Методическая разработка интегрированного занятия Расизм и Холокост


Методическая разработка интегрированного занятия
«Расизм и Холокост»
I. Организационный момент. Звучит спокойная классическая музыка.
Вступительное слово первого ведущего – учителя биологии.
Здравствуйте ребята. Здравствуйте коллеги и гости.
Сегодня мы начинаем семинарское занятие из цикла «Память о Холокосте - путь к толерантности». Тема «Расизм и Холокост»
В «Декларации принципов толерантности», принятой 16 ноября 1995 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО дается такое определение: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мир, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Правительство России приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»; из духа и буквы этого документа вытекает необходимость преодоления воспроизводящихся в обществе этнических предрассудков (в том числе — антисемитизма), мешающих строить правовое государство и гражданское общество.
Вступительное слово второго ведущего - учителя английского языка
Приветствие на английском языке. Толерантность рассматривается как внутренняя потребность, а не как моральный долг, как активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, а не как снисхождение или потворство. Этим сразу же снимается лингвистический спор, можно ли на русский переводить толерантность как «терпимость». Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям, а является признанием того, что люди по своей природе различны и взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
II. Групповые учебные проекты.
Ведущий - ученик. Представляем отчетные материалы групповых проектов. В ходе подготовки к данному уроку учащиеся работали в творческих группах над проектами вместе со своими родственниками - учителями нашей школы.
Ведущий - учитель биологии. Одна из существенных характеристик этих проектов заключается в том, что на всех этапах работы – от составления плана до представления конечного результата – каждый член творческой группы, состоящей из учеников и учителей, принимает участие в более близкой для себя деятельности. Основное место при подготовке проекта занимает организация работы учащихся над документами, их разбор под руководством учителей-предметников. Такая форма деятельности помогает осмыслить документ как исторический источник и памятник эпохи, научить приемам работы с ним.
В каждой группе есть «лидер», который отвечает за всю работу группы. Кроме того, лидер подбирает название команды, ее девиз и организует работу группы и оформление отчета. Всю работу по обработке информации по теме ведут «теоретики» - это учащиеся и их руководители – учителя биологии, истории и обществознания, английского языка, русского языка и литературы. Готовят вопросы для обсуждения и проводят дискуссию «аналитики» - учащиеся, обладающие навыками исследовательской деятельности и работающие вместе с ведущими учителями. Затем все участники урока подводят итоги, задавая вопросы «контролерам понимания», обозначенными в каждой группе. Рефлексия проводится по возможности с использованием ИКТ или других интерактивных методов.
Ведущий – учитель английского языка. Обсуждению проблем отражения исторических событий в национальной памяти поможет следующий подход к «идентичности». Каждая из групп числом до пяти получает цитату и «профиль» (то есть фотографию и биографию) одного человека. Это профили людей, испытавших или испытывающих на себе различные формы расизма, антисемитизма или неприязненного отношения при национал-социализме или в настоящее время.
Вопросы и задания
I группа «Энциклопедия расизма»
1. Расизм и нацистская расовая теория.
2. Какое место отводилось практике расизма и антисемитизма в создании нацистами тоталитарного государства в Германии?
3. Что общего в позиции современных российских фашистов и немецких нацистов?
II группа «Холокост. Цифры и факты»
1. Жертвы геноцида. Холокост. История миллионов других жертв национал-социалистского режима – тех, кто был уничтожен или обращен в рабство нацистами.
2. Назовите основные этапы антиеврейской политики фашистского рейха и важнейших пропагандистских мероприятий нацистского руководства.
3. Часто говорят, что Холокост - это грозное предупреждение всем современникам. О чем же предупреждает нас Холокост? В чем же, в каких действиях должно проявиться сегодня сочувствие к жертвам Холокоста?
III группа «Память о Холокосте»
1. Памятные места. Мемориалы и музеи Холокоста в современном мире.
2. Если бы Вам предложили составить план экспозиции Холокоста, какие разделы Вы бы выделили в нем? Какие бы экспонаты Вы предложили выставить в этом музее?
3. Селфи в Аушвице. Почему в наше время стало возможно такое проявление социальной незрелости отдельных представителей молодежи в Европе?
IY группа «Путь к толерантности»
1. Толерантность в современном обществе.
2. Прочитайте отрывок из книги В. Гроссмана "Жизнь и судьба". Попытайтесь объяснить: что такое антисемитизм? Почему он живуч в наше время? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Вспомните случаи в Вашей жизни, если Вашего друга оскорбляли за принадлежность к какой-либо национальности. Какое чувство Вы испытывали при этом? Ваши действия?
