Методический материал Коллаборативная среда


Создание коллаборативной среды.
Зa последние годы кардинально изменилась политическая и социально- экономическая ситуация в стрaне,что вызвaло необходимость вырaботки новых подходов к обучению школьников.Традиционный подход к образовательному процессу, ориентированный на формирование комплекса знаний, умений и навыков, успупает место компетентностному подходу. Для того,чтобы выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, используются новые образовательные технологии.Одна из таких технологий –технология создания коллаборативной среды.
Коллаборативный коллектив представляет собой класс, в котором учитель, понимая меру своей ответственности, не ограничивает себя лишь рамками преподаваемого предмета, а способствует созданию атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно. Большую роль в создании коллаборативной среды на уроках играют психологический настрой, вводные игры, физминутки, которые я применяю на всех своих занятиях. Атакже,
для создания коллаборативной и комфортной атмосферы используют игры-разминки или игры –бодрячки, целью которых является активизация групповой динамики, повышение тонуса и энергии учащихся, помогают в веселой и легкой форме объединить учеников не только в малые группы, но также оперативно создать «пары» или «тройки», влиянют на концентрацию внимания, команднный дух и сплочение класса. Это такие игры как «всеобщее внимание», «карлики и великаны», «ответы невпопад».Играя дети друг с другом, чувствуют себя комфортно, обладают потребностью участвовать в разговоре со всеми одноклассниками. Описание и анализ одной игры: игра была на отгадывание отдыха, которая была показана на интерактивной доске. По одному волонтеру из каждой группы садились спиной к доске,а группа должна была объяснить ему-что за отдых изображена неназывая ее. Это задание очень объединило группы, чувство коллективизма и сопереживания доминировали в группах. А волонтеры чувствовали ответственность за результат группы. Так же на уроках проводим тренинг «эмоции», в начале упражнения учащиеся были скованны. А потом раскрепостились, этому способствовал и мой позитивный настрой. Каждый урок начинаем с таких упражнений. Проведя тренинг, я тем самым создала атмосферу сотрудничества и доброжелательной, комфортной среды повышения познавательного интереса у учащихся на уроке.
В конце каждого урока, при подведении итогов я задаю вопрос: «А теперь скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать человек, чтобы вы с ним захотели дружить?»
Ответы детей были следующими: «Оказывать помощь. Уважать других. Требовательным к себе и к другу. Совестливым. Надежным. Добрым».
- А обладаете ли вы сами этими качествами. Подумайте.
Данная работа была мною выбрана на уроках не случайно. Я хотела нацелить детей на то, что работая в группе, они должны быть сплоченными, помогать друг другу и учиться объективно оценивать работу своих одноклассников. Такая работа по созданию коллаборативной среды проводится на всех уроках.