Конспект занятия в 5 классе Крепкий орешек

Крепкий орешек
Цель: познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизма «крепкий орешек»; развивать внимание, мышление, зрительную память, пространственную ориентацию, конструкторские способности, речь, воображение.
Оборудование: у учащихся - головоломка «танграм», цветные карандаши.
Тема занятия - «Крепкий орешек».

Конечно, при словах «крепкий орешек» в вашем воображении сразу возникает образ американского киноактера Брюса Уиллиса из одноименного боевика. Но знаете ли вы, что данный фразеологизм родился на свет ещё во времена Петра I?
Выражение «крепкий орешек», как считают некоторые исследователи, возникло в связи со взятием Петром I шведской крепости Нотеборг, в прошлом - русского города Орешка.
Интересна история названия этого города. В глубокой древности финны именовали поселение у истоков Невы «Пяхкиналинна», то есть «Ореховая крепость». Вероятно, вокруг было много зарослей лесного ореха. Новгородцы, утвердившись в этом месте, перевели это финское слово просто как «Орешек». Захватившие затем «Орешек» шведы заменили его название своим - «Нотеборгом», то есть опять-таки «Ореховым замком». Наконец, Петр I, вернув России старое её владение, вернул ему и давнее имя.
Взятие Орешка досталось Петру нелегко. Недаром, сообщая в Москву о взятии Нотеборга, он писал: «Правда, что зело крепок сей орех был, однако ж, слава богу, счастливо разгрызен...»
Вот такая история у фразеологизма «крепкий орешек».
И в наши дни существует такая пословица: «Крепкий орешек - сразу не раскусишь» и поговорка «орешек не по зубам». «Орешек» это всегда что-то такое, что трудно поддается силе, воздействию или пониманию.
Сегодня я предлагаю вам задания, каждое из которых по своей сложности напоминает крепкий орешек. Попробуйте расправиться с ними силой своего ума и настойчивости.
Задание 1. «Расшифруй название притчи». Подберите «ключик» к шифровке и прочитайте её.

ЬТСОПУКС
ОКДЕРЕН
ЯСТИДОХБО
ЕЖОРОД

Ответ. Скупость нередко обходится дороже. Читаем строчками сверху вниз справа налево.
Задание 2. «Запоминаем тройки слов». Прочитайте текст притчи.
Перед судьей стоял человек, которого обвиняли в том, что он брал взятки. Всё говорило за то, что он виновен, и судье только и оставалось, что вынести приговор.
Судья был мудрым человеком. Он предложил обвиняемому три наказания на выбор: либо заплатить сто туманов (иранская денежная единица), либо получить пятьдесят палочных ударов, либо съесть пять фунтов лука (два килограмма).
Вот это, наверное, будет не так уж трудно, - подумал осуждённый и откусил первую луковицу. Съев три четверти фунта (300 г) сырого лука, он уже не мог больше смотреть без отвращения на эти дары природы. На глазах выступили слезы, которые ручьями текли по щекам.
О высокий суд, взмолился он, - отмени луковицы, пусть уж лучше будут палочные удары. Про себя он подумал, что схитрил, но зато сэкономил деньги. Повсюду была известна скупость этого человека.
Судебный исполнитель раздел его и положил на скамью. Уже при одном виде палача мощного телосложения и гибкой розги в его руках беднягу охватила дрожь. При каждом ударе по спине он вопил что было мочи, а на десятом ударе взмолился:
- О высокий суд, сжалься надо мной, отмени удары. Судья сделал отрицательный знак головой. Тогда обвиняемый стал умолять:
- Позволь мне лучше заплатить сто туманов.

Так, желая сэкономить деньги и избавиться от ударов, он вынужден был испробовать все три наказания.
Прочитай тройки слов из данного текста:
Судья - человек - взятки. Вина - приговор - выбор. Деньги - удары - лук. Экономия - отвращение - слёзы. Скамья - палач - розги. Боль - скупость - наказания.
Закрой. Ниже вставь недостающие слова.
Судья - человек - взятки. Вина - приговор - выбор. Деньги - удары - лук. Экономия - отвращение - слёзы. Скамья - палач - розги. Боль - скупость - наказания.
Задание 3. «Графический диктант». Нарисуйте по клеточкам предмет.
Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию на две клетки вверх наискосок слева направо; на две клетки вправо; на одну клетку вниз наискосок слева направо; на одну клетку вверх наискосок слева направо; на две клетки вправо; на две клетки вниз наискосок слева направо; на три клетки вниз; на пять клеток вниз наискосок справа налево; на пять клеток вверх наискосок справа налево; На три клетки вверх.
Раскрасьте сердце так, как его никто никогда не раскрашивал.



«Улыбнись!»
Нашёл я папин школьный
Потрёпанный дневник
С таблицею футбольной,
С певицею гастрольной,
Страницею с контрольной,
Где жирный кол возник.
И я ходил довольный
-Дневник такой приКОЛьный!
Сергей Махотин

Задание 4. «Что общего в словах?». Найдите как можно больше общих признаков в словах.
1. Туфли, танки, галстук.
Ответ. Имена существительные, 2 слога, ударение на первом слоге.
2. Барахтаться, лепить, рыть.
Ответ. Глаголы в неопределённой форме,
3. Светлое, большое, ясное.
Ответ. Имена прилагательные среднего рода, в единственном числе, 3 слога.
4. Петух, конь, шкафы.
Ответ. Имена существительные 2-го склонения.
5. Сказка, сказала, сказочный. Ответ. Родственные слова.

6. Жуткий, страшный, ужасный.

Ответ. Имена прилагательные в начальной форме, синонимы.
Задание 5. «Сообрази-ка!». В каждый столбик впишите одну букву так, чтобы в последней горизонтальной строке можно было прочесть новое слово.

К
Ж
К
У
М
М

У
Е
Р
Д
О
О

Р
Л
Ю
А
Р
С









Ответ. Секрет.
Задание 6. «Я не поэт, я только учусь...». Прочитайте четверостишие. Сочините такое же по размеру стихотворение, заменив в нём все слова, кроме выделенных.

Дремавший на крылечке кот
Услышал, как Антон поёт.
Кот, поджав пушистый хвост,
В страхе спрятался под мост.
Примеры.

Сидевший на заборе кот
Подслушал, как малыш поёт.
И, задрав облезлый хвост,
Скорей отправился под мост.
Лежавший на дороге кот,
Не знал, кто громко так поёт,
Он, лизнув любимый хвост,
Юркнул от греха под мост.

Задание 7. «Танграм». Выложите из деталей танграма кораблик.

Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
15