Материалы к проектам
I группа «Энциклопедия расизма» - руководитель проекта – учитель биологии.
Цитата
Чтобы изменить мир, нужно изменить воспитание.
Януш Корчак
По мнению авторов учебника открытого университета Израиля, на утверждение нацистской расовой теории в сознании людей повлияли три области знания, три современные науки: антропология, биология и лингвистика (языкознание).
В 1738 году шведский ученый К. Линней опубликовал "Систему природы" ("Systema nature"), в которой разделил человечество на четыре расы, описав их физические (прежде всего, цвет кожи) и нравственные черты. Британский врач У.Ф. Эдвардс разделил расы по телосложению; он считал самым достоверным признаком расы является размер и форма черепа; рост и цвет волос тоже важны, но они играют второстепенную роль.
В начале 40-х годов 19 века шведский антрополог Рециус предложил коэффициент для измерения черепов (длина черепа делится на его ширину и умножается на 100) - так называемый cephalic index. В 1893 году французский философ Альфред Фуйе предсказал - не осознавая в полной мере силу своего предвидения: «Люди еще будут убивать друг друга из-за разницы в один балл между их черепами».
Новая стадия расизма, вскоре ставшая доминирующей, началась, с развитием в биологии ложной теории «социал-дарвинизма». Считая, что раз борьба за существование есть закон природы, и, следовательно, она не может носить отрицательного характера, социал-дарвинисты утверждали, что возражение пацифистов-моралистов против войн не обоснованы.
В лингвистике в 20-х годах 19-го века исследователи индоевропейских языков начинают употреблять термин – «ариец». В санскритских легендах этим словом обозначали древних завоевателей Индостана, и дословное его значение, по-видимому, - «хозяин», «аристократ» или «чистый», т.е. отличающийся от аборигенов. Эти исследования были использованы расистами в своих целях. В частности, было сделано предположение, что все племена, говорящие на индоевропейских языках, состоят в кровном родстве. Так и возникли термины «арийский народ» и «потомки арийцев». Адольф Пише в предисловии к книге «Индоевропейские источники или примитивные арийцы» утверждал, что именно санскритские корни помогут понять историю человечества: в среде индоевропейцев живет «раса, которая с помощью Высших сил будет властвовать над миром».
Расовая теория — комплекс идей о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, общественный и государственный строй.
На основе расовой теории легко прийти к выводам о неравноценности рас и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве, а удел вторых — повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.
Расизм — совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.
Нордизм. Основателем «научного расизма» (и в частности — нордизма) принято считать французского историка Жозефа Артюра де Гобино, предложившего в своём «Опыте о неравенстве человеческих рас» (1853—1855 гг.) тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге — на их цивилизационную успешность. По мнению Гобино, длительное время в истории превосходство над другими расами в организации общества и культурном развитии проявляла нордическая раса. Его поддерживал и Жорж Ваше де Лапуж (Ляпуж). В связи с этим начинает развиваться нордизм или нордицизм (нем. Nord — север) — разновидность расизма; теория, в основе которой лежит утверждение о превосходстве северной (нордической) расы над другими расами человечества
В первой половине XX века основным источником и носителем расовой теории в Европе стал немецкий национал-социализм.
Нацистская расовая теория — теория расового превосходства «арийской» расы, в первую очередь над евреями и другими «неполноценными расами» (цыганами, славянами), была взята на вооружение нацистами сначала для оправдания дискриминационной политики, а затем для оправдания проведения массового уничтожения не только народов, наряду с ликвидацией людей, мешающих «чистоте» арийской расы: тяжелобольных, детей-калек, душевнобольных, в том числе и детей, страдающих психическими заболеваниями, наркоманов, мужчин-гомосексуалистов. На основе нацистской расовой теории в Третьем рейхе была разработана концепция расовой гигиены.
В 1921 году Адольф Гитлер, один из вождей и идеологов Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП), обвинил евреев в «поражении Германии», ее «экономическом разорении» и стремлении «разрушить демократические режимы в Европе». В 1923 году Гитлер издал книгу Mein Kampf («Моя борьба»), на страницах которой утверждал, что евреи «не способны к продуктивной деятельности и не могут создать своего государства, поэтому они используют творческую энергию других наций и ставят своей целью поработить наиболее активные народы». В качестве одного из пунктов программы НСДАП Гитлер провозгласил «беспощадную борьбу против мирового еврейства - за чистоту арийской расы». С 1933 года, после прихода НСДАП к власти в Германии, притеснения евреев начались с ограничения их прав на собственность, образование, торговлю и участие в политической жизни страны. В 1935 году на очередном партийном съезде были приняты так называемые «Нюрнбергские законы», среди которых закон «О защите германской крови и германской чести» и закон «Об охране генетического здоровья германского народа».
