Методическая разработка на тему «Лекция в молодежной аудитории»


Горбунова Л.Д.
Преподаватель социальных дисциплин КГКП « Риддерский аграрно-технический колледж»
Тема « Лекция в молодежной аудитории»
Аннотация
Методическая разработка раскрывает роль и значение лекции в учебном процессе. Основание написания: необходимость в профессиональном высококвалифицированном педагогическом составе преподавателей технических дисциплин. Работа содержит теоретический материал последовательной подготовки учебной лекции для студенческой аудитории, включает обоснование темы лекции, ее целей, реализацию воспитательных функций, помогает подобрать и систематизировать лекционный материал, учитывать психологические особенности студенческого коллектива, а также личностные качества лектора. Данная работа является пособием для молодых специалистов - преподавателей колледжей, овладевающих педагогическим мастерством.
План:
Введение.
Общая подготовка лекции.
Тема, целевая установка, план.
Проблематика выступления.
Реализация воспитательной функции.
Подбор и систематизация материала.
Заключение.
Введение.
Учащаяся молодежь - будущее нашего общества. Общество не может быть безразлично к своему будущему, а значит, ему надо сейчас формировать идеалы, ценности, образцы поведения, интересы и потребности молодежи.
На современном этапе все более действенным фактором формирования научного мировоззрения, активной жизненной позиции, высоких идейно-политических, трудовых и нравственных качеств людей является лекционная пропаганда. Однако для того, чтобы ее эффективность была более высокой, необходимо отчетливо представлять специфику и своеобразие той аудитории, с которой приходится работать каждому лектору.
Одним из важных факторов, определяющих эффективность идеологической, политико-воспитательной работы является учет особенностей различных групп учащихся, то есть дифференцированный подход к аудитории.
Для более эффективного воздействия на молодежь следует изучать специфические особенности социального состава, профессиональных интересов и духовных запросов конкретной группы колледжа.
Знание социального портрета, интересов и духовных запросов различных групп учащихся, учет тех или иных черт каждой группы важны не только для сравнительного анализа этих особенностей, но и для определения путей более эффективного идеологического воздействия на молодежь, формирование у нее лучших человеческих качеств и совершенствование общественных отношений.
2. Общая подготовка.
Успех лекции во многом зависит от тщательности и глубины ее подготовки. При этом имеется в виду не только целенаправленная и непосредственная разработка темы, но общая подготовка лектора: образование, предшествующая теоретическая и практическая деятельность.
Лекция - это вид монологической речи, обращенной к аудитории. При всем своем своеобразии монологическая речь имеет немало общего с диалогом, особенно групповым. Все это – мышление вслух, способ передачи информации одним лицом другому (или другим) с помощью произнесения слов. Иначе говоря, все виды речи опираются на общие языковые нормы, воплощенные в определенном языковом материале.
Очень важным качеством лектора является любовь к людям, стремление помочь им в овладении знаниями.
Общей перспективной подготовкой к лекции является вся жизнь человека, его учеба и практическая деятельность. Как отмечал А.В.Толмачев, автор бесед об ораторском искусстве, подготовка оратора – это, прежде всего, подготовка культурного образованного человека. Отсюда следует два важных вывода:
Необходимо сочетать предрасположенность в пропагандистской деятельности с, образованием и культурой;
Должное внимание нужно уделять культуре речи.
Поэтому, даже очень опытному и подготовленному преподавателю необходимо тщательно готовиться к каждой лекции: непременным условием успешного выступления является основательное знание предмета, о котором он собирается говорить. Причем знания лектора должны быть значительно шире того объема, который он собирается сообщить в аудитории. Иначе нельзя себя считать готовым к ответам на вопросы, которые трудно заранее спланировать и предусмотреть.
Целевая установка, план.
Научно-популярная лекция должна быть актуальной, диктуемой потребностями жизни. Но только ясно и отчетливо выраженная тема может привлечь внимание учащихся и дать возможность самому лектору глубоко и всесторонне осветить ее, удовлетворить интересы и запросы аудитории. Важно помнить, что название лекции не должно отталкивать слушателя, а привлекать его внимание. Именно поэтому названию противопоказана громоздкость, расплывчатость и тем более шаблонность.
Правильно сформулированная тема не просто четко выражает цель и содержание лекции, но и активизирует мышление слушателя, нацеливает на сосредоточенное внимание до конца ее исполнения.
Очень важно в самом начале сориентировать аудиторию на поиск причин рассматриваемых фактов и событий, а не только на их констатацию и фиксацию в памяти. При выборе темы нужно исходить из своих знаний и профессиональных интересов.
