«Пороки древесины»

Тема урока: «Пороки древесины»
Тип урока: урок формирования новых знаний и совершенствование умений и навыков.
Цель урока: формирование представления о пороках древесины и их влияния на процесс обработки.
Задачи:
Образовательные:
-дать учащимся представление о пороках древесины;
-познакомить учащихся с влиянием пороков древесины на обработку и внешний вид;
-научить определять пороки древесины.
Коррекционно-развивающие:
-корригировать внимание путем выполнения индивидуальных заданий на ПК, в процессе актуализации знаний, во время практической работы;
-развивать способность различать пороки древесины по образцам;
-коррекция и развитие мыслительной деятельности при работе на ПК;
-коррекция и развитие речи во время проговаривания темы, задач урока, новых слов и рефлексии.
- коррекция и развитие личностных качеств: навыков самоконтроля, усидчивости во время работы, умение выражать свои чувства при анализе занятия.
Воспитательные:
-воспитывать уважительное отношение к древесине;
-воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи во время выполнения практической работы;
-воспитать у детей положительное отношение к природе;  
Регулятивные УУД:
-проговаривать последовательность действий на занятии; учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя; объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, техническую документацию;
-учиться совместно с учителем и другими учениками, давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
 Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, метод проблемного изложения, устный контроль, самоконтроль.
Технические средства обучения: проектор, зкран, компьютер, электронное пособие «Программированное обучение при изучении раздела «Деревообработка».
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие и настрой учащихся на работу. Проверка их явки и готовности к занятию.
Доброе утро, друзья!
Доброе утро, страна!
 Доброе утро всем!
Доброе утро МНЕ!
 
Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.
- Доброе утро всем мальчикам!... (мальчики машут и отвечают: "Доброе утро!")
- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...
- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...
- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...
- Доброе утро всем, кто хочет знать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
II.Актуализация ранее полученных знаний
Что относится к пиломатериалам?
Что относится к древесным материалам?
Где используют пиломатериалы и древесные материалы?
Как получают пиломатериалы и древесные материалы?
III. Постановка проблемного вопроса
Скажите, вы видели когда-нибудь на древесине отклонения от нормального состояния?
Сообщение темы и формулирование задач урока:
Тема урока: «Пороки древесины».
Задачи (формулируются вместе с учащимися)
- познакомиться с пороками древесины;
- научиться определять виды пороков древесины;
- познакомиться со способами заделки пороков.
IV. Изучение нового материала (индивидуальная работа с ПК)
Пороками древесины считают все неправильности в строении древесины, а также повреждения и заболевания, образовавшиеся во время роста дерева или полученные при заготовке, транспортировке, хранении и обработке древесины. Незначительные повреждения древесины во время ее механической обработки называют дефектами древесины.
1. Неправильности в строении древесины, заболевания, и повреждения называются
1. потоками;
2. пороками;
3. протоками.
2. Незначительные повреждения древесины при ее механической обработки называются
1. повреждениями;
2.дефектами;
3.ухудшениями.
Рассмотрим основные пороки. Сучки - это заключенные в древесине ствола основания ветвей. Косослой  - это косое винтообразное направление волокон. Свилеватость представляет собой резко волнистое или путаное расположение волокон. Нередко на древесине появляются трещины, которые серьезным пороком древесины.
1. Заключенные в древесине основания ветвей называются
1. сучками;
2. трещинами;
3. свилеватостью.
2. Как называется порок, с винтообразным направлением волокон?
1. трещина;
2. сучок;
3. косослой.
3. Порок древесины в виде волнистого и путанного расположения волокон:
1. трещина;
2. сучок;
3. свилеватость.
Червоточина  ходы и отверстия, проделанные в древесине насекомыми. Гниль древесины, разрушение древесины различными грибами. Покоробленность – это изменение формы сортимента при выпиловке, сушке или хранении. Смоляной кармашек представляет собой полость, заполненную смолой.
1. Ходы и отверстия, проделанные в древесине насекомыми называются:
1. гнилью;
2. червоточиной;
3. смоляным кармашком.
2. Порок, при котором древесина разрушается различными грибами называется
1. гнилью;
2. червоточиной;
3. смоляным кармашком.
3. Как называется порок, при котором сортимент изменяет свою форму?
1. гнилью;
2. покоробленностью;
3. смоляным кармашком.
4. Порок древесины, представляющий собой полость, заполненную смолой:
1. гнилью;
2. покоробленностью;
3. смоляным кармашком.
Пороки древесины оказывают различное влияние,некоторые пороки затрудняют обработку древесины, а другие на технические свойства. Влияние порока на качество древесины зависит от его вида и разновидности, размера, и назначения сортимента. Поэтому один и тот же порок в одних сортиментах не допускается, в других снижает сортность, а в третьих почти не имеет значения.
1. На что влияют пороки древесины?
1. Не оказывают никакого влияния на процесс обработки;
2. Затрудняют обработку, влияют на качество древесины и внешний вид изделия;
3. Облегчают процесс обработки древесины, повышают ее качество.
Сучки размером более 15 мм на деталях, могут заделываться вставками или пробками. Трещины, червоточины и небольшие сколы заделывают шпатлевкой, но при условии, что на поверхность будет наноситься краска. Гниль отбеливают специальными химическими составами. 
1. Как заделывают сучки?
1. шпатлюют;
2. отбеливают;
3. пробками и вставками.
2. Как устранить трещины, червоточины, небольшие сколы?
1. шпатлеванием;
2. отбеливанием;
3. пробками и вставками.
3. Как убрать гниль с поверхности древесины?
1. шпатлеванием;
2. отбеливанием;
3. пробками и вставками.
V. Релаксация
Физминутка