Арийская раса. С точки зрения идеологов нацизма, арии представляли собой особую расу, внешними признаками которой считалась светлая кожа, светлый цвет волос, и особенно, такой устойчивый в генетическом отношении признак как светлый тип радужной оболочки глаз (оттенки голубого или зелёного).
Так как нацистская расовая теория являлась лженаучной, то она подпитывалась пропагандой и была тесно с ней связана. В учебнике «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс» отмечено, что проповедуя национальный социализм, нацисты претендовали на выражение общенациональных интересов, но представляли их как исключительно интересы избранной арийской расы. Культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, антикоммунизм, экспансия и насаждение образа врага были неотъемлемой частью идеологии нацизма. Образ евреев, как внутренних врагов демонизировался, внешний враг — большевистская Россия, народы ее составляющие, изображались в виде неполноценных рас со звероподобным внешним обликом.
Энциклопедия Холокоста: Расизм. Обзор. (Приложение 1)
Учащаяся зачитывает воспоминания уважаемого в селе человека, ветерана труда, бывшего школьного библиотекаря Капуткиной Надежды Залмановны.
«Великая Отечественная война (1941 – 1945гг.) застала моих родителей в городе Днепропетровске. Отец мой по национальности - еврей, мама – русская. Когда немцы должны были прийти в город, началась эвакуация. Мои родители долго ждали машину. Вокруг было много народу, машины все не приходили и моя мама, несмотря на то, что была моложе папы, настояла на том, что нужно идти пешком. Мама опасалась за жизнь папы: немцы наступали стремительно, евреев они уничтожали сразу. Впоследствии мои родители узнали, что ни одна машина после их ухода в город не пришла, много друзей, сослуживцев отца были убиты.
Беженцы шли пешком по оккупированной уже территории по ночам; днем папа сидел в кустах, а мама шла в деревни, населенные пункты, которые попадались на пути и, гадала людям за пищу – молоко, яйца, картошку. Родители добрались до Махачкалы, там они устроились в госпиталь – вольнонаемными. Мама служила санитаркой, папа счетным работником (бухгалтером). Победу встретили в городе Брно (Чехословакия), после войны еще до 1947 года работали в госпитале в Австрии. Затем приехали на заработки в Калмыкию, в город Элисту (тогда г. Степной).»
- в ходе дискуссии учащиеся осуждают расистские концепции, в которых ценность человека определяется не его личностью, а принадлежностью к той или иной так называемой «расовой совокупности нации»
II группа «Холокост. Цифры и факты» - руководитель проекта – учитель истории и обществознания.
Цитата
Совершенные преступления беспрецедентны из-за ошеломляющего числа жертв. Они беспрецедентны еще и потому, что в них участвовало огромное число людей, которые устроили настоящее состязание в жестокости и бесчеловечности.
Судья Роберт Х. Джексон,
главный американский обвинитель на Нюрнбергском процессе
Жертвы геноцида. Геноцид (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) определяется как действия, совершаемые с намерением уничтожить, частично или полностью, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.
Холокост. На иврите английскому слову «Холокост» соответствует слово «Шоа», которое означает «Катастрофа». В учебнике истории дается определение Холокоста, как политики уничтожения гитлеровским режимом в 1933 – 1945 гг. свыше 16 млн. гражданских лиц и военнопленных в концентрационных лагерях смерти: 6 млн. евреев, 10 млн. украинцев, русских, поляков и др., считавшихся нацистами «неполноценными» нациями. (Сороко-Цюпа О.С., 2009)
Систематический, методически организованный характер лишения евреев гражданских прав в Германии и в зоне ее влияния, их поставленная на промышленную основу физическая ликвидация и почти полное уничтожение их культуры в Европе не имеют аналогов во всей истории человечества. Холокост нельзя приравнивать к другим случаям геноцида или к антисемитским погромам, происходившим до Холокоста. Речь, конечно, не идет о создании иерархии личных страданий и мук. Когда людей пытают или убивают, они все страдают, каковы бы ни были мотивы их мучителей и убийц. Однако создание машины уничтожения, действовавшей как современная отрасль промышленности и предназначенной для уничтожения целого народа, уникально в истории человечества.
