Презентация по МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом на тему Знакомство с оперой


ИСТОРИЯ, СТИЛИ, ЖАНРЫ, КОМПОЗИТОРЫ. Появилась в 17 веке (1600г.) в Италии, во Флоренции и первоначально называлась «драма с музыкой».Опера в переводе с Итальянского – труд, сочинение.В ее основе лежит либретто, в переводе с итальянского – книжечка. Это краткое содержание оперы. Опера 17 века – БарочнаяОпера 18 века – КлассическаяОпера 19 века – РомантическаяОпера 20 века – Реалистическая КомическийТрагическийЭпическийЛирическийСказочныйМифологическийИсторическийРок-операОпера-балет В основе оперы лежит драматургия, на которой держится все содержание оперы.Это ее основной стержень, который держит зрителя в напряжении, сохраняя интригу.Иными словами, опера – это музыкальный спектакль, музыкально-театральная постановка. ВСТУПЛЕНИЕ и/или УВЕРТЮРАЗавязка драмы, интрига, знакомство с героями, то есть – ЭКСПОЗИЦИЯРазвитие действия, переплетение интриг, то есть – РАЗРАБОТКАНаивысшая точка напряжения в развитии или КУЛЬМИНАЦИЯРазвязка драмы, конец или ФИНАЛ. Композитор – пишет музыкуЛибреттист – сочиняет либретто, литературный текстДирижер – управляет оперным оркестромРежиссер-постановщик – ставит действия в опере, помогает артистам понять образ герояХудожник-декоратор – разрабатывает костюмы и сценические декорации для оперыХудожник осветитель – разрабатывает свет на сценеИсполнители – солисты, певцы, хор, оркестр, балетная группаБутафор – изготавливает предметы для сценыКостюмеры, гримеры, работники сцены В создании оперы участвуют такие виды искусств как:МузыкаЛитератураХореографияЖивописьАрхитектураТеатр и актерское мастерство Большой театр Мариинский театр Ла скала Ковент Гарден Сиднейский оперный театр Герои в опере не разговаривают, а поютАРИИАРИОЗОПАРТИИКАВАТИНЫМОНОЛОГИРЕЧИТАТИВЫ А́рия (итал. aria — воздух) — законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. Отличается широкой распевностью, иногда сложным, виртуозным характером. Часто арии предшествует речитатив. Разновидностью арии является арие́тта. Ариозо (итал. Arioso) — высшая речитативная форма, которая отличается от низших форм: сухого речитатива (recitativo secco) и речитатива в темпе (a tempo), большим мелодическим содержанием в партии голоса и большим интересом и сложностью в аккомпанементе.Ариозо есть также вокальное сочинение небольших размеров, не имеющее определённой формы, как, например, песня, пишущаяся в коленном складе; по объёму оно соответствует ариетте. Партия в музыке: 1) составная часть оркестрового, музыкально-драматического или ансамблевого произведения, предназначенная для исполнения отдельным голосом или на отдельном музыкальном инструменте. В оперной музыке вокальные П. солистов обозначаются не только по типу голоса, для которого они предназначены (П. сопрано, П. баса и т.п.), но и по имени героя оперы (например, партия Германа в опере «Пиковая дама» Чайковского). 2) Раздел экспозиции (и репризы) сонатной формы. Кавати́на (итал. cavatina, уменьшительное от итал. cavata) — небольшая лирическая оперная ария. Произошла от каваты. С конца XVIII века часто - выходная ария в опере (каватина Фигаро в опере «Свадьба Фигаро», каватины Князя, Алеко). Краткая, несложная по форме и фактуре ария, с одной темой нежного характера, умеренного движения. В XIX—XX вв. Речитати́в — вокальная музыкальная форма, не подчинённая симметрическому ритму, род певучего разговора.По мере того как текст речитатива становится более лиричным и форма его расширяется, получая более содержательности в музыкальном отношении, речитатив бывает:сухой (secco)размеренный (a tempo)певучий (ариозное пение).Во всех трёх родах правильная, осмысленная декламация имеет большое значение.   «Борис Годунов» «Снегурочка» «Риголетто» «Снегурочка» «Лоэнгрин» «Борис Годунов» «Иван Сусанин» «Евгений Онегин» «Аида» «Садко» К 17-18 веку сложилось два вида оперы:Опера-серия, серьезная опера, в ней очень много арий, ее содержание связано с античными сюжетами. Герои оперы принадлежат высшему свету.Опера-буффо, комическая опера, герои из простого народа, и очень запутанный сюжет. К 19 веку трагическое и комическое в опере слились воедино. Она стала отражать исторические события, реагировать на политическую обстановку в мире и показывать взаимоотношения людей, их переживания, характеры, жизненные ситуации. Появились рок-оперыОперы-балетыОперы на джазовой основеОпереттыМюзиклыРадио-оперыКинооперы Э.Л.Уэббер мюзикл «Призрак оперы» Моцарт «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро».Верди «Аида», «Риголетто», «Травиата»Вагнер «Кольцо Нибелунга», «Лоэнгрин»Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина»Чайковский «Евгений Онегин», «Пиковая дама»Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок»Прокофьев «Война и мир»