Методическая разработка по теме Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах


Развитие орфографической зоркости на уроках
русского языка в начальных классах
Из опыта работы учителя начальных классов
МБОУ Кормовская школа
Цуркан Инны Ивановны
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников -формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Ведущие методисты П. С. Жедек, М. Р. Львов, В. В. Резник считают главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не "реагируя" на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
Поэтому целью моей творческой работы стало - доказать эффективность использование различных приемов и методов по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
Объект исследования - специально организованный учебный процесс, в плане поиска эффективных методов обучения по формированию орфографической зоркости младших школьников.
Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, развивающим способность выделить при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
Для выделения орфограммы нужно знать ее опознавательные признаки:
для правописания безударных гласных - букв о - а, е - и - я; положение в безударном слоге
для правописания парных звонких и глухих согласных - буквы г- к, з - с, ж-ш, в- ф, д -т, б -п; положение в конце слова и перед глухими согласными
непроизносимые согласные - наличие звукосочетаний [сл ] [сн] [рц] [ст]
1 1 г
безударные гласные (кроме у и ы на конце слова)гласные под ударением после шипящих согласные парные по звонкости-
глухости:
а)на конце слова;
б)перед другимисогласными (ноне р, л, м, н, й ив) согласные, парные по мягкости-
твердости;
перед мягкими согласными
Какие буквы нельзя писать на слух
Научить детей видеть орфограммы поможет эта таблица, которая составляется постепенно
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек, тестов.
Тесты
Обведи парные согласные:
б, р, с, х, дОбведи слова с сомнительной согласной:
дом, кот, шарф, раки.
Найди и обведи проверочное слово к слову дуб:
Дубок, дубки.
Поставь, где нужно, букву т:
Тор..., са..., кана..., пара....
Подчеркни «лишнее» слово. Лук, пилот, жар, лед.
Выборочный диктант
-Я буду читать отрывки из разных художественных произведений, вы должны записать только слова с парными согласными на конце.
Выпал снег на порог, кот слепил себе пирог
Жил был поп, толоконный лоб.
Мороз и солнце! День чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный?
Какие слова выписали? Какую согласную писали на конце слов и почему? (Дети читают слова и сразу называют проверочные)
Какие из написанных вами слов нельзя переносить? (снег, кот, поп, лоб,друг)
Почему эти слова нельзя переносить? (слова можно переносить с одной строки на другую по слогам, а в этих словах по одному слогу).
Цифровой диктант
Дети под цифрами записывают только орфограмму, а не всё слово123456 7
ьибессг о,д, ъ,д(ручьи зимахлеб земля русский снег подъезд)
Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение
приобретает орфографическое проговаривание.
Орфографическое проговаривание.
Целесообразно при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому "в памяти" движений остаётся память движений речевого аппарата. "В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а также подключается слуховая память, усиливая слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (и букв) в слове". Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.
При самостоятельной записи детьми продолжаю направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.
Создание проблемных ситуаций
Постановка проблемных ситуаций стимулирует мышление учащихся, повышает их познавательную активность. Ученик становится участником процесса обучения, сам находит пути решения проблемы, развивает свою орфографическую зоркость.
Тема: Безударная гласная в корне слова .
1.Почему одинаково звучат выделенные слова?