Определение Холокоста в мире. (Приложение 2)
Цифры и факты. (Приложение 3)
Учащийся рассказывает об исследовании «Холокост. Еврейская круча» ученика 9 класса Троицкой гимназии имени Б.Б.Городовикова Целинного района РК Сарангова Убуша (руководитель Оросова Галина Ивановна, учитель истории), который принял участие в Международном конкурсе «Память о Холокосте – путь к толерантности».
В работе отражена одна из страниц Холокоста – трагические события, произошедшие в 1942 году в Калмыкии в селе Троицкое Целинного района. На северной окраине села есть балка (ныне ее называют Еврейская круча), где в октябре 1942 года было расстреляно 29 евреев. Сегодня известно всего несколько имен расстрелянных евреев: Софья Костяровская-Перелойзен, Шотели. Шойцеме. Вместе с ними за укрытие еврейской семьи была расстреляна жительница села Мария Ивановна Рябова.
Об этом Убушу удалось узнать от очевидцев тех событий - Емельянова Б.Н. и Колокольцевой Р.И. Кроме этого, мальчик работал с архивными документами, которые подтверждают достоверность изложенного материала.
В работе также дается краткая история создания памятника, который посвящен тем трагическим событиям. Менора (так называется памятник) создан по проекту известного в Калмыкии скульптора Степана Ботиева, выполнен в соответствии еврейским традициям. По инициативе Убуша над памятником взяли шефство учащиеся Троицкой гимназии имени Б.Б.Городовикова. Они убирают территорию памятника, высаживают цветы.
Учащаяся зачитывает статью «Холокост как предупреждение» (Опубликовано bigadmin on 17.09.2013 in Общество) «11 сентября в конференц-зале Национальной библиотеки имени А.М.Амур-Санана состоялось знаменательное событие — встреча с известной правозащитницей Аллой Гербер… Это тяжелый разговор — воспоминания и рассуждения о геноциде. Были озвучены исторические документы из архива республики, которые проливают свет на первые годы Великой Отечественной войны. С 1 августа 1942-го по январь 1943-го большая часть Калмыкии была оккупирована фашистскими захватчиками. Ведущий специалист Министерства образования, культуры и науки РК Нина Кутушова… процитировала несколько архивных материалов, в которых рассказывается о пришедшей в Калмыкию войне. В нашу республику были эвакуированы граждане Белоруссии, Украины, Польши, в том числе — евреи. В акте от 5 января 1943-го зафиксировано, что граждан еврейского происхождения собирали в доме по улице Розы Люксембург, заставляли выполнять непосильную работу. Фашисты позволяли себе дикие издевательства над мирным населением. Согласно этому акту, 9 сентября 1942 года евреев погрузили на грузовые машины, вывезли за аэродром, где несчастные люди были расстреляны. В детей не стреляли, им мазали губы ядом, после чего они замертво падали в приготовленную могилу. Другую группу евреев вывезли в балку неподалеку от Вознесеновки и Аршана. Такие акты вандализма были зафиксированы в Троицком, в Городовиковске, в селе Плодовитое Малодербетовского района, куда были эвакуированы мирные жители из Волгоградской области, причем не только еврейского происхождения. По историческим данным, 445 евреев, среди которых старики и дети, были расстреляны на территории Калмыкии в те страшные годы. Цифра, возможно, неточная».
- учащиеся высказывают мысль о том, что история Холокоста в Калмыкии - еще одно подтверждение того, что эта катастрофа имела невиданные масштабы
III группа «Память о Холокосте» - руководитель проекта – учитель английского языка
Цитата
Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.
И. Бауэр
- форма защиты проекта – виртуальная экскурсия. Работа с мультимедийными средствами поможет пробудить сочувственный отклик на ставшие историей события. Рассказ экскурсовода, видеосвидетельство услышанное непосредственно из уст человека, уцелевшего в этой трагедии, или виртуальное посещение мест, где она происходила, могут оставить неизгладимое впечатление.