VI. Закрепление и контроль изученного материала
Уровень сложности:
Высокий

Как называются отклонения древесины от нормального состояния?


В каком варианте порядковый номер соответствует правильному названию порока древесины?


В каком варианте порядковый номер соответствует правильному названию порока древесины?

Как удалить сучок с поверхности древесины?

Средний
Как называются отклонения древесины от нормального состояния?

В каком варианте порядковый номер соответствует правильному названию порока древесины?

В каком варианте порядковый номер соответствует правильному названию порока древесины?

Как удалить сучок с поверхности древесины?

3. Низкий
Как называются отклонения древесины от нормального состояния?

В каком варианте порядковый номер соответствует правильному названию порока древесины?

В каком варианте порядковый номер соответствует правильному названию порока древесины?

Как удалить сучок с поверхности древесины?

VII. Практическая работа
Вводный инструктаж:
Распознать пороки древесины на образцах;
Произвести шпатлевание трещин и червоточин;
Отшлифовать зашпатлеванную поверхность;
Правила ТБ при шпатлевании.
Текущий инструктаж:
1. Оказание помощи учащимся;
2. Правила ТБ;
3. Указание на допущенные ошибки и способы их устранения.
Заключительный инструктаж:
Указание на допущенные ошибки;
Работа над ошибками.
VIII. Рефлексия
  На доске закреплены три картинки: портфель, мясорубка и корзина. Ученикам предлагаю сделать следующее: если на уроке все было понятно и не возникло затруднений при изучении нового материала и выполнения практической работы, то наклеить следует наклеить картинку с изображением книг около портфеля: если во время урока возникли затруднения или что-то осталось непонятным -картинку наклеить около мясорубки для дальнейшей переработки: если на уроке было неинтересно, осталось много неясностей, и если вы считаете что, полученные знания и умения вам нигде не пригодятся, то наклейте рисунок около корзины.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
VIII. Подведение итогов
1. Сообщение о реализации цели урока, выставление оценок, информация о домашнем задании.





Рисунок 16Рисунок 17Рисунок 18Рисунок 19Рисунок 21Рисунок 22Рисунок 23Рисунок 25Рисунок 115