Рабочая программа по курсу Авиамоделирование

13 EMBED Word.Document.12 \s 1415




2013


Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Авиамоделизм - это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Занятия авиамоделизмом, техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Занятия способствуют развитию у учащихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознательному выбору будущей профессии. Знания, полученные на занятиях в объединении «Авиамоделирование», непосредственно влияют на учебный процесс, способствуют углубленному изучению школьного материала, применению знаний и умений на уроках технологии, физики, для участия в различных мероприятиях спортивно-технической направленности.
Новизна программы заключается в ее отличии от других. Основными отличиями программы от других аналогичных программ являются:
Оптимальный срок реализации программы – 2 года
Охват всех видов бумажных моделей, планеров, к плавному переходу создания кордовых с выполнением пилотажа.
Программа предназначена для обучения детей в возрасте от 11 до 13 лет.
Цель программы
Воспитание у обучающихся интереса и любви к технике и труду, развитие творческих способностей и формирование конструкторских умений и навыков. Обучение детей основам конструирования моделей и ознакомление их с принципами моделирования.
Задачи:
Образовательные:
Знать основы и основные пути развития и прогрессивного значения авиации
Познакомить учащихся с различными техническими устройствами
Научить разрабатывать и выполнять несложные технические устройства
Уметь выполнять технические расчеты и работать с технической литературой.
Развивающие:
Развитие творческих способностей
Формирование конструкторских умений и навыков
Пробуждение и закрепление интереса к занятиям авиамоделизмом
Воспитательные:
Развитие активной и всесторонне развитой личности
Подготовка к труду и сознательному выбору профессии
Занятость подростков
Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу.

В первый год обучения (5 класс) дети знакомятся с простыми моделями из бумаги, простейшими кордовыми моделями выполняя в основном модели по готовым разверткам, но с обязательными элементами доработки этих моделей.
Второй год обучения (6 класс) позволяет совершенствовать навыки создания моделей, выполнения полетов, участия в соревнованиях.
Программа основана на интеграции теоретического обучения с процессом практической самостоятельной деятельности учащихся и технико-технологического конструирования.


В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:
технология – закрепление методов работы с бумагой, ножницами и клеем, выполнение соединений,
изобразительное искусство – навыки раскрашивания разверток моделей,
история – небольшие повествовательные элементы по истории развития техники.
Физика – знание законов воздухоплавания


Формы работы с детьми.

Групповая форма обучения
Связана с сотрудничеством нескольких человек и строится на принципе контроля и самоконтроля.


Парная форма работы
Применяется в том случае, когда успевающий ученик, выполняет функции учителя, в процессе чего он помогает отставшему ученику и основательно закрепляет имеющиеся у него знания.


Индивидуальная форма работы
Преобладает в работе кружка. Учебное занятие выполняется каждым учеником самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей.


Работа в подгруппах
Во время сборки, отделки и покраски моделей учащиеся разбиваются на подгруппы для уделения педагогом большего внимания каждому школьнику.





Методы обучения.

Практический объяснение
Словесный разъяснение
Наглядный инструктаж
Работа с литературой демонстрация
ИКТ технологии наблюдение
практическая работа


Средства обучения
Материально-технические

дидактические

Модели, планеры

схемы, чертежи, шаблоны

Взлетное устройство
Видеофильм «Авиамоделизм. Клуб афганцев»

Кордовая модель



АРМ – учителя

CD-RW, DVD-RW фильмы по тематике


Характеристика возрастной группы
Главное содержание среднего школьного возраста (11-13 лет) составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Возникают и формируются новые психологические особенности. Это требует от взрослых, окружающих подростка, предельной точности, деликатности, осторожности при работе с детьми.
Наряду с обучением детей элементарным навыкам технического творчества, в программе стоит задача развития его познавательных интересов. Но мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания, организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков максимально эффективными для того, чтобы обеспечить ребенку максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.






Ожидаемые результаты
Результатом работы учащихся в объединении « Авиамоделирование» можно считать:
Учащиеся должны знать:
основные типы авиамоделей,
различия между выполнением стендовых и действующих моделей,
основные элементы простейших конструкций моделей,
терминологию моделизма,
основы макетирования,
виды материалов, применяемые в моделировании,
технику безопасности при работе с инструментами,
правила проведения соревнований по модельному спорту.
Учащиеся должны уметь:
изготавливать разные виды простых моделей из бумаги,
регулировать модели,
проводить соревнования.
13 EMBED Word.Document.12 \s 1415

Проявление инновационного подхода к решениям учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического;
Поиск новых решений возникшей технологической или организационной проблемы;
Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
Виртуальное и натуральное моделирования технических объектов и технологических процессов;
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
Согласование и координации совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;
Объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам’
Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
Обоснование путей и средств устранение ошибок или разрешение противоречий в выполняемых технологических процессах;
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы “Авиамоделирование” являются:
В познавательной сфере:
Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
Оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
Ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
Владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
Классификация видов и назначение методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
Распознавание видов, назначение материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технологической информации.



