Слайд 1. Международный день памяти жертв Холокоста
Слайд 2. Национальные мемориалы и музеи, посвященные Холокосту
Слайд 3. Места, где нацисты планировали свои злодеяния
Слайд 4. Еврейские музеи
Слайд 5 - 6. Мемориал в концентрационном лагере
Слайд 7. Терезинское гетто (Чехия)
Слайд 8. Мемориалы в Польше
Слайд 9. Еврейский музей Дании
Слайд 10. Дом Анны Франк в Амстердаме
Слайд 11. «Детский транспорт в Великобритании»
Слайд 12. Выставки в музеях США
Слайд 13. Мемориал «Яма». Холокост в Беларуси .
Слайд 14. Мемориал в России
Слайд 15. Менора. Поклонный крест в Калмыкии
Слайд 16. Память о Холокосте.
На слайде три фотографии Берлинской синагоги, которая была центром депортации, сделанные в разные периоды. На одном снимке мы видим послевоенные развалины синагоги, на другом, датированном 1960 г., – мемориальную плиту без надписи, а на третьем – тщательно восстановленный и открытый для посетителей мемориал.
- отталкиваясь от этих фотографий, учащиеся обсуждают различные возможные формы сохранения памяти и то, как должны выглядеть современные памятники жертвам.
Виртуальная экскурсия. (Приложение 1)
Государственный музей Аушвиц-Биркенау в Польше проводит большую просветительскую работу по этому концлагерю и Холокосту. Побывав на территории мемориала в Освенциме, можно получить представление об истории и лагеря, и Холокоста. На месте трагедии проще понять ее масштабы и исключительность. До конца 1990-х годов деятельность мемориалов была в основном сосредоточена на сохранении памяти о Холокосте и дани уважения его жертвам, но теперь все большая часть их работы приходится на просветительскую деятельность. Важнейшим элементом остается непредвзятое воскрешение памяти о жертвах на месте их гибели. Огромную роль играют биографии людей, уцелевших при Холокосте. Мемориалы не имеют целью повергать посетителей в шок для усиления эмоционального воздействия, поэтому учителя и учащиеся должны быть хорошо подготовлены к их посещению. Руины лагеря сами по себе ничего не скажут неподготовленному посетителю.
- обсуждение заметки в газете о подростках, выложивших в Интернет свои фотографии (селфи), сделанные во время экскурсии в мемориал в концентрационном лагере.
III. Обобщение
IY группа «Путь к толерантности» – руководитель группы – учитель русского языка и литературы.
Цитата
У фашизма нет будущего, но у него всегда есть настоящее.
Асар Эппель, писатель
- выступления членов данной группы своего рода обобщение материалов дискуссий, проведенных в ходе урока. Все участники до занятия прочли текст отрывка из книги В. Гроссмана "Жизнь и судьба". Учащиеся пытаются объяснить, что такое антисемитизм, выясняют, почему он живуч в наше время?
- в ходе дискуссии определяется порядок действий человека в ответ на оскорбления на почве расовой или национальной принадлежности.
Учащаяся читает свою статью в газету с рассказом родственницы - ветерана войны и труда об отношении к евреям в годы войны. Манкирова Раиса Ивановна была участницей тимуровского движения и помогала артистам театра, эвакуированным из Украины в Калмыкию жившим в доме ее семьи. Наряду с помощью старикам, чьи дети погибли на фронте, вдовам солдат финской войны, пионеры сопереживали и старались помочь людям, внешне молодым и здоровым, чье моральное состояние было подавлено чувством неотвратимости гибели во время оккупации.
- участники семинара выявляют принципы толерантности в современном обществе.
Заключение
Учитель биологии. В учебнике биологии 8 класса (Колесов Д.В., 2009) отмечено, что все человеческие расы сохранили общевидовые особенности вида Человек разумный и все они находятся на одном и том же уровне эволюционного развития в биологическом и психическом отношении и в равной степени способны к достижению самых больших высот современной цивилизации. Расистские взгляды о преимуществах одних рас перед другими находятся в полном противоречии с данными современной науки.
Учитель английского языка. Расы не следует путать с понятиями «нация» и «народ». Представители разных рас могут быть членами единого государства и говорить на одном языке. Наличие речевых центров – биологическая особенность человеческого вида. То, на каком языке человек заговорит, зависит не от принадлежности к той или иной расе или народности, а от социальных факторов – от того, с кем человек живет, и кто его будет учить. Посредством речи осуществляется возможность не только воспринять опыт, накопленный человечеством, но и способность руководить своим поведением: взрослый, сформировавшийся разумный человек сначала намечает свои поступки, в необходимых случаях фиксирует свои мысли на бумаге, а уж потом действует.
