Методическая разработка урока Русский язык 9 класс. Тема Строение сложноподчинённого предложения и средства связи его частей


Урок русского языка 9 класс
Тема: Строение сложноподчинённого предложения и средства связи его частей
Цель: сформировать навык узнавания и построения сложноподчинённого предложения и использования таких предложений в речевой практике.
Задачи:
Образовательные: знать, чем отличается сложноподчинённое предложение от других видов сложных предложений, из каких частей оно состоит и как они связываются между собой, чем различаются союзы и союзные слова и как расставлять запятые в таких предложениях;
Развивающие: развивать навыки сопоставления сложных предложений разных видов, обобщать и делать выводы, навыки составления сложноподчинённых предложений, умение разбираться в структуре предложения и правильно расставлять запятые;
Воспитательные: совершенствовать коммуникативные навыки работы в мобильных группах, повышение самооценки, воспитание любви и уважения к матерям.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «СПП», дополнительный материал по теме «Не обижайте матерей!», «ЭОР»
Ход урока
I.Вхождение в тему.Какое первое слово произносит ребёнок?
Почему именно слово «мама»? Запишите полный ответ на вопрос. Он должен быть таким: Ребёнок первым произносит слово мама потому. Что мама дарит ему свою любовь.
- Какое по составу составленное вами предложение?
II. Целеполагание. Что мы должны сегодня сделать на уроке, чему научиться?
1.Узнать, какое предложение называется сложноподчинённым?
2.Понять, как строится СПП.
3.Какое место может занимать придаточная часть предложения.
4.Как ставятся запятые в СПП.
5. Чем связываются части СПП и как отличить союз от союзного слова.
III. Изучение нового материала.
1. Как из того, что написано на доске, составить сложное предложение?
О матерях можно говорить бесконечно. (А.М.Горький)
А.м.Горький утверждал, что о матерях можно писать бесконечно.
2. анализ предложения.
- Равноправны ли части предложения?
- Можно ли задать вопрос от одной части к другой?
- Какая часть главная, а какая – зависимая(придаточная)?
3. Эксперимент. Поставить придаточную часть в начале, в середине и в конце предложения.
Не может жизнь утратить смысл высокий, пока живёт на свете мать.
Пока живёт на свете мать, не может жизнь утратить смысл высокий.
Не может жизнь, пока живёт на свете мать, утратить смысл высокий
Вывод: придаточная часть может занимать любое место в предложении.
4. Начертить схемы предложений.
5. Чем связываются части СПП? Просмотр видеоурока «Средства связи частей СПП»
IV.Закрепление.1. Определить, чем являются омонимичные слова в предложениях?
Подумай, что ты можешь сделать для счастья матери своей. Будь благодарен матери своей за то, что ты любим ей был, что ласку и любовь ты в детстве получил.
2. Работа в группах.
1-ая гр. Написать заметку в газету «Берегите матерей»
2-ая гр. Составить предложения по картине Рафаэля «Сикстинская мадонна»
3-я гр. Продолжить предложения.
Мама рада, если…
Когда мама грустит,…
Я хочу, чтобы моя мама…
3.Индивидуальное задание для сильных: расставить запятые в предложениях, написанных на несуществующем языке.
Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка рокотый брадрунился ан жибой севт тэой чьоню.
4.Выступления групп.
5. Выписать из текста только СПП.
Маму любят все на свете,
Мама – первый друг.
Любят мам не только дети –
Любят все вокруг.
Если что-нибудь случится,
Если вдруг беда,
Мамочка придёт на помощь,
Выручит всегда!
V.Подведение итогов. Нарисовать СПП.(форма и её добавочная часть, н-р трамвай с вагоном или кружка с ручкой и т. п.)
VI.Рефлексия. Сказать сложноподчинённое предложение по теме урока.Сегодня я понял…
Я сегодня научился тому…
Думаю…
Сложноподчинённое предложение нужно знать для того…
VII.Д/з: п.12 упр 93