В некоторых работах по вопросам лекторского мастерства рекомендуется сразу же после выбора темы сформулировать целевую установку и сделать набросок плана лекции. Следует начинать с изучения новейшей литературы по избранной теме. Однако не следует откладывать формулировку целевой установки и составление плана лекции до тщательного изучения в деталях всей имеющейся литературы, чтобы изучать материалы с учетом первого наброска плана, более целенаправленно. Это может потребовать корректировки или коренной перестройки первого варианта плана. Зато последующие этапы подготовки к лекции станут продуктивнее.
В плане лекции обязательно указываются ее основные части:
введение (вступление);
изложение (серединная или главная часть);
заключение.
Вступительная часть должна продумываться особенно тщательно. Чтобы лекция имела успех, говорил А.Ф.Кони, надо с первых же ее слов суметь «зацепить» внимание слушателя. Это достигается содержательность и краткостью, интригующим характером вступления. Вот почему опытные педагоги нередко составляют несколько вариантов вступления, предназначенных для различных аудиторий.
В качестве такого вступления следует приводить интересный факт из современной жизни или истории, давать краткую справку о дискуссии по теме лекции, делать юмористическое замечание либо обращаться к аудитории с вопросом и т.д. Это позволяет непроизвольное внимание учащихся быстрее переключить на внимание целенаправленное. Однако произвольное внимание не может поддерживаться длительное время. Лучше, чтобы в ходе лекции снова перешло в непроизвольное внимание, вызываемое интересом к предмету лекции. При этом крайне важно творческое освоение лектором привлекаемых при разработке лекции материалов.
Центральная часть лекции детализируется в плане двумя - тремя пунктами. Важно предусмотреть, чтобы пункты и подпункты не увели в сторону, а раскрыли все аспекты темы. В изложении должны четко прослеживаться органическая связь и последовательность переходов, логическая стройность лекции, единая цепь применяемых в ней доказательств.
Общее требование к заключению лекции: в той или иной форме резюмировать содержание в соответствии с целью выступления. Чаще всего заключение перекликается со вступлением. Она может свестись к выводам по всему содержанию лекции, вылиться в лаконичную формулировку ее центральной идеи или в призыв к практическим действиям.
Целевая установка, план.
Научно-популярная лекция должна быть актуальной, диктуемой потребностями жизни. Но только ясно и отчетливо выраженная тема может привлечь внимание учащихся и дать возможность самому лектору глубоко и всесторонне осветить ее, удовлетворить интересы и запросы аудитории. Важно помнить, что название лекции не должно отталкивать слушателя, а привлекать его внимание. Именно поэтому названию противопоказана громоздкость, расплывчатость и тем более шаблонность.
Правильно сформулированная тема не просто четко выражает цель и содержание лекции, но и активизирует мышление слушателя, нацеливает на сосредоточенное внимание до конца ее исполнения.
Очень важно в самом начале сориентировать аудиторию на поиск причин рассматриваемых фактов и событий, а не только на их констатацию и фиксацию в памяти. При выборе темы нужно исходить из своих знаний и профессиональных интересов.
В некоторых работах по вопросам лекторского мастерства рекомендуется сразу же после выбора темы сформулировать целевую установку и сделать набросок плана лекции. Следует начинать с изучения новейшей литературы по избранной теме. Однако не следует откладывать формулировку целевой установки и составление плана лекции до тщательного изучения в деталях всей имеющейся литературы, чтобы изучать материалы с учетом первого наброска плана, более целенаправленно. Это может потребовать корректировки или коренной перестройки первого варианта плана. Зато последующие этапы подготовки к лекции станут продуктивнее.
В плане лекции обязательно указываются ее основные части:
введение (вступление);
изложение (серединная или главная часть);
заключение.
Вступительная часть должна продумываться особенно тщательно. Чтобы лекция имела успех, говорил А.Ф.Кони, надо с первых же ее слов суметь «зацепить» внимание слушателя. Это достигается содержательность и краткостью, интригующим характером вступления. Вот почему опытные педагоги нередко составляют несколько вариантов вступления, предназначенных для различных аудиторий.
В качестве такого вступления следует приводить интересный факт из современной жизни или истории, давать краткую справку о дискуссии по теме лекции, делать юмористическое замечание либо обращаться к аудитории с вопросом и т.д. Это позволяет непроизвольное внимание учащихся быстрее переключить на внимание целенаправленное. Однако произвольное внимание не может поддерживаться длительное время. При этом крайне важно творческое освоение лектором привлекаемых при разработке лекции материалов.