Учебно-тематический план. ( 5 класс )
(1 Час в неделю всего 34 часа )
№п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе
Предполагаемый результат
Дата уроков




теория
практика
контр



1
Вводное занятие
1
1


Знать цели и задачи кружка, план работы.


2
Техника безопасности
1
1


Знать правила ТБ при работе с инструментом, на станках, при пользовании приборами.


3
Авиамоделизм. Авиамодельный спорт в СССР и России.
1
1


Знание основ авиа моделирования. Авиамодельный спорт.


4
Авиация. Самолет. Планер.
1
1


Знать историю развития авиации. Устройство самолета, планера, изготовление, запуск, ремонт молелей.


5
Планеры и действующие модели
3

3

Показательные полеты моделей, соревнования на дальность.


6
Модели ракет
5
1
4

Знать историю развития ракет. Уметь изготавливать и производить запуски.



7
Бумажные летающие модели
4

4

Знание основ полета. Изготовление модели. Показательные полеты, участие в соревнованиях свободно летающих моделей.


8
Кордовые модели. Тренировочная кордовая модель самолета.
10

1

9


Углубление знаний по авиационной технике. Развитие и закрепление устойчивых навыков изготовления моделей. Умение осуществлять полет кордовых моделей.


9

10

Участие в соревнованиях, конкурсах, выставках.
Организация и проведение показательных выступлений
8



8

Умение осуществлять полет свободно летающих и кордовых моделей. Опыт и участие в соревнованиях.


Итого
34
6
20
8





























Содержание программы ( 5 класс )
(1час в неделю, всего 34 часов)
Вводное занятие (1 час)
Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружков г.Ульяновска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей Предполагаемый результат: Знать цели и задачи кружка, план работы кружка.
2. Техника безопасности (1час)
Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами
3. Авиамоделизм. Авиамодельный спорт в СССР и России(6 часов)
Теория: Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и Авиамодельного спорта.
Практика: Экскурсии, участие в соревнованиях.Предполагаемый результат: Понятия в облости создания моделий самолётов
4. Авиация. Самолет. Планер.(1 часов)
Теория: Знать историю развития авиации. Устройство самолета. Устройство планера.
Практика: Изготовление простейших планеров. Запуск моделей. Ремонт моделей.Предполагаемый результат: Уметь создать летающую модель изделия.
5. Планеры и действующие модели (3 часов)
Практическая работа: Показательные полеты моделей. Соревнования: дальность полета, точность выполнения «петли Нестерова»
Предполагаемый результат: Знать правила соревнований способы запуска планеров.
6. Модели ракет (5 часа)
Теория: Знать историю развития ракет. Реактивное движение. Устройство и назначение ракет.
Практические работы: Выполнение моделей ракет, производство запуска моделей.Предполагаемый результат: Самостоятельно определять виды космических ракет.
7. Бумажные летающие модели (4 часов)
Теория: Знание основ полета моделей. Возникновение подъемной силы крыла. Основные элементы конструкции самолета и модели. Способы регулировки модели. Назначение и действие рулей.
Практические работы: Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты.Предполагаемый результат: Уметь по схемам и шаблонам создать изделие.
8. Кордовые авиамодели. Тренировочная кордовая модель самолета (10 ч.)
Теория: Углубление знаний по авиации и авиационной технике. Устройство, назначение и типы самолетов. Рабочие чертежи схематической модели самолетов. Аэродинамический, аэростатический, реактивный принципы.Практические работы: Изготовление и испытания учебно-тренировочных кордовых моделей самолетов.Предполагаемый результат: Развитие самосознания в технике и технологиях.
9.Организация и проведение показательных выступлений (8 ч.) Предполагаемый результат: Умение осуществлять полет выполненных свободно летающих и кордовых моделей.





Содержание программы
1 год обучения

Вводное занятие (2часа)
Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой авиамодельных объединений г.Ульяновска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей
Предполагаемый результат: знать цели и задачи кружка, план работы кружка.

2. Техника безопасности (2часа)
Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами

3. Авиамоделизм. Авиамодельный спорт в СССР и России (16 часов)
Теория: Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и авиамодельного спорта.
Практика: Экскурсии, участие в соревнованиях.
Предполагаемый результат: Понятия в области создания моделей самолётов

4. Авиация. Самолет. Планер.(34 часа)
Теория: Знать историю развития авиации. Устройство самолета. Устройство планера.
Практика: Изготовление простейших планеров. Запуск моделей. Ремонт моделей.
Предполагаемый результат: Уметь создать летающую модель изделия.

5. Планеры и действующие модели (12 часов)
Практика: Изготовление планера. Показательные полеты моделей. Соревнования: дальность полета, точность выполнения «петли Нестерова»
Предполагаемый результат: Знать правила соревнований способы запуска планеров.