Волк охотился в лесу, встретил рыжую лису.
С. Маршак
Объясни правописание этих слов
-Дети, какие слова произносятся одинаково?
Можно их назвать родственными?
Они обозначают одно и то же?
Как будем записывать?
Дети подбирают проверочные слова и доказывают правильность выбора букв ЕиИЧто помогло доказать?
2. Запись отгадки к загадке тоже может служить проблемой, если к доске вызвать 2-х учеников, которые запишут это слово по разному
Крыша в шапке меховой,
Белый дом над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла... ЗИМА ЗЕМА
3. Подбирая однокоренные проверочные слова, дети доказывают свой выбор Проблемная ситуация возникает, когда написание безударной гласной зависит от лексической стороны корня, которая понимается из контекста.
Подбери к данным словам проверочные. Спишите получившиеся пары слов,
вставляя пропущенные буквы. Например: сильные волы - вол; земляные валы - вал
Дремучие л.са - Пол.скать бельё -
Рыжая ли.са - Пол. скать кота-
Прим.рять пальто - Прим.рять друзей -
4. Групповая работа.
Запись названий предметов изображенных на рисунке. У детей нет готового образца слова, только звуковая модель. Их задача, услышав орфограмму, написать ее правильно, подбирая проверочные слова или изменяя форму слова.
- Рассмотри рисунок и назови изображенные на них предметы.
-Подбери проверочные слова к словам с буквой, обозначающей безударный гласный в корне, и напиши эти пары слов.
-Например: пастух - пас, пастбище; космонавт - космос.

5. Подбор слов на безударную гласную
Подбери десять слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова и напиши их вместе с проверочными словами. Например: тяжёлый - тя/жесть Вывод: Безударную гласную нельзя писать как слышим, её нужно обязательно проверять, изменяя слово или подбирая однокоренное проверочное слово, в котором эта гласная стоит под ударением.
Тема: Сомнительная согласная в корне словаПроблемные ситуации
І.Записать отгадки, доказать правильность.
1. Гость гостил,
Золотой мост мостил -
Без ножа, без топора,
Без железного долота.
(Мороз или Марос)
2. Лежала под ёлками
Подушечка с иголками
Подбор однокоренных слов, выбор из них проверочных. 2.Замени одним словом
Сильный холод.
Сладкое вещество, которое создают пчёлы.
Огородное растение со съедобным корнем оранжевого цвета.
Край земли около воды
Ответы запиши. Подчеркни буквы, написание которых надо проверить.
3. По рисункам записать название изображенных предметов. Доказать правильность написания.
Групповая работа.
- Рассмотри рисунки и напиши названия изображённых на нихпредметов в столбик.
- Подбери к ним проверочные слова и напиши их.

4. Выбрать нужную букву, доказать, подбирая проверочные слова.
б или п? Ро..кий, тру..ка, тро..ка.
в или ф? Киев.ский, лов..кий, шар.. . г или к? Бере.., подви.., галсту. .
д или т? Ре., кий, ме..кий, бесе..ка.
ж или ш? Варе..ка, серё..ка, деду..ка.
з или с? Ре..кий, ко..ьба, бли..кий.

5.Спиши данные предложения, выбирая из скобок нужную букву. Рядом в
скобках напиши проверочное слово.
1. Стану сказывать я ска(с, з)ки, песенку спою. 2. Ты ж дремли, закрывши гла (с,з)ки, баюшки - баю. 3. У хорошей ска( с,з )ки счастливая развя(с,з )ка. 4. На реке хороший пля(ж, ш ). 5. Возьми но(ш, ж ) и очини каранда(ш,ж).
Тема Непроизносимая согласная в корне слова1.Запиши отгадку
Светит, сверкает, всех согревает( Докажи: СОНЦЕ или СОЛНЦЕ)2. Игра «Скорая помощь», «Врачи».
Врачи
- Ребята, мы врачи «Скорой помощи». У нас заболели такие слова: «радосный», «прекрасный», «лесница», «звёзный».
Нужно определить болезнь слова и правильно назначить лекарство-применить нужное правило
3.Работа с антонимами.
К данным словам подберите слова с противоположным значением. Письменная (речь) - ..., ранний (снег) - ..., весёлый (день) - ..., .несчастный (случай) -....
Запишите слова. Составьте с ними и запиши четыре предложения.
4.Групповая работа. Работа с пословицами.
Прочитайте пословицы, вставляя слова, подходящие по смыслу.
... матери лучше ... греет. Работа ... веселит. Рукам работа - душе ....
5.Игра «Третий лишний»
Помоги Незнайке определить, какое слово в строке «лишнее» Свистнуть, вкусный, скоростной; опасный, устный, поздний; чудесный, хвастливый, счастливый. Запиши проверочные слова.
Создание и решения проблемных ситуаций при объяснении этих тем, помогает учащимся самим делать открытия; находить, слышать орфограмму, выводить правила, доказывать правильность написания слов.
Орфографические сказки
Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки о звуках и буквах. Рассмотрим примеры таких сказок, используемые на уроках обучения грамоте.
Уже при чтении и письме первых слов с гласными а—о — сосны — сосна, осы — оса, страны — страна можно предложить детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, затем рассказать сказку о безударных гласных а—о:
«Однажды гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а—о стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а или о. С тех пор эти дети пишут грамотно».
При чтении и письме слов с гласными е—и — реки — река, лес — леса — повторяем сказку о гласных а—о, сообщаю, что гласные е—и тоже ссорятся, если находятся в безударном слоге. Помирить их спешит волшебник Ударение.
К этой сказке дети обращаются постоянно, объясняя правописание слов пила, остра, повар, земля и др.
У детей появляется хорошая привычка: задумываться о написании гласных о—а, е—и—я в безударном слоге.
Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. На уроке при изучении звука [д], [д'] и букв Д, д проводится игра «Буква потерялась» (б или п в словах ду..., зу...). После повторения парных согласных б—п, д—т, з—с рассказываю сказку о звонких и глухих согласных:
«Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было. Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные». Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане орфографические сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.
Комментированное письмо.