Центральная часть лекции детализируется в плане двумя - тремя пунктами. Важно предусмотреть, чтобы пункты и подпункты не увели в сторону, а раскрыли все аспекты темы. В изложении должны четко прослеживаться органическая связь и последовательность переходов, логическая стройность лекции, единая цепь применяемых в ней доказательств.
Общее требование к заключению лекции: в той или иной форме резюмировать содержание в соответствии с целью выступления. Чаще всего заключение перекликается со вступлением. Она может свестись к выводам по всему содержанию лекции, вылиться в лаконичную формулировку ее центральной идеи или в призыв к практическим действиям
Проблематика выступления.
Особое значение в наши дни приобретает проблемное чтение лекции.
Существует принципиальное различие между научной (реальной) и учебной (мнимой) проблемами. Решение первой предполагает достижение новой задачи для науки и общества в целом. Вторая преследует цель приобретения знания, являющегося новым лишь для учащегося.
Лекция в проблемном исполнении должна быть особенно тщательно продумана как в теоретическом, так и методическом плане. Исходной методической задачей является формулирование учебной проблемы.
Учебная проблема – это выражение противоречия между известными слушателям знаниями и новыми, не известными им. Возникая в процессе познания, противоречие становится двигателем познавательной деятельности учащихся, вызывает у них стремление к его преодолению, особенно если противоречие в развитии знаний учащиеся осознают как свою интеллектуальную потребность.
Проблемное изложение материала не исключает традиционных, объяснительно-иллюстративных (репродуктивных) форм и методов.
При восприятии учащимися лекционного материала главное – активное и сознательное его усвоение, а не механическое запоминание. Принцип сознательности предполагает понимание учащимися сущности и смысла предложенного им материла. Важно еще напомнить, что в сознание учащихся «вписывается» не сам материал лекции, а его смысл. Способность творческой переработки, понимание смысла изучаемого материала связано с социальной и воспитательной функциями при регуляции поведения человека в той или иной социальной среде.
Структура лекции, методические принципы и приемы развертывания содержания подчинены главной цели - формированию у учащихся навыков самостоятельной работы с источниками, развитию творческого мышления. Этому способствуют приемы:
Прямое указание на необходимость и важность выработки самостоятельного мышления
Четкие рекомендации о том, как вырабатывать самостоятельное мышление
Советы по применению диалектического принципа историзма и научности в рассмотрении вопросов социальных наук
Неоднократные и рационально распределенные в лекции указания на научную литературу и т.д.
Только органическая взаимосвязь репродуктивного и продуктивного изложения материала обеспечивает наиболее эффективное восприятие и обогащение знаний учащихся.
Хорошо продуманное и методически правильно построенное информационное изложение лекционного материала в процессе его реализации «перерастает в новое качество – содержательность, отражающую движение и развитие лекторской мысли, ведет к познанию истин, обогащает учащихся новыми знаниями и ориентирами в реальной действительности», делает их, таким образом, обстоятельно информированными
Реализация воспитательной функции.
Преподаватель обязан думать о научно-информационном и воспитательном аспекте предстоящей лекции.
Комплексный подход к воспитанию предполагает единство политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп учащихся. Это должно подкрепляться взаимосвязью с правовым, патриотическим, толерантным, эстетическим и другими аспектами воспитания молодежи. Большое значение необходимо уделять единству слова и дела в пропагандистской деятельности.
Главным средством воспитательного воздействия лектора на аудиторию является убеждение учащихся в правоте излагаемых идей. Метод убеждения включает понятность, доходчивость и доказательность. Если язык лектора не понятен аудитории, убедить ее он не сможет. Вот почему при разработке лекции он должен позаботиться о том, чтобы рассказ был доступен учащимся. Это не значит, что преподаватель обязан избегать новых для аудитории терминов и положений.
Научные понятия точнее выражают суть предметов, фактов, связей между ними. Подвести к усвоению тех или иных научных знаний и подготовить учащихся к самостоятельному изучению литературы по определенному вопросу можно лишь через выработку у них соответствующей системы научных понятий.
Одним из условий доходчивости лекций является умение преподавателя помочь учащемуся перевести научные абстрактные понятия в наглядно-образные представления о соответствующих явлениях и фактах. С этой целью полезно обращение к цифрам, не слишком увлекаясь ими.
Переход от понятий к наглядным представлениям можно осуществлять через художественные образы.
Для реализации воспитательных целей очень важно заранее продумать систему применяемых в лекции доказательств, которые представляют собой обоснование истинности того или иного вывода с помощью ранее установленных положений.