Ведущий ученик. Холокост стал трагедией не только для евреев, но и для всего человечества. Поэтому на нас лежит огромная ответственность хранить память о его жертвах как дань уважения и нравственное предостережение для будущих поколений и политиков. Если мы позволим этой памяти угаснуть, то совершим новое преступление, потому что уничтожение памяти неизбежно ведет к повторению прежних ошибок.
Список источников и использованной литературы
Литература
1. Век толерантности. - М., 2001. - №1. – www.tolerance.ru.
2. Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Д.В Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев / – М.: Дрофа, 2009.
3. Преподавание тем холокоста и антисемитизма. Обзор и анализ образовательных подходов - Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ): Варшава. ОБСЕ/БДИПЧ 2006 г. - www.osce.org/odihr.
4. Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. – М.: Просвещение, 2009.
Интернет-ресурсы
Учебные пособия и ресурсы
Специализированная группа по международному сотрудничеству в области
образования, памяти и исследования вопросов, касающихся Холокоста (СГХ)
- http://taskforce.ushmm.orgХолокост: Информационный Сайт для Учащихся - http://www.ushmm.orРоссийский Научно-просветительский центр «Холокост» - http://www.holofond.ru
Расизм и его корни - http://jhistory.nfurman.com/lessons10/10-14.htmhttp://www.fritz-bauer-institut.de/projekte/konfrontationen-projekt.htmhttp://www.elistavdv.ru/holokost-kak-preduprezhdenie-0327/
[Электронный ресурс] — Режим доступа — URL:
http://ru.science.wikia.com/wiki/Нацистская расовая теория
http://setstolica.ru:8080/index.php/Нордизм
http://setstolica.ru:8080/index.php/Нацистская_расовая_политика
http://ru.science.wikia.com/wiki/Холокост
http://whoyougle.ru/texts/anna-frank-diary
http://www.holocf.ru/Подлинные места событий, мемориалы и музеи
Яд Вашем, Иерусалим - http://www.yadvashem.org
Мемориальный Музей Холокоста в США - http://www.ushmm.org
Пережившие Холокост. Фонд визуальной истории - http://www.vhf.orgЕврейский музей Дании - http://www.jewmus.dk
Акция «Дети Холокоста» - http://www.akdh.chДом Анны Франк - http://www.annefrank.org
Еврейский музей в Берлине - http://www.jmberlin.de
Дом-музей Ванзейской конференции - http://www.ghwk.de/
Мемориал концентрационного лагеря Маутхаузен - http://www.mauthausen-memorial.gv.at
Мемориал концентрационного лагеря Эбензе – http://www.ebensee.org
Мемориал концентрационного лагеря Дахау –
http://www.kz-gedenkstaette-dachau.de/englisch/content/index.htm
Мемориал Берген-Бельзен - http://www.bergen-belsen.de/en
Мемориал Бухенвальд - http://www.buchenwald.de
Мемориал концентрационного лагеря Нойенгамме -
http://fhh1.hamburg.de/Neuengamme/welcome.en.html
Мемориал концентрационного лагеря Флоссенберг -
http://www.gedenkstaette-녨ossenbuerg.de/
Мемориал Равенсбрюк - http://www.ravensbrueck.de/mgr/index.html
Мемориал и музей Заксенхаузен - http://www.gedenkstaette-sachsenhausen.de/
Мемориал Терезин - http://www.pamatnik-terezin.cz
Государственный музей Аушвиц-Биркенау -
http://www.auschwitz-muzeum.oswiecim.pl
Мемориал и музей в Белзеке - http://www.belzec.org.pl
Государственный музей в Майданеке - http://www.majdanek.pl
Национальный музей в Штуттхофе - http://www.stutthof.pl
Приложение 1
Виртуальная экскурсия
- мультимедийная презентация, желательно с музыкальным и голосовым сопровождением, триггерами и гиперссылками.
Слайд 1. Звучит музыка – начало песни «Бухенвальдский набат» Автор текста: Соболев А. композитор: Мурадели В.. На экране – эпиграф и дата.
Память о Холокосте необходима,
чтобы наши дети никогда не были жертвами,
палачами или равнодушными наблюдателями.
И. Бауэр
Международный день памяти жертв Холокоста отмечается во всем мире ежегодно 27 января. В этот день в 1945 году части Красной Армии освободили концентрационный лагерь "Аушвиц-Биркенау" (Освенцим) на территории Польши. Именно тогда мир впервые узнал о существовании нацистских лагерей смерти и масштабах истребления мирного населения оккупированных стран, включая евреев.
