Для аттестации педагогических работников


Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы в процессе использования метода проектов.
(Из опыта работы Янгляевой Г.Р.,учителя русского языка и литературы МОУ «Лямбирская СОШ №2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.)
Актуальность и перспективность опыта
Как известно, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. На уроках русского языка и литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы, что в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
-соответствие социокультурной потребности современного общества
Формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
В основу формирования коммуникативной компетенции положен системно-деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Другими словами, обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем - самостоятельную. Речь идет о "зоне ближайшего развития", которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции. Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
Исследовательский подход к темам литературных произведений помогает рассматривать жизнь литературного героя как учебное исследование. Принцип приоритета речи, коммуникативная направленность означает включение в работу всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, писания, а не только анализ извлеченных из речи или искусственных примеров. При этом уделяется внимание повседневной речи школьников и их окружения, а не только художественным произведениям мастеров слова.
Все это проявляется в наличии четырех сквозных речеведческих тем для всех семи лет обучения."Устная разговорная речь", "Сферы речи", "Жанры речи", "Правила речи", последовательно соотносимых со всем лексическим и грамматическим материалом для изучения. Приоритет речи приводит к пониманию орфографии как дисциплины, необходимость которой возникает при создании письменного текста; без ущерба для грамотности школьников задачи овладения правописанием решаются в ходе работы над задачами порождения текстов, а также экспериментов с ними.
Принцип интегрального подхода является основой для школьных курсов.
Принцип поиска и эксперимента несет в себе организующее начало работы ученика.
Принцип единства обучения словесности предполагает максимальное сближение понятийного аппарата в области языка и литературы.
Теоретической базы опыта
В педагогике метод учебных проектов используют более столетия. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952)
Метод проектов в представлении многих – сугубо американское изобретение, как ковбойские джинсы или гамбургер. Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Но в 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
В настоящее время этот метод опять широко используется в современных образовательных учреждениях. Можно смело утверждать, что он зарекомендовал себя, как один из творческо- познавательных методов, повышающий мотивацию учеников к учению и приносящий не только пользу с точки зрения образования, но и массу удовольствия и положительных эмоций.
Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации образования (Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Основными задачами формирования коммуникативной компетенции учащихся являются: формирование функциональной грамотности, формирование продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи, формированием "общелингвистической компетентности", что необходимо для успешного овладения другими предметами.
В связи с этим моя педагогическая идея сводится к необходимости обращения особого внимания предметной интеграции, расширению форм работы, предполагающих поисковую и творческую деятельность детей, повышающие их активность в самореализации, культуроведческую компетенцию, обеспечивающие ученику возможности выбора способов освоения учебного материала, темпа изучения, объема, коллективной (групповой) и индивидуальной деятельности
Метод проектов предполагает наличие проблемы, которую учащиеся решают в совместной творческой, исследовательской, поисковой или групповой деятельности или игровой деятельности в зависимости от типа проекта.
Основные требования к использованию проектов:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, создание серии репортажей о проблемах русского языка)
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов (например, выпуск газеты, альманаха с репортажами по данной проблеме).
- самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся.
-структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров, презентаций )Анализ результативности опыта
Проектная методика на уроках русского языка и литературы развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. При использовании данного метода стараюсь реально превратить учащихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Сама выступаю в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. В процессе проектной работы ответственность возлагаю на самого ученика намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы; осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым, корректировать деятельность с учетом промежуточных результат объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования. Проектная деятельность в доступной для учащихся форме, я уверена, может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов в моей работе показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы, повышением качества знаний учащихся. Доказательством служат работы моих учащихся: участие в различных конкурсах исследовательских работ, творческих конкурсах, создание литературных альманахов, газет, литературные вечера, экскурсии по литературным местам.
Трудности и проблемы при использовании данного опыт
 С целью активизации познавательной деятельности у обучающихся учителю необходимо:
​ осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
​ создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
​ использовать различные средства для поддержания интереса к предмету;
​ направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
​ избегать перегрузки учащихся;
​ принимать во внимание индивидуальные особенности развития детей;
​ контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
​ создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
      А трудность опыта  в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе. Учителю необходимо быть всегда готовым прийти на помощь ученикам, не навязывая своего решения.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Опыт моей работы может быть использован учителями при работе над методом проектов в преподавании русского языка и литературы в 5-11 классах.
Представление опыта деятельности, подведение её результатов проводится в различных формах:
- размещение материалов на сайте школы(http://lmb.sosh.ru) в разделе « Из опыта работы»;
- на сайте МУ « ЦИМОМОУ Лямбирского муниципального района»
(http:lamroo.edurm.ru/Issledovatel.htm);
- на Всероссийском фестивале педагогических идей « Открытый урок»,
- 2014-2015 учебный год(http:festival.1september.ru), на компакт-диске и сборнике тезисов. Выступления на педагогических советах, заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин, заседаниях районного методического объединения учителей русского языка и литературы, на курсах повышения квалификации.