Дополнительная образовательная программа крепкий орешек (1 — 4)


МБОУ ДОД «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»
г. Выборга
Утверждена
приказом директора
МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества»
№______ от ___________г.



Дополнительная образовательная программа
«КРЕПКИЙ ОРЕШЕК»
на 2011-2015 учебный год
Разработана:
Юрченко Наталией Владимировной
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
2011 год
Пояснительная записка
Сделать серьёзные занятия
занимательными - вот задача
первоначального обучения.
К.Д.Ушинский.
Начальное общее образование призвано реализовать способности каждого ученика и создать условия для индивидуального развития младших школьников.
Чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность личности ученика, а затем направить и скорректировать развитие младшего школьника с учетом выявленных интересов, опираясь на его природную активность.
Многочисленные исследования показали, что именно в начальной школе закладываются основы доказательного мышления и упущения в работе с учениками этого возраста практически невосполнимы. Вот почему необходимо разработать такой курс, который обеспечивал бы формирование приёмов мыслительной деятельности.
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Умственное развитие школьника – важнейшая составная часть общего психического развития, подготовки ко всей будущей жизни. Но само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Развитие умственных способностей имеет особое значение при обучении детей.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Программа по логической математике для кружка "Крепкий орешек" составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.
Цель дополнительной образовательной программы по логической математике "Крепкий орешек": формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика":
научить обобщать математический материал;
логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;
развивать гибкость мышления учащихся.
Задачи программы:
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
овладение конкретными математическими знаниями;
воспитание трудолюбия и достижения своей цели.
Кроме того, решаются следующие задачи:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
развитие речи;
воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Характеристика программы
Тип: дополнительнаяНаправленность: научно-техническая.
Классификация:
по признаку "общее - профессиональное" : специализированная.
по цели обучения: познавательная.
по возрасту: одновозрастная.
по масштабу действий: учрежденческая.
по срокам реализации: 4 года.
Организационно-педагогические основы обучения
Программа предназначена для занятий с детьми 7-11 лет и направлена на:
учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
учащихся, имеющих различные проблемы в обучении;
учащихся, смотивированных на обучение.
Количество занимающихся в кружке - 10-15 человек.
Программа рассчитана на 4 года обучения (134 часа).
Занятия проходят 1 раз в неделю по 45 минут. Расписание занятий составляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03".
Количество часов по годам обучения:
1 год обучения - 32 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут);
2 год обучения -34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут);
3 год обучения - 34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут);
4 год обучения - 34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут);
Основные формы работы:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать;
обобщать математический материал;
находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)
участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
-составлять, моделировать и штриховать предметы;
-находить закономерность;
-классифицировать предметы, слова;
-определять истинность высказываний;
-делать выводы, простейшие умозаключения.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
-уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
-делать выводы, простейшие умозаключения;
-решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
-использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;
-решать нестандартные задачи по математике.
К концу четвёртого года обучения учащиеся должны уметь:
-уметь анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
-решать логически - поисковые задачи, нестандартные задачи;
-находить несколько способов решения задач.
Учебно-тематический план
1-ый год обучения
Раздел программы Тема Количество часов
1.Вводное занятие 1
2.Тестирование 2
3.Задания геометрического характера Построение фигур с помощью трафарета 1
Составление и моделирование предметов 2
Построение фигур из счетных палочек 3
Построение геометрических фигур из конструктора "Танграм" 2
4. Нестандартные задания алгебраического характера 1. Числовые фигуры 3
2. Ребусы 1
3. Арифметические лабиринты 1
Математические фокусы 1
5.Нестандартные задания логического характера Логические задачи 10
Провоцирующие задачи 2
Сказочные задачи 1
6.Игры Зака А.А. Знакомство с игрой «Муха» 1
7.Проверка знаний и умений 2
Всего часов 33
2-ой год обучения
Раздел программы Тема Количество часов
Вводное занятие 1
Тестирование 2
3. Задания геометрического характера 1. Уникурсальные кривые 1
Построение геометрических фигур из конструктора "Монгольская игра" 2
Нестандартные задания алгебраического характера Магические фигуры 3
Ребусы 5
Арифметические лабиринты 1
Математические фокусы 2
Нестандартные задания логического характера Логические задачи 7
Задачи с альтернативным условием 3
Комбинаторные задачи 3
Игры Зака А.А. Знакомство с игрой «Просветы» 2
Проверка знаний и умений 2
Всего часов 34
3-ий год обучения
Раздел программы Тема Количество часов
Вводное занятие 1
Тестирование 2
Задания геометрического характера Составление и моделирование предметов 1
Построение геометрических фигур из конструктора "Вьетнамская игра" 2
Нестандартные задания алгебраического характера Ребусы 2
Математические фокусы 2
Величины. Старинные единицы измерения величин 13
Нестандартные задания логического характера Логические задачи 3
Задачи с опорой на жизненные ситуации 4
Игры Зака А.А. Знакомство с игрой "Ход конем" 2
Проверка знаний и умений 2
Всего часов 34

4-ый год обучения
Раздел программы Тема Количество часов
Вводное занятие 1
Тестирование 2
Задания геометрического характера Из истории геометрии 1
Построение и моделирование многогранников 3
Уникурсальные линии 3
Построение геометрических фигур из конструктора "Колумбово яйцо" 2
Нестандартные задания алгебраического характера Из истории арифметики 2
Цифровая головоломка «Судоку» 2
Кросснамберы 4
Игры Зака А.А. Знакомство с игрой "Почтальон" 2
Повторение пройденного10
Проверка знаний и умений 2
Всего часов 34