В послании израильскому президенту М. Кацаву, посвящённом впервые отмечаемому Дню памяти жертв холокоста, Президент Российской Федерации В. В. Путин сказал: «Вижу в этом единогласно принятом решении твердую волю мирового сообщества передать будущим поколениям правду о варварских преступлениях нацизма, защитить человечество от пороков ксенофобии, расизма и экстремизма».
Слайд 2. Национальные мемориалы и музеи, посвященные Холокосту
- на экране карта мира, с изображениями мемориалов и музеев. Холокосту обычно посвящена одна из экспозиций в еврейских музеях, фондах, местных или общегосударственных музеях истории. Тема Холокоста также освещается музеями, расположенными на территории бывших концентрационных лагерей. Самые значительные из памятных мест собирают сотни тысяч посетителей в год.
Слайд 3. Места, где нацисты планировали свои злодеяния.
Дом-музей Ванзейской конференции – это место, где проходила конференция, на которой было принято решение об уничтожении европейского еврейства. Мемориальный комплекс «Топография террора» – это историческое место в Берлине, где с 1933 года по 1945 год находились главные учреждения, ответственные за проводившуюся национал-социалистами преступную политику репрессий.
Слайд 4. Еврейский музей в Берлине.
Большую роль в просветительской работе по Холокосту сыграли и еврейские музеи. Высокая посещаемость Еврейского музея в Берлине свидетельствует о значительном интересе к истории евреев в Германии и еврейской культуре, росту которого в немалой степени способствовали усилия сотрудников музея. Со дня своего открытия в 2001 г. Еврейский музей в Берлине принял 2,25 миллиона посетителей, в среднем по 2 000 человек в день.Слайд 5 - 6. Мемориал в концентрационном лагере.
В Германии открыто около 100 мемориальных музеев такой направленности, например, мемориал в первом концентрационном лагере Дахау, который был создан почти сразу после прихода к власти Гитлера, в 1933 году. В 1937 г. неподалеку от Веймара был построен концлагерь Бухенвальд с надписью над входом «Jedem das Seine» (каждому свое). С конца 1930-х по 1945 г. в Бухенвальде было уничтожено более 56 тыс. человек из общего числа 250 тыс. заключенных. В наше время здесь создан мемориал также как и в Берген-Бельзене, Нейенгамме, Равенсбрюке, Заксенхаузене.
Слайд 7. Терезинское гетто (Чехия).
Терезинского гетто - нацистский концентрационный лагерь на территории бывшего гарнизонного города Терезин в Чехии. Лагерь был создан в ноябре 1941 года на базе тюрьмы гестапо. За годы войны через него прошли около 140 тысяч человек, среди них 15 тысяч детей. 33 тысячи узников лагеря погибли, 88 тысяч были перевезены в Освенцим и другие лагеря смерти и подверглись уничтожению. Терезин был освобожден советскими войсками 9 мая 1945 года.
Слайд 8. Мемориалы в Польше.
В Польше открыто несколько мемориалов с отделами просвещения, например, в бывших лагерях уничтожения Треблинке, Майданеке и Бельзеке. Первый музей Холокоста в Польше, Государственный музей Аушвиц-Биркенау, был создан решением польского парламента от 2 июля 1947 г. и включает сохранившиеся участки двух концентрационных лагерей Аушвиц I и Аушвиц II-Биркенау. На всех этих мемориалах ведется активная работа с учителями и учащимися.
Слайд 9. Еврейский музей в Дании.
Видеосвидетельства – рассказы очевидцев событий, спасшихся жертв Холокоста записанные в Еврейском музее Дании.
Слайд 10. Дом Анны Франк в Амстердаме.
Анна Франк родилась в 1929 г. еврейской семье в Германии. Вскоре после прихода Гитлера к власти в 1933 г. ее семья бежала в Нидерланды. Но в мае 1940 г., когда немецкая армия оккупировала Нидерланды, налаженной жизни пришел конец. Как и других голландских евреев, семью Франк отправили в сборный лагерь Вестерборк. Месяц спустя их депортировали в Освенцим. Эдит Франк скончалась незадолго до освобождения Освенцима в январе 1945 г. Анну вместе с сестрой Марго отправили в Германию в концлагерь Берген-Бельзен. В апреле 1945 г. Лагерь освободили, но сестры умерли от тифа за несколько недель до прихода английских войск. Анна Франк писала свой дневник в тайном укрытии дома в Амстердаме, в котором и сейчас проводятся экскурсии. Кроме непосредственного знакомства с этим домом, посетители могут воспользоваться и предлагаемыми учебными пособиями, посмотреть и обсудить фильм и диск с материалами Дома Анны Франк в Амстердаме.
