разработка классного часа по теме Эхо Холокоста


Методическая разработка классного часа на тему
«Эхо Холокоста- ксенофобия, расизм, антисемитизм»
Цель: формирование у учащихся представления о толерантности, воспитание толерантного отношения к людям другой национальной, религиозной или иной принадлежности; расширение знаний о преступлениях фашизма.
Задачи:
Создать условия для формирования у учащихся толерантного мышления, уважения к своим правам и правам других людей;
Способствовать развитию критического мышления, навыков групповой работы, умения слушать и слышать собеседника;
Продолжить формирование навыков работы с текстом, анализа, сравнения, обобщения.
Оборудование:
Жетоны четырех цветов; конверты аналогичных цветов;
Тексты для групповой работы;
Видеоклипы на песни А. Розенбаума «Бабий Яр» , «А может, не было войны…»
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Формирование групп: входя в кабинет, обучающиеся берут жетон, определяя по его цвету свою группу, и садятся за стол, на котором лежит конверт данного цвета.Мозговой штурм. На доске записаны слова: расизм, антисемитизм, ксенофобия, толерантность.
-что такое толерантность, расизм, ксенофобия, антисемитизм?
Учитель записывает результат групповой мозговой атаки на доске, причем все идеи принимаются независимо от того, правильны они или нет.
-население планеты – это калейдоскоп многочисленных рас и народов. На Земле проживает более 7млн человек. Китайцы, русские, американцы, украинцы, евреи, башкиры… каждый народ самобытен, имеет свою культуру и традиции. Любой народ неповторим и талантлив. Почему же в современном мире растет агрессивность, конфликты на расовой, этнической почве? Как избежать социальной нетерпимости?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Работа в группах.
Обучающиеся работают в группах, проводят анализ прочитанного, отвечают на вопросы, делают выводы.
Принципы работы:
Ошибки при поиске всегда неизбежны.
Чужое мнение уважается всегда.
Слушая выступления от групп, записывайте самые важные, ключевые слова.
Задания группам. (тексты в Приложении 1)
Перед выступлением представителя группы 1 (работают по вопросу антисемитизма) предлагаю для просмотра видеоклип на песню А. Розенбаума «Бабий Яр».
Выступление представителя группы 1.
Выступление представителя от группы 2(рассматривают проблему расизма).
Обсудите следующую ситуацию:
Эта история случилась на рейсе кампании British Airlines из Йоханнесбурга (ЮАР) в Лондон.
Белая женщина, на вид около 50-ти лет сидит рядом с чернокожим мужчиной. Невооруженным взглядом видно, что ее это раздражает , и в итоге, не в состоянии более выносить эту «ужасную муку», она вызывает стюардессу.
- Что-то не так, мадам?-спрашивает стюардесса.
- Как, разве вы не видите сами?- удивляется женщина.-Вы посадили меня рядом с чернокожим… Я совершенно не могу терпеть ни одной секунды рядом с одним из этих ужасных дикарей. Дайте мне другое место!
-успокойтесь, пожалуйста,-говорит стюардесса,-практически все места на этом рейсе заняты, но я посмотрю, что можно сделать.
После этого она удаляется и, вернувшись через несколько минут, говорит даме:
- Мадам, как я и предполагала, в эконом классе свободных мест нет. Я также говорила с капитаном, и в бизнесс-классе мест также нет. Тем не менее, у нас есть одно свободное место в первом классе.
И еще до того, как дама успевает сказать хоть слово, стюардесса продолжает:
- строго говоря, это абсолютно противоречит правилам нашей авиакомпании – пересаживать людей из эконом класса в первый. Однако, учитывая ситуацию, капитан считает, что это было бы слишком скандально заставлять человека находиться со столь неприятной личностью,-и, обращаясь к чернокожему пассажиру, стюардесса добавляет:
- так что, сэр, если желаете, возьмите свой багаж и я провожу Вас до Вашего кресла в первом классе.
Говорят, что все пассажиры, наблюдавшие эту сцену, встали со своих мест и зааплодировали.
Обмен мнениями. обсуждение.
Выступление представителя группы 3 (вопрос о ксенофобии).
Обсудите следующую ситуацию:
Из письма читательницы «Газета.RU»: «Вот не понимаю я людей: «Я русский», «Я казах», а все остальные – чужие. А я наполовину русская, наполовину кореянка, да я бы, если честно, об этом и не задумывалась, если бы ко мне с какой-то предвзятостью не относились и те, и другие. Да, еще в свое время жила я в Казахстане. Дикость! Особенно, когда смотрят в паспорт на фотографию, где внешность азиатская и видят ФИО русские. ГЛУПО! Может это комплексы неполноценности у отдельных людей так выражаются?»
21 апреля 2001 года в Москве около 200 человек устроили погром на рынке в Ясеневе. Выкрикивая расистские лозунги, они разгромили около 30 палаток. Пострадали 10 человек, почт все – торговцы из Азербайджана. 27 февраля 2004 года Мосгорсуд приговорил приговорил троих участников погрома к условным срокам 2,5-3,5 года.
23 марта 2005 года в Новороссийске 150-200 казаков избили несколько десятков армян и разгромили несколько принадлежавших им магазинов и кафе. Причиной стало ранение казака в произошедшей накануне драке.
В ночь с 29 на 30 августа 2006 года в г. Кондопога около ресторана «Чайка» произошли массовая драка между местными жителями и группой чеченцев, а также групповые убийства.
Подобных примеров можно привести множество.
Обмен мнениями. обсуждение.
Выступление представителя группы 4 (Конституция РФ)
3.Подведение итогов работы. Рефлексия.
Вернемся к результатам группового мозгового штурма, записанным на доске. Что было верно? В чем вы ошиблись?
Обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить их в новые понятия. Обучающиеся делают новые знания своими.Наш час общения подходит к концу. Какое чувство преобладало у вас? Поняли ли вы тему?
Сформулируем правила жизни в группе, техникуме, социуме, стране:
Не стремитесь подчинить себе других людей.
Принимайте другого человека таким, какой он есть.
Относитесь к окружающим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.
Будьте терпеливыми, заботьтесь друг о друге и уважайте всех.
В качестве послелога просмотр видеоклипа на песню А.Розенбаума «А, может, не было войны…»
Литература:
Электронные ресурсы:
http://basic.ru/from_internet/black_and_white/Скажите нет расизму
http://www.izvestia.ru/news/news2111902/Более половины россиян не страдают ксенофобией
http://www.gazeta.ru/social/kseno/776924.shtml что такое ксенофобия.
http://www.gazeta.ru/social/kseno/letters/index.shtml/ ксенофобия Письма читателей.