Интелектуальная игра по русскому языку 5 класс


Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс)
КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)
Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл.)1.      Что посеешь, … (то и пожнешь).
2.      Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3.      Кончил дело – … (гуляй смело).
4.      Волков бояться – … (в лес не ходить).
5.      С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6.      Как аукнется – … (так и откликнется).
7.      За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8.      Тяжело в учении – … (легко в бою).
9.      Любишь кататься – …(люби и саночки возить).
10.  Учение – свет, … (а неученье – тьма).
11.  Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
12.  Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).
КОНКУРС 2. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)
Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).
1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).
2)      Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).
3)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).4)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).
Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!
КОНКУРС 3. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)
(правильный ответ – 1 балл)
1.      Сколько букв в русском алфавите? (33)
2.      Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)
3.      Часть речи, обозначающая предмет (существительное).
4.      Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).
5.      Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).
6.      Неопределённая форма глагола (инфинитив).
7.      Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).
8.      Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).
9.      Часть слова без окончания (основа).
10.  Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).
11.  Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).
12.  Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).
КОНКУРС 4. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)
Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла):
1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.
2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».
3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.
4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».
5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».
6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.
(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).
КОНКУРС 5. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)
1.      В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)
2.      Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный)
3.      Чем похожи существительные ножницы, брюки, чернила? (они употребляются только во множественном числе)
4.      Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
5.      Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения)
6.      Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)
7.      Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы)
8.      Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на швейной машине)
Конкурс 6. « Найди лишнее»
Условия игры: каждой команде называется по четыре предмета. Игроки должны объяснить, почему одно слово является «ЛИШНИМ').              Для    команды    1
       Существительное, прилагательное, глагол, союз.
•         Дождь, снег, град, луна.
•         Земля, серая, желтая, зеленая.
•         Увидеть, покрасить, краска, добежать.
•         Белый, белизна, белеет, белка.
             Для    команды    2
•         Тетрадь, книга, дневник, самолет.
•         Пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж.
•         Касса, маска, тонна, килограмм.
•         Ночь, дочь, печь, рожь.
•         Вкусный, интересный, искусный, грустный.
Конкурс 7. « В гости к гласным»
•         Ведущий: Вечером ребята собрались на лужайке у костра. Долго разговаривали они с гласными, пели песни, а потом стали играть. Начали гласные. Вот какое нелегкое задание предложили они детям.
        На этой картинке десять шаров. На каждом - буква. Здесь и гласные, и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом было не меньше двух гласных.
         Какие слова составили дети?
предложения и говорит третье и т.д.
 
С  А  М  Е  Н  Л  Р  О  П  Т
Конкурс 8. «Письмо от бабушки Загадушки»
 
Ведущий. Отгадайте загадки. Скажите, сколько букв и звуков в словах-отгадках.
Загадка команде 1.
•         Закружится на острой ножке,
      Жужжит, как будто бы жучок.
      Захочет - вскачь пройдет немножко,
      Захочет - ляжет на бочок.
•         Команда 1. Юла. В этом слове 3 буквы, 4 звука.
     
       Загадка команде 1.
•         Не барашек и не кот,
      Носит шубу круглый год.
      Шуба серая - для лета,
      Для зимы - другого цвета
 
      Команда 1. Заяц. В слове 4буквы, 5 звуков.
 
Загадка для команды 2.
•         Льется речка -
      Мы лежим.
      Лед на речке -
      Мы бежим.
•         Команда 2. Это коньки. В слове 6 букв, 5 звуков.
        Загадка команде 2.
•         Ее всегда в лесу найдешь -
      Пойдем гулять и встретим.
      Стоит колючая, как еж,
      Зимою в платье летнем
•         Команда 2. Это ель. В слове   3 буквы, 3 звука