Слайд 11. «Детский транспорт в Великобритании». «Детский транспорт» [Kindertransporte] – повествование о спасении с 1938 по 1940 гг. тысяч детей еврейских беженцев из нацистской Германии, которые нашли приют в Великобритании. Слайд 12. Выставки в музеях США.
Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне разработал и организовал выставку под названием «Помнить о детях: История Даниеля» [Remember the Children: Daniel’s Story]. Это яркий рассказ о жизни еврейского мальчика в Германии с 1933 по 1945 год. Звучащий голос диктора, страницы дневника, воссозданное реальное окружение, сквозь которое движутся посетители, позволяет им увидеть глазами Даниеля все более жесткие ограничения, налагавшиеся на евреев, и беспричинные акты насилия над ними, изгнание его семьи из уютного дома в Лодзинское гетто, поезд в концентрационный лагерь и жизнь Даниеля после освобождения. Самого Даниеля посетители не видят, у него нет и фамилии. Выставка: «Жизнь в тени: Спрятанные дети и Холокост» дает молодым людям возможность проникнуться сочувствием к судьбе этих детей. Чтобы дать возможность детям за пределами США познакомиться с этой выставкой, Мемориальный Музей Холокоста создал сайт, на котором представлены пять историй спрятанных детей.
Слайд 13. Мемориал «Яма». Холокост в Беларуси .
Мемориал «Яма» в Минске (Беларусь) посвящен жертвам городского гетто. Холокост является одной из тем исследований и экспозиции Музея истории и культуры белорусских евреев. Такие же исследования проводятся в новогрудском Историко- краеведческом музее.
Слайд 14. Бабий Яр (Украина)
Бабий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северно-западной части Киева, получившее всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, и советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно от 33 тысяч до 100 тысяч человек.
К 70-летию трагедии Бабьего Яра, Фонд Виктора Пинчука организовал Выставку «Холокост от пуль: массовые расстрелы евреев в Украине в 1941-1944 гг.». На стендах выставки представлены видеоинтервью очевидцев расстрелов, фотографии массовых захоронений, документы времен Второй мировой войны. Экспозиция формировалась преимущественно во Франции сотрудниками Мемориала Шоа, который является не только музеем и архивом, но и центром по распространению информации о Холокосте.
Слайд 15. Мемориалы в России
30 января 2011 г. на берегу Балтийского моря установили мемориал - 10-метровый гранитный памятник. Автор - всемирно известный израильский скульптор Франк Майслер, испытавший холокост на себе. Его родители погибли в Освенциме, а сам он чудом спасся. В годы войны в поселке Янтарный (Пальмникен) действовал нацистский лагерь смерти Штудгоф (Штуттхоф). В конце января 1945 года по разным данным, были уничтожены от 3 до 7 тысяч узников немецкого концлагеря. О страшном «марше смерти» еврейских заключенных стало известно совсем недавно. Испугавшись приближения советской армии, нацисты попытались скрыть следы преступлений. Ночью, в 20-градусный мороз, голодных и полураздетых пленных пригнали из Кёнигсберга в Пальмникен. Многие падали, не в силах идти, их расстреливали по дороге. Тех, кто дошел до берега, загнали в ледяную воду и открыли стрельбу. Трагедию в Пальмникене считают последним актом холокоста. Из 10 тысяч узников спастись смогли не более 15 человек
Научно-просветительный центр «Холокост» создан в июне 1992 г. Первая на постсоветском пространстве организация, цель которой — увековечение памяти жертв Холокоста. В 1997 г. создан Межрегиональный Фонд «Холокост».
Слайд 16. Менора. Поклонный крест в Калмыкии
В Калмыкии установлены кресты на месте массового расстрела евреев (местных и беженцев из Украины) в период Великой Отечественной войны в балке Гашун-Сала и в селе Троицкое Целинного района. Эти места свято сохраняются.
Слайд 17. Память о Холокосте.
На слайде три фотографии Берлинской синагоги, которая была центром депортации, сделанные в разные периоды. На одном снимке мы видим послевоенные развалины синагоги, на другом, датированном 1960 г., – мемориальную плиту без надписи, а на третьем – тщательно восстановленный и открытый для посетителей мемориал.