Как научить учащихся ставить цели на уроках.


КАК НАУЧИТЬ УЧАЩИХСЯ СТАВИТЬ ЦЕЛИ НА УРОКАХ? В чём суть проблемы целеполагания?1)Подмена цели средствами урока2)Формальный подход к постановке цели3)Завышение цели Цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученикСАМ СЕБЕ ИХ ПОСТАВИЛОНИ ПОНЯТНЫ ЕМУОЧЕВИДНЫС ИНТЕРЕСОМ И ОХОТОЙ УСВОЯЕМЫ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕЛЕЙ:КОНКРЕТНОСТЬПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬДОСТИЖИМОСТЬ использование критериев, которые можно учитывать при формулировании и при оценивании качества целей цели должны быть предельно ясны и конкретны; цели должны быть измеримы, чтобы можно было узнать, что они достигнуты;цели должны быть достижимы с точки зрения внешних факторов и внутренних ресурсов и в то же время достаточно сложны, чтобы было необходимо прилагать усилия для их достижения; цели должны соотноситься с другими, более важными целями, и работать на их достижение;для каждой цели должны быть намечены временные рамки, требуется определить срок как для конечного, так и для промежуточных результатов Результат использования приёмов целеполаганияформирование и развитие внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями;повышение мыслительной активности учащихся и приобретение навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;речевое развитие учащихся, совершенствование коммуникативной компетенции в целом;развитие индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;изменение роли учителя в образовательной среде;развитие и воспитание личности учащегося. Методы подготовки учащихся к целеполаганию1)Диагностика ученических целей (собеседование, опрос, наблюдение, определение отношения к составленной учителем иерархии целей)2)Тренировка постановки целей на самом уроке Виды целей:-Формальные-Смысловые-Творческие-Оперативные-Тактические-Промежуточные-Стратегические-Фундаментальные Алгоритм анализа целей урокаОпределить краткость, четкость и простоту формулировки цели.Определить ,заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель.Определить, чем вызвана постановка цели урока: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т.д.Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель.Выяснить реальность достижения цели.Определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом. Различные приемы по формированию действия целеполагания:{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}Визуальные:«Корзина»Тема-вопросРабота над понятиемСитуация яркого пятнаИсключениеДомысливаниеПроблемные ситуацииГруппировкаАудиальные:Подводящий диалогСобери словоПроблема предыдущего урока«Удивляй»«Отсроченная загадка»«Лови ошибку»«Практичность теории»Выявление неполноты знаний учащихся Фабульная гусеницаЭкспозиция (пролог)Развитие действияКульминацияРазвязкаПослесловие (эпилог)Завязка