Конспект урока по физике на тему Диффузия(7класс)


ОУ: Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением Куртамышское специальное профессиональное училище №1закрытого типа
Учитель: Обанина Надежда Валерьевна, учитель физики высшей квалификационной категории.
Предмет: физика
Класс: 7
УМК: А.В. Перышкин Физика 7 класс. М.: Дрофа, 2010
.
Тема урока:. Диффузия
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока :Формировать понятие диффузия, развивать навыки наблюдения и постановки эксперимента, повышать мотивацию к учению.
Задачи урока.
предметные метапредметные Личностные
Закрепление понятия «молекула», знакомство с явлением диффузии и
выявление условий протекания явления Развитие навыка организации учебной деятельности, самоконтроля. Развитие познавательного интереса, самостоятельности в приобретении знаний и практических умений, оценивать результаты своих действий, ценностное отношение друг к другу.
Универсальные учебные действия.
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
убежденность в возможности познания природы, способность видеть закономерность изучаемого явления, интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
планировать свою деятельность при выполнении задания, определяя последовательность действий, умение работать по плану работа и разными типами информации, установление причинно-следственных связей
речевая деятельность, навыки сотрудничества и ведения диалога.
Планируемые результаты урока.
предметные метапредметные
Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры, приводить примеры диффузии в окружающем мире, объяснять роль явления диффузии в природе. Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы, развивать монологическую и диалогическую речь, уметь работать в паре.
Основные понятия урока: молекулы, тепловое движение, диффузия.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: учебник «Физика» 7класс, , презентация, компьютер, телевизор
Оборудование: роза, освежитель воздуха, крупинки кофе, 2 пробирки, вода (горячая и холодная), калькулятор, метрономМетоды обучения: проблемное изложение, частично- поисковый (эвристический), наблюдение.

Условные обозначения: УУД – универсальные учебные действия, ЛД – личностные действия, РД – регулятивные действия, ПД – познавательные действия, КД – коммуникативные действия.
Технология проведения урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Методы, приёмы, средства обучения Формируемые УУД
1.Организационный этап
2мин Проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность Готовятся к уроку, организуют свое рабочее место. КД
воспитание внимания, уважения к сверстникам;
сверстниками;
- мобилизация сил и энергии
2.Актуализация знаний
4мин Учитель: Прекрасная дама нюхала розы,
Но расчихалась- закапали слезы!
Неужто из-за … ДИФФУЗИИ
Такие бывают конфузии?
Итак, как вы определите тему урока?
«ДИФФУЗИЯ».
Сегодня Вы можете почувствовать себя великим Римским полководцем – Юлием Цезарем! Вам придется одновременно слушать , выполнять задание , наблюдать проводимые эксперименты и делать выводы.
А вы чувствуете запах розы?
-Каким образом до вас дошёл запах?
-Значит молекулы движутся, но как? Что вы знаете о молекулах?
знаю Хочу узнать узнал
1.Молекула – это…
2.Молекулы состоят…
3.У одного и того же вещества молекулы…
3.У разных веществ молекулы…
4.при нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами.
1.Что такое диффузия?
2.Какая скорость у молекул?
3.Одинаковы ли скорости молекул в разных агрегатных состояниях
4.Зависит ли скорость молекул от температуры вещества? Создаю ситуацию для постановки целей урока
-А есть ли те вопросы, о которых вам ещё не известно и вы хотите узнать?
Слушают стихи, угадывают слово
-
молекулы запаха розы долетели до нашего носа
(ответы детей вписываю в таблицу на доске)
(ответы детей вношу в таблицу)
-Движение молекул
Беседа
Приём: Проблемная ситуация «Каким образом распространяется аромат?»
Частично-поисковый метод
Прием: системное представление материала
КД
Сотрудничество учителя и ученика
РД
выдвижение гипотез, прогнозирование результатов наблюдений
3.Постановка целей и задач урока
5 мин Запишем тему урока в тетрадь. Движение молекул. Диффузия.
Сформулируем цель урока
-итак, молекулы движутся. Какая физическая величина может охарактеризовать движение молекул?
-как вы думаете : какова скорость движения молекул?
Проведём эксперимент. Измерим скорость движения молекул. Что нам для этого понадобиться?
