Умелые ручки внеурочная деятельность.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кремнёвская школа»

СОГЛАСОВАНО Утверждаю Зам. директора школы по УВР Директор МБОУ «Кремнёвская школа» _________ Козель-Солонина Н.И. _______________ Трубачёва И.С. «___»________2015г. Приказ № ___ от «___»______2015г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Умелые ручки»




Программу составила:
Ваапова Замира Нуриевна воспитатель подготовительной
группы
МБОУ «Кремнёвская школа»




Рассмотрено и рекомендовано Согласовано
На заседании школьного методического На заседании
объединения учителей педагогического совета
начальных классов
Протокол №____от_______2015 г. Протокол №___от______2015г.




Кремнёвка 2015г.

Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский
ПРОГРАММА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
художественно – эстетического направления

Данное направление ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов декоративно-прикладного творчества и дизайна, развитие творческих особенностей учащихся, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Объединение «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели работы объединения:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6,6-11 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Работа по внеурочной деятельности рассчитана на 64 часа.
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой, подручным материалом, и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.
Технологии обучения в объединении:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.

Предметными результатами работы в творческом объединении являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Итоги реализации программы могут быть представлены
через выставки детских работ;
через оформление зала для праздников;
через вручение подарков учителям, дошкольникам.
Программа 68 ч

Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Умелые ручки».

№п/п
Раздел
Тема
Кол-во часов
Дата


Работа с природным материалом.



10 ч


1

Вводное занятие. Знакомство с планом внеурочной деятельности. Правила поведения.

1


2

Организация рабочего места, техника безопасности в кабинете при работе с инструментами.

1


3

Рисование на гальке акриловыми красками.

1


4

Рисование на гальке акриловыми красками.

1


5

Изготовление композиций из засушенных листьев, ягод, веток.

1


6

Изготовление композиций из засушенных листьев, ягод ,веток.

1


7

Составление композиции (розы из кленовых листьев, коллективная работа).

1


8

Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев цветка ириса ).

1


9

Композиция из шишек «Мишки в лесу».
1


10

Композиция из шишек «Мишки в лесу».
1



Поделки из пластилина.


6 ч


11

Лепка героев русских сказок («Репка»).



12

Лепка героев русских сказок («Репка»).




13

Изготовление композиции «Овечка у пруда»




14

Изготовление композиции «Овечка у пруда»



15

Попугайчик Кеша.



16

Попугайчик Кеша.




Работа с бумагой и картоном.


14 ч


17

Изготовление цветка из бумажных салфеток.



18

Изготовление цветка из бумажных салфеток.



19

Открытки для настроения. Свободная тема.



20

Открытки для настроения. Свободная тема.



21

Аппликации из ладошек. Животный мир.



22

Аппликации из ладошек. Животный мир.



23

Квиллинг. Изготовление дерева. Заготовка деталей.



24

Квиллинг. Изготовление дерева.



25

Изготовление рамки для фотографий из коробки.



26

Изготовление рамки для фотографий из коробки.



27

Дракоша – мозаика из квадратиков.



28

Дракоша – мозаика из квадратиков.



29

Мозаика из яичной скорлупы.



30

Мозаика из яичной скорлупы.




Поделки из солёного теста.


4 ч


31

Выполнение композиции «Ёжик на полянке». Заготовка деталей.



32

Выполнение композиции «Ёжик на полянке».



33

Выполнение композиции «Ёжик на полянке». Раскрашивание.



34

Выполнение композиции «Ёжик на полянке». Декорирование поделки.




Бисероплетение.

16 ч


35

Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций.



36

Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения.



37

Плетение колец и браслетов – «фенечек» из бисера.



38

Плетение колец и браслетов – «фенечек» из бисера.



39

Техника плетения. Веточка из бисера.



40

Техника плетения. Веточка из бисера.




41

Плетение паука и сороконожки из бисера.



42

Плетение паука и сороконожки из бисера.



43

Плетение бабочки из бисера.



44

Плетение бабочки из бисера.



45

Плетение клоуна из бисера.



46

Плетение клоуна из бисера.



47

Плетение деревьев из бисера.



48

Плетение деревьев из бисера.



49

Коллективная работа в изготовлении композиции из разного материала, основа – бисер.



50

Коллективная работа в изготовлении композиции из разного материала, основа – бисер.




Работа с бумагой.
Оригами

6 ч


51

Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся.



52

Простые базовые формы оригами.



53

Складывание цветов .



54

Складывание цветов .



55

Складывание птиц .



56

Складывание птиц .




Работа с бросовым материалом.

12 ч


57

Декорирование бутылок в технике «Декупаж».



58

Декорирование бутылок в технике «Декупаж».



59

Изготовление поделок из капсул киндер-яйца.



60

Изготовление поделок из капсул киндер-яйца.



61

Цветы из пластика, бутылок.



61

Цветы из пластика, бутылок.



63

Цветы из пластика, бутылок. Оформление букета.



64

Цветы из пластика, бутылок. Оформление букета.



65

Выполнение композиции «Овечка» (из ватных палочек).



66

Выполнение композиции «Овечка» (из ватных палочек).



67

Подведение итогов работы за год.



68

Выставка и анализ работы.











































Методические рекомендации по проведению занятия.

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии внеурочной деятельности должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.










15