объяснять характер экологических связей, отношений, взаимодействий
прогнозировать изменения в окружающей среде, происходящие под влиянием деятельности человека
Ученик получит возможность научиться
сравнивать результаты своих исследований с литературными данными
оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, рефератов, проектов
Календарно-тематический план по курсу внеурочной деятельности «Экология. Природа. Человек. Культура»
(6 класс)
№ п\п № урока в теме Тема урока Плановые сроки изучения учебного материала СкорректиРованные сроки
изучения
учебного материала Основные виды учебной деятельности обучающихся
Введение(2 часа)
1 1 Человек – часть природы Характеризовать человека разумного как вид. Описывать уникальные особенности человека
2 2 Потребности человека Объяснять понятие «Экологическая культура» Приводить примеры биологических, социальных, материальных и духовных потребностей.
Тема 1 Наши древние корни (4 часа)
3 1 Наша планета до появления человека Объяснять возникновение основных групп живых организмов. Приводить примеры первых млекопитающих и представителей отряда приматов.
4 2 Религиозные и научные представления о происхождении человека Обобщать знания о научных взглядах на происхождение человека. Давать сравнительную характеристику внешнего вида, внутреннего строения и поведения человека и ближайших к нему человекообразных обезьян
5 3 Основные этапы эволюции человека Называть и описывать основные этапы эволюции человека. Выявлять отличительные признаки австралопитека, человека умелого, человека прямоходящего, человека разумного
6 4 Экологические последствия овладения огнем
Описывать способы добывания огня. Объяснять значение огня в эволюции человека.
Тема 2 Природа и человек: у истоков культуры (5 час)
7 1 Способность познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним – отличительная черта человека Характеризовать изменение природных условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у австралопитеков
8 2 Как человек мыслит Объяснять главную особенность разумной деятельности человека как способность обобщать свои знания о предметах и явлениях.
9 3 Возникновение устной и письменной речи Выяявлять особенности строения гортани человека, позволяющие произносить разнообразные звуки речи. Знать сколько существует языков на планете. Называть наиболее распространенные языки.
10 4 Как человек получает информацию об окружающем мире Характеризовать особенности восприятия человеком окружающего мира. Описывать свойства объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищи и т.д.), которые можно выявить и оценить с помощью органов чувств.
11 5 Человек познающий Называть способы познания человеком природы и самого себя
Тема 3 Взаимосвязь человека и природы в религиях разных народов (5 час)
12 1 Древний человек – часть единой природы Описывать единство человека и природы в представлениях древних людей. Находить нужную информацию в интернете и других источниках. Приводить примеры различных культов
13 2 Растения и животные – покровители рода Приводить примеры тотемных животных и растений. Описывать мировое древо(Древо жизни, Древо познания, Древо центра мира и т.д.) в мифологии различных народов мира
14 3 Природа и человек в верованиях древних славян Приводить примеры особо почитаемых славянами растений(дуб, береза, лиственница) и животных(волк, медведь, олениха, конь)
Находить нужную информацию в интернете и других источниках.
15 4 Язычество. Описывать древнейшие божества славян. .Получить представление о древнейших верховных божествах, боге неба, грозы и . плодородия. Приводить примеры языческой символики.
16 5 Религия Называть темы, сближающие различные религии. Описывать отношение человека к природе в религиях различных народов России.
Тема 4 Научные методы в экологии(4 часа)
17 1 Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания Различать философов различных эпох. Характеризовать взаимосвязь природы и человека.
18 2 Методы экологических исследований Различать методы экологических исследований: наблюдение, научное предположение(гипотеза) и его проверка, измерение, эксперимент. Описывать приборы, используемые в экологических исследованиях
19 3 Моделирование Характеризовать моделирование как современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. Называть реальные и образные модели
20 4 Моделирование в экологии Описывать станцию «Биосфера – 2» как модель биосферы Земли. Объяснять способы моделирования
Тема 5 Человек изменяет природу (4 часа)
21 1 Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы Называть и описывать периоды в истории взаимоотношений человечества и природы. Объяснять углубление противоречий между человеком и природой.
22 2 Возникновение глобальных экологических проблем Характеризовать глобальные экологические проблемы(сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др) Объяснять понятие демографического взрыва. Описывать экологические последствия военных конфликтов.
23 3 Бездонна ли «кладовая природы»? Объяснять причины возникновения проблемы пресной воды, сокращения лесов на планете, истощения почвы, сокращения биологического разнообразия, разрушения природных экосистем
24 4 Охрана природы Описывать особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. Устанавливать взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами. Характеризовать международные экологические проекты
Тема 6 Отношение человека к природе в искусстве (4 часа)
25 1 Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека Различать и называть различные области искусства Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации, сообщения
26 2 Природа - источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов Распознавать особенности эстетического восприятия. Описывать выразительность природных форм. Уметь видеть и передавать словами гармонию в природе
27 3 Природа и архитектура Объяснять принципы архитектуры: польза, прочность, красота. Приводить примеры ландшафтной архитектуры и садово-парковоого искусства
28 4 Природа в языке символов. Устанавливать взаимосвязь единства истории и искусства. Приводить примеры растений и животных на гербах, флагах и монетах разных стран. Объяснять что могут рассказать о природе гербы народов России.
Тема 7 Экология, человек, культура своей местности (6 часов)
29 1 Стоянки древнего человека: археологические раскопки на территории Москвы и Московской области
Описывать места стоянок древнего человека Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации, сообщения
30 2 Памятники древней славянской культуры на территории Москвы и Московской области
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации, сообщения
31 3 Охраняемые территории и памятники природы Москвы и Московской области Характеризовать памятники природы Москвы и Московской области. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации, сообщения
32 4 «Русь деревянная». Памятники деревянного зодчества на территории Москвы и Московской области.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации, сообщения 33 5 Азбука экологической культуры: что может сделать для сохранения равновесия в природе каждый из нас
Устанавливать взаимосвязь между деятельностью человека и состоянием окружающей среды 34 6 Заключительный урок Обобщать и делать выводы о взаимосвязи понятий экологии, природы, человека и культуры Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Перечень литературы для учителя
Самкова В.А., Шурхал Л.И. Экология. Природа. Человек. Культура: 6 класс – М.; Академкнига/ Учебник, 2015
Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. №6.
Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006, №6.
Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.
Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии. Пермь, 2006
Дополнительная литература для учащихся
Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304 с.
Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 234 с.
Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери).- М.: Мысль, 2004 г. - 318 с.
Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 213 с.
Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005 г.-142 с.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 20
Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.
Перечень материально-технического обеспечения
Портреты ученых-естествоиспытателей
Таблицы: « Растительный и животный мир»
3. Карты материков, природных зон
Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
http://www.fcior.edu.ru/ www.bio.1september.ru – газета «Биология»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://video.edu-lib.net – учебные фильмы