Каждый из вас сейчас будет участником эксперимента. Как будем его проводить?
Верно . Я разбрызгиваю молекулы пахучего вещества на доску, вы с помощью метронома определяете время распространения аромата до вашей парты. Расстояние до парты написано на листе, прикреплённом к вашей парте. Используя формулу для расчёта скорости, определите скорость движения молекул.
-Какая величина у вас получилась?
- а почему разные результаты?
Согласна. Но учёные тоже измерили скорость движения молекул. У них получилась величина примерно 400-500м/с. Кто ошибся?
-Но почему? Мы вроде бы всё верно сделали.
-А что помешало мгновенно попасть молекулам духов нам в нос ?-Верно. Молекулы ароматного вещества в воздухе сталкиваются с молекулами воздуха, поэтому меняют своё направление, т.е. движутся беспорядочно, хаотически. Каждый у себя в тетради нарисуйте траекторию движения молекулы духов.( кто затрудняется , откройте учебник стр 31, рис 34.
Просмотр видео Выдвигают предположения)(цели вытекают из 2 колонки таблицы)
-скорость
Молекулы пахучего вещества, линейка для измерения расстояния и секундомер для измерения времени.
О,5м/с, 0,4м/с, 0,6м/с -Возможно мы допустили погрешность. Ведь наши органы обоняния не совершенны .Кто-то лучше чувствует запах, кто-то хуже.
Наверное, мы.
Быть может, что-то помешало распространению молекул пахучего вещества?
Молекулы воздуха. Молекулы духов летели, на своём пути сталкивались с молекулами воздуха
рисуют Индивидуальный эксперимент
Частично-поисковый
Проблемная ситуация «Почему скорость движения молекул в нашем эксперименте отличается от расчётной скорости?» РД
определение цели и учебных задач работы,
,ЛД самоопределение, смыслообразование;
ПД
-установление причинно-следственных связей
РД
Умение работать по плану
ЛД
способность видеть закономерность изучаемого явления
КД
Ведение диалога
ПД
Работа с рисунком учебника
4.Этап введения нового знания
15мин
Физкультминутка 1,5мин В результате хаотического движения молекулы духов перемешались с молекулами воздуха. Как названо это явление найдите на стр22 учебника.
Хаотическое движение молекул происходит всегда, диффузия-это следствие этого движения
-
-Мы наблюдали диффузию в газе, а может ли происходить диффузия в жидкости
–приведите примеры
-Молодцы! Верно!Молекулы соли и сахара проникают между молекулами воды.
-Проведём эксперимент. Возьмем 2 стаканчика с водой: холодной и горячей и добавим в каждый по несколько крупинок кофе . Что вы наблюдаете?
-Мы опять наблюдали диффузию, только уже в жидкости и выяснили , что с повышением температуры диффузия происходит быстрее, потому что скорость молекул увеличивается и увеличивается расстояние между молекулами.
-А возможна ли диффузия в твёрдых телах?
Ответ на этот вопрос найдите на стр 22 учебника
Подведём итог нашим открытиям.
Молодцы!
К числу основных опытных доказательств того, что молекулы движутся, относится явление, которое впервые наблюдал в 1827году английский ботаник Роберт Броун, рассматривая в микроскоп споры растений, находящиеся в жидкости. Подобный опыт можно проделать с крупинками краски, которые видны лишь в микроскоп. Давайте пронаблюдаем это явление.
Видеоролик
-Как вы поняли: в чём заключается причина броуновского движения?
Как сформулировать определение броуновского движения?
Открытие броуновского движения имело большое значение для изучения строения вещества. Оно показало что тела состоят из молекул и что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении
Сравним 2 и 3 колонки, на все ли вопросы мы получили ответы
Хочу узнать узнал
1.Что такое диффузия?
2.Какая скорость у молекул?
3.Одинаковы ли скорости молекул в разных агрегатных состояниях
4.Зависит ли скорость молекул от температуры вещества? 1 Диффузия-явление ,при котором проис-
ходит проникновение молекул одного вещества между молекулами другого вещества
2.диффузия-следствие движения
3 Быстрее всего протекает в газах и очень медленно в твёрдых телах
4.Чем выше температура вещества, тем быстрее протекает диффузия
5. Броуновское движение -это хаотическое движение частиц, взвешенных в жидкости или газе.