6. Модели ракет (10 часа)
Теория: Знать историю развития ракет. Реактивное движение. Устройство и назначение ракет.
Практика: Выполнение моделей ракет, производство запуска моделей.
Предполагаемый результат: Самостоятельно определять виды космических ракет.

7. Бумажные летающие модели (20 часов)
Теория: Знание основ полета моделей. Возникновение подъемной силы крыла. Основные элементы конструкции самолета и модели. Способы регулировки модели. Назначение и действие рулей.
Практика: Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты.
Предполагаемый результат: уметь по схемам и шаблонам создать изделие.

8. Кордовые авиамодели. Тренировочная кордовая модель самолета (40 ч.)
Теория: Углубление знаний по авиации и авиационной технике. Устройство, назначение и типы самолетов. Рабочие чертежи схематической модели самолетов. Аэродинамический, аэростатический, реактивный принципы.
Практика: Изготовление и испытания учебно-тренировочных кордовых моделей самолетов.
Предполагаемый результат: развитие самосознания в технике и технологиях.

9. Участие в соревнованиях, конкурсах, выставках. Организация и проведение показательных выступлений (8 ч.)
Практика: участие в мероприятиях спортивно-технической направленности(выставки, конкурсы, соревнования).
Предполагаемый результат: умение осуществлять полет выполненных моделей.

Методическое обеспечение образовательной программы.
Программа знакомит обучающихся с основными теоретическими понятиями по теории авиамоделирования, историей авиационной техники и космонавтики. На занятиях в кружке ребята изготавливают модели планеров, ракет, кордовых моделей самолетов и другие авиационные модели, изучают правила соревнований.
Основным методообеспечением данной программы являются наглядные материалы – модели и макеты самолетов, планеров, чертежи и шаблоны моделей, книги по авиамоделированию, видеофильмы, СD-диски.
Блок, раздел
программы
Формы занятий
Приемы и методы
Дидактический и наглядный материал
Техническое оснащение
Форма подведения итогов
(диагности-ка)

1 год обучения

Вводное занятие
лекция
объяснение
Фото, видеофильмы
кабинет
образцы моделей
наблюде-ние

Техника безопасности
беседа
инструктаж
инструкция по ТБ
инструменты, материалы
беседа

Бумажные летающие модели
практическая работа
разъяснение, демонстрация
инструктаж
образцы, шаблоны
инструменты, материалы
наблюде-ние

Планеры и действующие модели
практическая работа
разъяснение, демонстрация
инструктаж
Книжное издание
«Юному авиамоделисту образцы, шаблоны
инструменты, материалы
наблюде-ние

Модели ракет
практическая работа
разъяснение, демонстрация
инструктаж
Брошюра «Конструктору моделей ракет» образцы, шаблоны
инструменты, материалы
наблюде-ние

Учебно-тренировочные кордовые модели самолета.
лекция
практическая работа
объяснение
разъяснение, демонстрация
инструктаж
Тематическая подборка «Кордовые модели» образцы, шаблоны

инструменты, материалы
наблюде-ние


Организация и проведение показательных выступлений. Экскурсии. Участие в соревнованиях
контрольное занятие
демонстрация инструктаж
единая классификация авиамоделей
правила соревнований
модели
соревнова-ния

















Список литературы.

Гукасова А.М. Внеклассная работа по труду.- М. Просвещение, 1981 г.
Ермаков А.М. Простейшие авиамодели - М Просвещение, 1990.
Журавлева А.П. Начальное техническое моделирование - М. Просвещение, 1982.г.
Никулин С.К., Сбежнев А.И. Техническое творчество школьников. – М.: Просвещение. 1995 г.
Голубев Ю.А. Юному авиамоделисту.– М. Просвещение, 1979 г.
Гаевский О.К. Авиа моделирование. -М .ДОСААФ. 1990.г.
Друзь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России.–М. Машиностроение, 1989.
Фетцер В.Л. Авиация в моделях Ижевск 1992.г.
Заворотов В.А. От идеи до модели.– М.: Просвещение, 1989.
Сибиряков В.Г. Альбом простейших моделей. ЦТТУМ г. Ульяновск
Журнал «Модель хобби», 1/1997. Прага.
Журнал «Моделизм сегодня и завтра», 1/1997.- М.: «Московская правда»
Донин Ю.И. Набор моделей самолетов из бумаги. Ульяновск, 1995
Журнал «Мировая авиация» 2009-2010 гг. ООО «Де Агостини»
Пономарев А.Н. Советские авиационные конструкторы.- М. Воениздат, 1980 г.
Шмидт Н. Самолеты из бумаги. - Минск. 2004 г.
В.И. Фомин. Летающие модели. ДОСААФ СССР, 1984 г.

















Заголовок 1 Заголовок 215