Духовно – нравственное развитие и воспитание – важнейший фактор социализации школьников.

нравственное развитие и воспитание – важнейший фактор социализации школьников.


Есть ценности, которым нет цены –
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в первой школьной сумке,
И письма, не вернувшихся с войны

«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Я.А. Коменский

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.»
Л.Н. Толстой
«Если мы идем вперед в области знания,
а не нравственности, то мы идем не вперед, а назад.»
Аристотель

«Дать образование и не внушить моральных и гражданских принципов –
значит воспитать ещё одну угрозу обществу.»
Теодор Рузвельт



Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» ( Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.) четко сформулирован современный национальный воспитательный идеал – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях народа Российской Федерации».
На основе национального воспитательного идеала сформулирована основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, социально зрелого, деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения.
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей, для социального окружения.
Социализация школьников через организацию духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. (Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества)
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. (Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике)
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. (Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие)
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). (Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. )
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).(Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве)
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Поэтому важно не только формирование жизненных ценностей, личностных качеств, но и создание условий для расширения социальных контактов. Современная педагогика считает одним из выходов в сложившейся ситуации чрезмерной свободы, через тренинговые занятия, позволяющие проиграть, пережить, примерить к себе - научить учащихся делать свой выбор. Отсутствие пробы лишает подростка возможности превратить его способности в «работающие», а это может повлечь за собой отсутствие опыта в остановке непосредственного поведения и в практике построения собственного поведения. Поступки ребенка – это незаконченные акты поведения, не всегда имеющие основной нравственную норму; чаще всего это поиск социальных образцов и примеривание их на себя, что и обеспечивает переход универсального «идеального» в личностно-индивидуальное.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности в ФГОС определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования должно осуществляться в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
Семейной жизни
Культурно-регионального сообщества
Культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии
Российской гражданской нации
Мирового сообщества
Успешная социализация рассматривается как процесс формирования личности в определенных социально-воспитательных условиях, усвоения и активного воспроизводства имеющегося социального опыта, в ходе которого личность преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему отношений и поведения те нормы и шаблоны, которые дают возможность для полноценной самореализации и самоактуализации в обществе.

Следует отметить, что на наш взгляд, социокультурные технологии, которые являются частью методического инструментария «Социокультурных истоков», также содержат достаточно возможностей для работы в новом образовательном пространстве, так как посредством их применения может быть реализован определенный спектр требований ФГОС, в частности, формирование УУД:
- Личностных
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
- Познавательных
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций:
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
- Регулятивных
управление своей деятельностью
контроль и коррекция
инициативность и самостоятельность
- Коммуникативных
речевая деятельность
навыки сотрудничества
Принципы организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру ведущий метод нравственного воспитания. Пример это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Сод
·ержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Результат :
- приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление его (мира) истоков;
– развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, ощущение ребенком своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, понимание того, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Второй уровень результатов получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Результат :
- опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека, переживание и первичное осмысление социокультурных категорий - Веры, Надежды, Любви, Мудрости;
– в результате совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, развитие первых размышлений об истоках духовности и нравственности в человеке, нравственная рефлексия;
– опыт размышления об этническом и социокультурном родстве с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации
Третий уровень результатов получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Результат:
- Осмысление традиции как важного механизма передачи ценностей новым поколениям, как способа сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании.
- осмысление и переживание жизненной силы традиции в современной действительности, в окружающем мире через знакомство с конкретными примерами традиций образа, слова, дела в жизни, соотнесения с собственным опытом, традициями своей семьи и ближайшего социума;
- получение опыта взаимодействия со сверстниками, учителем и родителями в создании своей Первой книги как продукта многолетнего(1-4 класс) творческого дела.

Взаимодействие различных учреждений с целью обеспечения условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся просто необходимо.
Для реализации программы используем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод  используется во время
чтения педагогом рассказов;
заочных экскурсий ;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
чтения литературных произведений учителем;
чтения стихотворений детьми, учителем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов учителя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала учителем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод используется, когда необходимо
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми:
Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение праздников.
Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки (по району, в областной центр).
Детская благотворительность.
Организация выставок.
Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.
Используем в практике работы различные формы работы с родителями: родительские собрания на духовно-нравственные темы; лекторий для родителей; открытые показы воспитательно-образовательного процесса – праздники, уроки; проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские собрания); анкетирование родителей; индивидуальные консультации специалистов; наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы; экскурсии; совместные с родителями праздники, спектакли.

«В человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А.П.Чехов
Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников в нашем образовательном учреждении реализуется через систему внеклассных, внеурочных мероприятий, в урочной и внеурочной деятельности, систему воспитательной работы классных руководителей.
На каждом уроке ставятся и успешно решаются воспитательные задачи. Невозможно представить себе урок без воспитательного компонента.




15