А сейчас небольшая разминка
Делают записи в тетради, отвечают на вопросы.
Пишут. (Диффузия-явление ,при котором проис-
ходит проникновение молекул одного вещества между молекулами другого вещества
-Да
Когда солим воду, кладём сахар в чай и др.
-Молекулы кофе растворяются в воде. Происходит диффузия
В сосуде с более горячей водой диффузия протекает
быстрее.
(выдвигают предположения)
В твердых телах также происходит диффузия, но только ешё медленнее. Два отшлифованных куска свинца и золота под прессом при 200С за 4-5 лет проникают друг в друга на 1мм
-Делают вывод. Так как молекулы движутся, то возникает диффузия в газах , жидкостях и даже твёрдых телах. Быстрее всего протекает в газах и очень медленно в твёрдых телах. С повышением температуры диффузия происходит быстрее.
Частица краски движется от ударов молекул
Броуновское движение-это хаотическое движение частиц, взвешенных в жидкости или газе.
проводят анализ таблицы)
Выполняют упражнения для осанки и для глаз Работа в парах
Частично-поисковый метод
Демонстрация диффузии в жидкости
Метод проблемной беседы о протекании диффузии в твёрдых телах
Использование полученных знаний для объяснения броуновского движения
Анализ таблицы ПД
-работа с учебником: определением
ПД
овладение навыками экспериментальной работы
ПД
-установление причинно-следственных связей
РД
Умение работать по плану
ЛД
способность видеть закономерность изучаемого явления
КД
Ведение диалога,
сотрудничество в поиске и сборе информации
ЛД
самоопределение, смыслообразование;
РД
Развитие монологической речи, анализ, обобщение, построение цепочек рассуждений
ПД
Умение работать с видеоинформацией
ПД
-установление причинно-следственных связей
РД
Развитие монологической речи, анализ, обобщение, построение цепочек рассуждений


5.Этап первичного закрепления новых знаний
. 5мин
6. Этап закрепления новых знаний и способов действий
5мин
Задаю вопросы,
Предлагаю обсудить пример диффузии – дыхание.
1 объясните пословицу « «ложка дёгтя бочку мёда портит»
2. Как кислород из легких попадает в кровь?
3.Почему углекислый газ не скапливается вокруг нас?
Предлагаю выполнить тест.
1.К какому классу понятий относится диффузия?
А) к физической величине;
Б) к физической единице измерения;
В) к физическому явлению.
2.Что является причиной явления диффузии?
А) движение молекул;
Б) наличие промежутков;
В) размеры молекул.
3.В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро?
А) в газообразном
Б) в твердом
В) в жидком
4.Укажите пример диффузии в жидкостях:
А) спирт растворяется в воде.
Б) запах духов распространяется в комнате.
В) запах нафталина распространяется в воздухе.
5.Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела?
А) увеличение скорости движения молекул.
Б) увеличение беспорядочности движения молекул.
В) увеличение промежутков между молекулами. Обсуждают пример и отвечают на вопросы.
1.Кислород из легких попадает в кровь, а из крови – в органы и ткани организма благодаря диффузии.
Благодаря диффузии выдыхаемый нами углекислый газ рассеивается в пространстве и смешивается с кислородом .Выполняют тест.
Записывают в тетради свои результаты.
Обсуждают выполнение теста
Использование новых знаний для объяснения реальных природных явлений
Взаимопроверка
знаний
ПД
Анализ и синтез объектов.
Коммуникативные:; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды,
ЛД
- развитие интереса к учению, логического и творческого мышления;
- раскрытие связи теории с жизнью.
ПД
побуждение к деятельности,
П Д
рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов.
РД
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция.
КД
умение выражать свои мысли, аргументация; ; находить решение задачи и оценивать полученные результаты.
7.этап рефлексии
2мин
У вас на столах в конвертиках 4 смайлика, выберите из них того, который выражает ваше настроение от урока Выбирают смайлик и уходя прикрепляют на доску.
самооценка ЛД
самоопределение
8.Этап домашнего задания
2 мин § 9, мини –сочинение о роли диффузии, для продвинутых по данным из учебника о диффузии в твёрдых телах рассчитать скорость протекания диффузии Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. ЛД
Выбор дифференцированного домашнего задания