Рабочая программа кружка по подготовке к ОГЭ по математике «Крепкий орешек»











Рабочая программа
кружка по подготовке к ОГЭ по математике
«Крепкий орешек»












Руководитель:
Васильева Марина Геннадьевна






2015-2016
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету. Рабочая программа выполняет две основные функции.
       * Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
       * Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
        Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, и предоставляет возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Общая характеристика программы
Кружок предназначен для учащихся 9 класса. На занятия выделяется 1 час в неделю (34 ч в год), в соответствии с чем и составлена данная программа.
Она предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу и углубляющих его через включение более сложных задач, исторических сведений, материала занимательного характера  при минимальном расширении теоретического материала. Программа предусматривает доступность излагаемого материала для учащихся и планомерное развитие их интереса к предмету.
Много внимания уделяется выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, сказку, кроссворд, решить логическую задачу и др.), что позволяет развивать у школьников логическое мышление и пространственное воображение.
Изучение программного материала основано на использовании укрупнения дидактических единиц, что позволяет учащимся за короткий срок повторить и закрепить программу основной школы по математике. Сложность задач нарастает постепенно. Перед рассмотрением задач повышенной трудности рассматривается решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.

Цели представленной программы:
           Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные цели кружка:
привитие интереса учащимся к математике;
углубление и расширение знаний обучающихся по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
формирование у обучающихся опыта творческой деятельности;
воспитание у школьников настойчивости, инициативы, самостоятельности.
Задачи кружка:
Научить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений.
Научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их систем.
Научить строить графики и читать их.
Научить различным приемам решения текстовых задач.
Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
Подготовить учащихся к ГИА по математике в 9 классе.
Подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе или к поступлению в средние учебные заведения, а также к углубленному изучению математики в профильной школе.
Предполагаемые результаты
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися, оканчивающими основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Тематическое планирование
1. Системы счисления (3 часа)
        *Рациональные числа и измерения
        *Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями.
        *Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями.
2. Алгебраические выражения (3 часа)
        *Числовые выражения и выражения с переменными.
*Преобразование алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения.
        *Дробно-рациональные выражения. Тождественные преобразования дробно-рациональных выражений.
3. Уравнения и системы уравнений (4 часа)
        *Равносильность уравнений, их систем. Следствия из уравнения и системы уравнений.
        *Основные методы решения рациональных уравнений: разложение на множители, введение новой переменной.
        *Квадратные уравнения. Теорема Виета. Решение квадратных уравнений.
        **Основные приемы решения систем уравнений.
4. Неравенства и системы неравенств (5 часа)
        *Развитие понятия неравенства. Числовые неравенства
        *Равносильность неравенств, их систем. Свойства неравенств.
        *Решение неравенств. Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств.
        **Системы неравенств, основные методы их решения.
5. Функции и их графики (5 часа)
        *Числовые функции, их графики. Функции в природе и технике. Свойства графиков, чтение графиков.
        *Элементарные приемы построения и преобразования графиков функций.
        *Графическое решение уравнений и их систем.
        *Графическое решение неравенств и их систем.
        *Построение графиков «кусочных» функций.
6. Текстовые задачи (4 часа)
        *Задачи на движение.
        *Задачи на движение по реке.
        *Задачи на работу.
        *Задачи на проценты.
7. Геометрические фигуры. Треугольник. Свойства (2 часа)

*Отрезки, углы, лучи, прямые. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника
*Прямоугольный треугольник. Соотношения между сторонами и углами треугольника

9. Геометрические фигуры. Четырехугольники (4 часа)

*Параллелограмм. Свойства
*Прямоугольник.
*Ромб
*Трапеция. Виды трапеций.
10. Окружность. Касательная к окружности (1часа)
11. Задачи с практическим содержанием (2 часа)
*Геометрические задачи
*Алгебраические задачи

12. Итоговый тест . Подведение итогов(2 часа)








Используемая литература
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее образование;  20004 г.
Программы для общеобразовательных учреждений: Алгебра. 7-9 кл. / сост. Т.А.Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008.
Итоговая аттестация по математике в 9-м классе: новая форма [Текст] / автор-сост. В.И.Маркова. – Киров: КИПК и ПРО, 2008. – 98 с.
Кузнецова Л. В. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. [Текст] / Л.В. Кузнецова, С.Б.Суворова, Л.О.Рослова.  – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.
Ткачук В. В. Математика – абитуриенту. М.: МЦНМО, ТЕИС, 1996.
Обучение решению задач как средство развития учащихся: Из опыта работы: Методическое пособие для учителя.- Киров: Изд-во ИУУ, 1999 – 100 с.
 Демонстрационные версии экзаменационной работы по алгебре в 2014 году, в 2013 году, в 2012 году. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки