Статья по музыке на тему Этнокультурное содержание образования во внеурочной деятельности


Этнокультурное содержание как средство художественно- эстетического воспитания.
Художественно-эстетическое воспитание во внеурочной деятельности имеет важное значение, так как речь идет о нашем подрастающем поколении , так как они должны не только обладать должным объемом знаний, но знать свою культуру, свой язык, поэтому я в своем статье считаю нужным;
1)рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
2)раскрыть этнокультурное содержание как средство формирования эстетических представлений детей в традиционной хакасской культуре;
3)Проанализировать возможности и использование этнокультурного содержания образования в художественно-эстетическом воспитании младших школьников на уроках музыки и во внеурочное время ;
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент многих психических качеств личности, нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, а также успешно происходит и художественно-эстетическое развитие детей. Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Цель – сохранение и укрепление русской и хакасской национальной культуры.
Задачи;
Формировать уважительное отношение и интерес к национальным традициям и обычаям хакасского народа в составе Российской Федерации.
Развивать музыкальные способности детей через народную песню, игру, через игру на народных инструментах
Формировать патриотические качества; любовь и гордость к малой Родине
С интересов и склонностей начинают формироваться и способности школьников. Как правило, в этом возрасте еще рано говорить о сложившихся способностях, но уже выделяются ученики, проявляющие относительно высокий уровень способностей в области музыки, рисования. Основной путь развития способностей в младшем школьном возрасте — школьников я привлекаю в кружки, которые работают у нас в школе №3 это вокально-хоровая студия «Капельки», а также театральная студия «Звездочки».
Детям младшего школьного возраста свойственно особое восприятие и особое отношение к мелодии, ритму, сопровождающим музыку движениям. И именно ритм и певучесть народной музыки близка детям.
Следует специально отметить возможности младших школьников в области творчества. Дети младшего возраста легко откликаются на различные творческие задания. Они могут импровизировать на заданный или придуманный ими самими словесный образ; могут создавать ритмические и мелодические импровизации на музыкальных инструментах на домре, балалайке, а также на чатхане.
Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для художественно-эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель.
2. Этнокультурное содержание образования
Наша третья школа –это некий этнокультурный центр, обеспечивающий условия самоидентификации учащихся в соответствии со своей этнической принадлежностью. Здесь учатся дети различных национальностей; хакасы, русские ,киргизы, узбеки, азербайджанцы и другие. Через погружение в русскую, хакасскую культуру, ребенок формируется как личность, готовится к жизни в современном поликультурном обществе.
В МБОУ «СОШ №3» дети изучают хакасский язык путем внеурочной деятельности, что это значит? Это кружковая работа, где по расписанию отводится час в неделю, так как я сама работаю в МБОУ «СОШ№2» знаю насколько тяжело научить и «удержать» интерес к данному предмету. Поэтому на занятиях внеурочной деятельности в третьей школе мы разучиваем песни на хакасском языке, ставим сказки на хакасском языке. Дети быстро запоминают и разучивают свои партии, понимают о чем поют или говорят, поэтому изучение традиционной хакасской культуры является одним из приоритетных направлений работы нашей школы.
Особенную роль для музыкального воспитания и развития в младшем школьном возрасте играет музыкальный репертуар, который использует в своей работе учитель музыки. Всем самым высоким требованиям и художественно-эстетического, и интеллектуального, и нравственного воспитания отвечает русское и хакасское народное музыкально-поэтическое творчество. Обязательным требованием к музыкальному репертуару является его доступность для детского восприятия и исполнения. Конечно, не так много сборников песен на хакасском языке, но большим успехом мы пользуемся сборником песен на хакасском языке Л.Белоглазовой на занятиях внеурочной деятельности. Художественные образы, выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика должны соответствовать объёму представлений о жизненных явлениях, которыми располагает ребенок младшего школьного возраста. Народные песни, танцы, мелодии, сказки не только способны повлиять на формирование эстетического вкуса младших школьников, но и на их духовное развитие, на процесс социализации в условиях межэтнической напряженности .
Пение, родное слово, игра на чатхане, балалайке, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы – все это комплексно используется на занятиях внеурочной деятельности.