При разработке лекции необходимо подбирать способные убедить учащегося аргументы, которые должны быть сами строго доказанными логически или с помощью практики.
Убежденность лектора в правоте проповедуемых истин выступает своеобразным методом воспитания. Лекция не может быть бесстрастным сообщением извлеченных из различных источников сведений и готовых знаний. За всем, что преподносится учащимся, должна стоять внутренняя убежденность лектора, а она определяется тем, насколько глубоко изучил он тему лекции и овладел ее материалом.
Профессиональная квалификация лектора важна, но особую значимость приобретает доверие учащихся, которое завоевывается не одной профессиональной осведомленностью и ораторским мастерством, а глубокой верой самого лектора в правильность излагаемого материала. Убежденность в истинности пропагандируемых идей служит ему надежным средством формирования мировоззрения учащихся. Учащиеся могут простить преподавателю незнание отдельных деталей и частностей какого-либо вопроса, но сразу отвергнут того, кто неискренен, у кого на словах – одно, а в делах – другое. К лекционной пропаганде в полной мере относится сделанный в педагогике вывод: «Характер воспитывается только характером, воля – волей, убеждение - убеждениями».
Воспитательная эффективность учебной лекции во многом зависит от того, насколько верно и полно отражает она повседневную жизнь. Но известно также, что обстоятельства изменяются именно людьми и воспитатель сам должен быть воспитан. Успех воспитательной деятельности лектора, следовательно, гарантируется тем, что он постоянно работает над собой, систематически совершенствуется в своем высоком призвании.
Подбор и систематизация материала.
Как и при подготовке лекции в целом, при подборе и систематизации материала лектор руководствуется основополагающими принципами научности, связи с жизнью.
Принцип научности предполагает обращение к материалам, которые правильно и глубоко отражают последние достижения науки и практики. При этом необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения, ибо иначе неизбежно возникает подозрение в том, что факты выбраны, или подобраны произвольно, что вместо объективной связи и взаимозависимости исторических явлений в их целом преподносится «субъективная стряпня».
Принцип связи лекции с жизнью органически вытекает из предыдущего. Он основан на принципе единства теории и практики.
Свои социальные функции лекция может реализовать лишь при условии, что она не замкнута в рамках теории, не оторвана от реальной действительности, а направлена на разъяснение закономерностей раскрытия причин и следствий происходящих событий.
Осуществление принципа связи с жизнью в лекции требует подбора и систематизации таких материалов, которые убедительно показывают значение излагаемых идей.
При подборе нужной литературы для разработки лекции следует отобрать, прежде всего, наиболее существенное, для этого посоветоваться с библиографом или специалистом по данной теме. Главные наши помощники – библиотечные каталоги. Различные библиографии, справочная литература.
Хорошим подспорьем служат при подготовке к лекции различные учетно-регистрационные библиографические издания.
При чтении нельзя ограничиваться беглым просмотром книги («чтение по диагонали»). Вместе с тем не следует и за штудирование любой попавшейся под руку работы браться сразу же. Важно сочетать оба вида чтения: сначала просмотреть оглавление, введение и заключение книги, затем, если в книге просматривается необходимый материал, ее изучают более внимательно и глубоко.
Существуют советы ведения записей:
Они должны быть убористыми, компактными, так как это улучшает их обозреваемость – взгляд охватывает больше строк текста;
Записи следует расчленять полями, цветной чертой, цифрами, буквами и т.д.
Полезно между строками, а особенно между отдельными выписками оставлять место для возможных вставок;
Писать лучше чернилами, а не карандашом;
Записи целесообразно датировать
Заключение. Оформление лекции.
Лекцию в аудитории нужно излагать свободно, живыми словами, а не читать по тексту. Тем не менее, лектору, особенно начинающему, полезно в процессе подготовки написать полный текст выступления, по форме максимально близкой к разговорному языку.
Написание текста полезно во многих отношениях.
В - первых, это позволяет не только в деталях продумать содержание будущей лекции, последовательность освещения материала, использование необходимых цифр, художественных образов, наглядных пособий, но и своими словами рассказать все это. В результате материал лучше закрепляется в памяти. Главное значение такой работы состоит в том, что это способствует систематизации и закреплению в памяти важнейших положений и формулировок лекции.