Содержание программы
Содержание дополнительной образовательной программы "Крепкий орешек" можно разделить на несколько разделов:
Тренировка психических процессов
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.
Задачи геометрического характера
Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
Нестандартные задачи логического характера
Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления
Нестандартные задачи алгебраического характера
Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
Игры Зака А.А.
Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
Содержание 1 года обучения
1.Тренировка психических процессов.
-развитие концентрации внимания;
-тренировка внимания;
-тренировка слуховой памяти;
-тренировка зрительной памяти;
- развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей);
-совершенствование воображения.
2.Задачи геометрического характера.
-построение фигур с помощью трафарета;
-составление и моделирование предметов;
-штриховка предметов;
- построение фигур из счетных палочек;
-построение фигур из конструктора "Танграм".
3. Нестандартные задания алгебраического характера
- занимательный квадрат;
- ребусы;
-занимательные рамки;
-числовые головоломки ;-арифметические лабиринты ;-математические фокусы.
4. Нестандартные задания логического характера
-провоцирующие задачи.
5. Игры А. З. Зака.
-игры, способствующие развитию способности действовать в уме ( "Муха")
Содержание 2 года обучения
1.Тренировка психических процессов.
-развитие концентрации внимания;
-тренировка внимания;
-тренировка слуховой памяти;
-тренировка зрительной памяти;
-совершенствование воображения;
-развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
2. Задания геометрического характера.
- уникурсальные кривые;
-составление и моделирование предметов;
-построение фигур из счетных палочек;
-построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм"..3. Нестандартные задания алгебраического характера.
-арифметический шифр;
- математический фокус ;-арифметические лабиринты с воротами;
-математические ребусы;
-магические квадраты 3*3.
4.Нестандартные задания логического характера
-анаграмма;
-комбинаторные задачи;
-задачи с альтернативным условием.
5.Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")
Содержание 3 года обучения
1.Тренировка психических процессов.
-развитие концентрации внимания;
-тренировка слуховой и зрительной памяти;
-совершенствование воображения;
-развитие быстроты реакции, мышления;
2. Задания геометрического характера.
-составление и моделирование предметов;
-построение фигур из счетных палочек;
-уникурсальные кривые;
-построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра" , "Монгольская игра", "Танграм";
-разрезание фигур.
3. Нестандартные задания алгебраического характера.
-задачи на переливание;
-задачи на взвешивание;
-математический фокус ;-математические ребусы;
-арифметические лабиринты с воротами;
-магические квадраты.
4. Нестандартные задания логического характера
-логические задачи на причинно-следственные цепочки;
-задачи с опорой на жизненные ситуации;
-анаграмма;
-комбинаторные задачи;
-задачи с альтернативным условием.
5.Игры А. З. Зака.
-игры, способствующие развитию способности действовать в уме.( "Муха", "Просветы", "Ход конём".
Содержание 4 года обучения
1.Тренировка психических процессов.
-развитие концентрации внимания;
-тренировка слуховой и зрительной памяти;
-совершенствование воображения;
-развитие быстроты реакции, мышления.
2. 2. Задания геометрического характера.
-составление и моделирование многогранников;
-построение фигур из счетных палочек;
-уникурсальные кривые;
-построение фигур из конструктора "Колумбово яйцо"."Вьетнамская игра" , "Монгольская игра", "Танграм".
3. Нестандартные задания алгебраического характера.
-задачи на переливание и на взвешивание;
-математический фокус ;-математические ребусы;
-арифметические лабиринты с воротами;
-магические фигуры;
-цифровая головоломка "судоку" ;-кросснамберы.
4. Нестандартные задания логического характера
-провоцирующие задачи;
-логические задачи на причинно-следственные цепочки;
-задачи с опорой на жизненные ситуации;
-комбинаторные задачи;
-задачи с альтернативным условием.
4.Игры А. З. Зака.
-игры, способствующие развитию способности действовать в уме.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.
Мозговая гимнастика состоит из:
-упражнений, стимулирующие мыслительные процессы (качание головой);
-упражнений, активизирующие структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");
-упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи( "шапка для размышлений");
-упражнений для профилактики нарушений зрения ( "зоркие глаза", "стрельба глазами").
После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.
Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление. Задания используются из рабочей тетради Холодовой О. "Юным умникам и умницам". Продолжительность подготовительной части - 10-15 минут.
В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным видом нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения задач. Задачи используются из "Сборника нестандартных задач по математике", составленного для занятий кружка "Умники и умницы". Продолжительность основной части - 30-25мин.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс, занятие - тестирование.
Для решения задач, поставленных дополнительной образовательной программой кружка "Крепкий орешек" используются основные методы обучения:
- словесность;
- наглядность;
- проблемная ситуация;
- игровые моменты;
-исследовательская деятельность.

Условия реализации программы
Для проведения полноценного учебного процесса достаточно кабинета, отвечающего требованиям времени. Кабинет может быть снабжен техническими средства обучения: DVD-плеер, телевизор, магнитола, магнитная доска, компьютер.
Литература
Для учащихся:
1.Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь(1, 2, 3, 4 класс).- М., Росткнига, 2005.
2.Сборник нестандартных задач по математике.
Для учителя:
1. . Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.
2.Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.
3. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г.
4 Зак А.З. "Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет". - М., "Новая школа", 1996 г.
5. Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в 1(2,3,4)классе."- М., Илекса, 2005.
6. Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.
7. Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.
8.Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.
9. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. - Ярославль: "Академия развития", 2001 г.
10. Хацкевич Р. П. Математика для дошкольного и младшего школьного возраста. - Москва: АСТ, 2000 г.
11. Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2005.