Особенно важно учить детей комментировать своё письмо при выполнении письменных упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил.
Комментирование - это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. Например: под-ле-та-ет: "В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю перелёт. В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределённая форма подлетать не на -итъ, это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет ".
При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен, прежде всего, найти объект объяснения, то есть орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработке навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.
Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается хорошая дикция.
Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
В процессе комментированного упражнения, когда "ведущий" ученик только фиксирует внимание на орфограммах ( "вижу орфограмму", "вижу две орфограммы"), но не называет их, не объясняет написание, проявляется большая самостоятельность учащихся. Важную роль в решении орфографических задач при комментировании играют опорные схемы.
Взаимоконтроль при работе в парах
Обучающимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или с карточки. Первое предложение или слово читает ученик, называет орфограммы и в полголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово, затем второй ученик ведет пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение.
Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует их умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.
Корректировка письма.
Орфографическая зоркость кроме умения находить орфограммы и определять их тип включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки ( свои или чужие ). С целью развития этого умения используется прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимоконтроль. Использование взаимной проверки способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища, что создает условия для формирования орфографической зоркости.
Проверку тетрадей провожу дифференцированно. В тетрадях сильных учеников выношу на поля | или V в строке, где допущена ошибка, а дети сами находят и исправляют её. У большинства детей подчеркиваю слово, с допущенной ошибкой или саму ошибку, а дети самостоятельно исправляют её. У слабых учеников зачеркиваю ошибку и пишу правильную букву. Такой вид работы с ошибками требует повторной проверки тетрадей, но даёт хорошие результаты.
Работу над ошибками лучше выполнять по памятке в которой указаны названия орфограммы, алгоритм орфографических действий, образец графического обозначения орфограммы и способа ее проверки. Например:
1 .Прочитать слово
Изменяю слово Подбираю однокоренное слово
1.0дин - много: волна-волны 2.Много - один: паруса-парус 3.По вопросу: где? В лесу - лес
4.Что делал - что делает? Писал -пишет 1.Большой - маленький: ковёр- коврик
2.Маленький - большой: площадка - площадь
3.Назови ласково: зима - зимушка
4.Какой?(признак) - что? (предмет): зелёный - зелень 5.5.что делал? (действие) - что? (предмет): плясал- пляска
2.Поставить ударение
4.Подобрать проверочное слово
3.Выделить корень.