Во – вторых, наличие готового текста придает лектору уверенность. Он знает, что если вдруг запамятует последовательность освещения проблемы или нужный пример, можно обратиться к рукописи. Важно только, чтобы делал он это не часто и достаточно деликатно, не погружаясь целиком в рукопись и помня об аудитории. При повторном чтении той же лекции подобное «пикирование лекторского взгляда в текст» становится все более редким и, наконец, совсем прекратится. Последнее не распространяется на приводимые в лекции цитаты. Это не только не уронит авторитет лектора, а напротив, будет свидетельствовать об уважительном отношении к аудитории и цитируемому автору, о высоком чувстве ответственности.
В-третьих, написанный текст экономит время на подготовку последующих выступлений на данную тему, особенно если между ними бывает значительный временной разрыв.
Многие преподаватели составляют не полный текст, а конспект или развернутый план лекции.
Конспект – это систематическая, логически связанная запись, объединяющая план, выписки, тезисы.
Развернутый план содержит основные вопросы, которые в свою очередь, расчленяются на пункты и подпункты. Он ориентирует на творческое, живое изложение материала, позволяет избежать нарушения последовательности, дает возможность видеть перед глазами лекцию в целом. В развернутом плане намечается время, отводимое для освещения каждого вопроса.
Главное в конспекте, плане, проспекте и других записях лектора – содержание. Для успешного использования в устном выступлении существенную роль играет форма записей. Рекомендуется записывать лекцию на листах одного формата, причем лучше на одной стороне, чтобы их можно было не переворачивать, а просто сдвигать в сторону. Для более четкого выделения тех или иных положений целесообразно подчеркивать их цветными карандашами.
Молодой преподаватель не должен смущаться, если текст, конспект или развернутый план не удовлетворят его в первом варианте, так как даже опытный порой переписывает все заново, иногда неоднократно. Поэтому нет ничего удивительного, что лектору далеко не сразу удается подойти к оптимальному воплощению своего замысла.
Нередко лекцию предварительно проговаривают вслух и весьма опытные ораторы. Отдельные лекторы просят прочесть вслух написанный ими текст лекции кого-либо их друзей или родных, а сами внимательно слушают, оценивая содержание как бы со стороны.
В некоторых случаях можно заучивать текст выступления, хотя многое зависит от индивидуальных особенностей человека, в частности, его эрудиции и памяти. Правильнее сказать, что зазубривать текст буквально конечно не следует, хотя основное содержание нужно помнить хорошо. Полезно запомнить опорные пункты мыслей, примеры, факты, а также переходы, мостики. Для проверки своей памяти бывает полезно взять лист бумаги и карандаш и кратко по памяти воспроизвести, записать главное. Затем сличить с текстом лекции, обнаружить «провалы» и обратить на них особое внимание.
Перед устным выступлением полезно усвоить импонирующую учащимся манеру поведения. Поза, мимика, жесты, все действия преподавателя должны быть естественными дополнениями к его мыслям, чувствам, переживаниям.
Значительно более важно критически оценить не только внешние манеры, сколько содержательность и характер своей звучащей речи. Чтобы обеспечить подобный самоконтроль, полезно было бы записать лекцию на видео. Такой способ дает чрезвычайно много для осуществления самоконтроля, а, следовательно, и для совершенствования публичных выступлений.
Итак, подготовка к лекции требует от преподавателя массы сил и времени, иногда требуется несколько недель, а то и месяцев.
В заключении хочется подчеркнуть: успех лекции, как в теоретическом, так и в методическом отношении в основном определяется подготовкой лектора. Мастера ювелиры говорят, что только тщательная огранка заставляет природный алмаз сверкать своей неотразимой красотой. То же самое можно сказать о лекторе. Даже самый одаренный от природы оратор может прочитать блестящую по содержанию и форме лекцию только при условии тщательной подготовки к ней.
Литература
Т.Д. Романова «Лекция в молодежной аудитории», издательство «Знание», 1980г.
Г.В. Платонов, Т.Г. Григорьян «Методика подготовки научно-популярной лекции», издательство «Знание», 1980г.
Е.Г.Андреев «Подготовка в работе лекции», Москва,1974г.
А.Толмачев «Полководец человечьей силы (беседы об ораторском искусстве)», Москва 1960г.
А.Ф.Кони «Советы лекторам», сборник об ораторском искусстве, Москва 1973г.
А.К.Тимирязев «О способе преподавания», Вестник высшей школы,1950г.
Г.Апресян «Проблемная ситуация в лекционной практике», Слово лектора, 1976г.
И.Т.Левыкин «Социально-психологические факторы в лекционной пропаганде», Москва 1975г.
Г.Гецов «Рациональные приемы работы с книгой», Москва 1975г