Презентация педагога-психолога на тему Особенности адаптации пятиклассников


Родительское собрание «Особенности адаптации пятиклассников»Выступление педагога-психологаМБОУ «Найдёновская школа»Сейтумеровой С.С. Цель:-оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.Задачи:-ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем Основные виды деятельности человека в период «детство-юность»●дошкольник-игра●младший школьник-учение●подросток-отношения со сверстниками,самоутверждение Признаки успешной адаптации:-удовлетворённость ребёнка процессом обучения;-ребёнок легко справляется с программой;-степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;-удовлетворённость межличностными отношениями-с одноклассниками и учителями. Признаки дезадаптации:-усталый, утомлённый внешний вид ребёнка-нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;-стремление отвлечь взрослого от школьных событий , переключить внимание на другие темы;-нежелание выполнять домашние задания;-негативные характеристики в адрес школы, учителей,одноклассников;-беспокойный сон;-трудности утреннего пробуждения, вялость;-постоянные жалобы на плохое самочувствие. Проблемы школьной адаптацииИзменение условий обучения Переход в 5 классМНОГО учителей-предметниковМНОГО кабинетовМ НОГО других ребятМНОГО разных требованийЗаново завоевать авторитет у новых учителей Начальная школаОДИН основной учительОДИН кабинетОДИН классный коллективОДНИ требованияЗавоевать авторитет у ОДНОГО учителя Проблемы школьной адаптации 2. Изменение требованийПериод адаптации ещё усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться , где что надо делать.Чем можно помочь?Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей».Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребёнку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.Помогите ребёнку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей- совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнение заданий. Проблемы школьной адаптации 3.Отсутствие контроляВсю начальную школу вашему ребёнку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролёра. При переходе в 5 класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребёнок начинает капризничать, ходит к своей первой учительнице или бегает за классным руководителем. А у других наоборот, восторг свободой передвижения приводит к нарушению школьных правил.Чем можно помочь?-Это будет прекрасный повод поговорить с ребёнком об ответственности за выполнение заданий даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы. Найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых.-Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребёнка о школьной жизни.-Контролируйте выполнение домашних заданий с учётом требований учителей.-Помогите классному руководителю организовать досуг ребят.-Если увидите проблемы, не затягивайте, выясните причину появившихся сложностей. Проблемы школьной адаптации 4. Проблемы в знанияхЗа годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные навыки и умения. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребёнком материала. В 5 классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему , ребёнок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. Так появляются двойки. Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.Чем можно помочь?Перед выполнением домашнего задания проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребёнок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребёнка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяют при выполнении определённых задач. Создание благоприятной семейной атмосферы (памятка для родителей)Помните:-От того , как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. Важно, чтобы ребёнок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.-Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком, не упускайте её. Совместная дорога-это совместное общение.-Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?».Лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»-Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.-Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения. Здоровье-Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создании условий для двигательной активности между выполнением домашних заданий.-Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме.-Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук.-Обязательно вводите в рацион витаминные препараты, фрукты и овощи.-Организуйте правильное питание, позаботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.-Воспитывайте ответственность ребёнка за своё здоровье.В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям Спасибо за внимание!