5.Напиши слово (вставь буквы; исправь ошибки).
В работе над ошибками детей я использую «Орфографический словарь» П.А. Грушникова и «Словарь», помещенный в конце учебника «Русский язык».
Вот некоторые упражнения:
найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственное, образуйте новое, составьте с каждым предложение, рассказ (если получится);
выберите слова с безударной гласной на тему: «Птицы», «Школьные вещи» и др.;
выпишите слово, состоящее: из одного корня, из корня и окончания ...;
подберите слова к схемам:

выпишите из «Словаря» слово трактор; подберите родственные слова из разных частей речи (тракторист, тракторный);
найдите 5 — 6 слов в «Словаре» с гласной о (е, и, я) в корне (можно неоднокоренное);
7) спишите слова, вставляя пропущенную гласную (запись приведена на доске):
р.сую, р...сование, зар...совка, нар...совал.
Для индивидуальной работы над ошибками с I класса использую памятку «Мои ошибки». Для этого ученик в тетрадь записывает слово, в котором сделал ошибку, орфограмму выделяет зеленым цветом. В классе по моему заданию из своей памятки «Мои ошибки»: ученик выписывает 3—5 слов с безударной гласной в корне, проверяемой или непроверяемой, приписывает к ним однокоренные слова (разные части речи), проводит их морфемный анализ;
прошу детей найти в памятке существительное, в корне которого была допущена ошибка, приписать к нему прилагательное, глагол, наречие и подчеркнуть проверочное слово;
предлагаю классу задание: «Тот, кто допустил ошибку на безударную гласную а (е, и, о), пусть найдет слово в своей памятке, определит часть речи, припишет однокоренное слово другой части речи»;
предлагаю детям найти слово с безударной гласной е (и, а, о), выписать его, найти в «Орфографическом словарике» однокоренное, выделить гласную.
учащиеся выбирают из своей памятки все слова, состоящие только из корня, из корня и приставки, и т. д.;
ученик вспоминает, в каких словах он сделал ошибку на безударную гласную, записывает их в столбик, приписывает проверочные слова, например:
кормовая-кормит поглядел-взглядАлгоритмы
Алгоритм решения орфографической задачи
I. 1. Определите место, где возникла орфографическая задача.
2. Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма.
II 1. Определите, в какой части слова находится орфограмма.
Установите, какую букву надо проверить: гласную или согласную.
Определите в слове ударение.
4.Определите, проверяемая или непроверяемая гласная. III. Напишите слово в соответствии с правилом.
Алгоритм списывания
Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
Выдели орфограммы в списываемом тексте.
Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
7.Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном: в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Заключение
Девизом своей работы я взяла слова Амонашвили Ш. А. «Детей надо любить всем сердцем. Каждый школьный день, каждый урок должен учить ребёнка думать, исследовать, рассуждать, доказывать, развивать творчество и приносить радость познания ученику и учителю».
Опыт моей работы показывает, что только тогда, когда ученик будет слышать орфограмму в слове, ее отличительные признаки, только тогда он сможет правильно применить правило и грамотно написать слово. Поэтому в своей работе над орфограммами я отказалась от некоторых упражнений, помещенных в учебнике «Русского языка», потому что в них орфограммы заранее выделены тем или иным способом ( вставить пропущенную букву, объяснить правописание букв, слов) так как в этом случае, первое действие орфографической задачи выполнено за ученика. Подсказывание трудных мест в слове порождает «орфографическую слепоту».
Необходимые условия развития орфографической зоркости - создание проблемных ситуаций, использование развивающих упражнений, графическое выделение орфограмм, коррекция письма, работа в группах. Потому что в условиях поиска, рассуждения, самостоятельном решении орфографических задач создаются предпосылки для формирования подлинной орфографической зоркости, когда дети исследовательским путем находят отличительные признаки большей части орфограмм и определяют единый порядок действий по правилу: нахождение позиции звука в данной части слова.
Все виды работ, описанные в моем опыте, при систематическом и целенаправленном использовании дают положительные результаты: при систематических тренировках умение слышать и видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка, фундаментом грамотности человека.