Урок мужества на тему: Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!(памяти жертв Холокоста посвящается)

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Новоспасский технологический техникум»





Методическая разработка внеучебного мероприятия военно-патриотического воспитания
Урок мужества:
«Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!»
(памяти жертв Холокоста посвящается)

Выполнил:
преподаватель
Бахтиярова Насимя Амирхановна


р.п.Новоспасское, 2016г.
Пояснительная записка.
Ребята приходят из школы со своими эмоциями и чувствами, переживаниями и тревогами, своим пониманием окружающего мира. Новая среда, обстановка, преподаватели, которые их окружают, дарят им новые ощущения и открытия. Какими будут их впечатления? Безусловно, зная особенности формирования человеческой личности, мы хотим воспитать человека, способного принимать верные решения самостоятельно. При этом студент должен знать, что, принимая свое собственное решение, он не должен ущемлять интересы других.
Сегодня много говорят о необходимости духовно-нравственного развития и военно-патриотического воспитания личности. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, которые производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Социальной солидарности и  вытекающей из этой  базовой ценности  понятию толерантность в современный период уделяют много времени. Человечество на данном этапе развития истории направлено на толерантность. В современном мире необходимо выработать систему стратегии согласия людей, различающихся  цветом кожи, вероисповеданием, взглядами. Холокост - это трагедия, которую студенты должны осознать. Не просто узнать об этом явлении, как о данности, как о факте. Они должны узнать факты и сами для себя сделать выводы: что это за явление, причины, движущие силы его и влияние на историческое развитие.
Методическая разработка на тему: « Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!» выполнена в форме Урока мужества, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста, 27 января.
Преподавателем запланировано проведение предварительной подготовки студентов:
- подготовка презентации о трагедии Холокоста;
- выпуск стенгазеты, посвящённой Дню памяти жертв Холокоста;
- подбор книг о Великой Отечественной войне для выставки;
- подготовка группы студентов к выступлению с подобранным поэтическим и документальным материалом по теме.
Продумано оформление:
- презентация о трагедии Холокоста показывается на экране;
- тема урока мужества красочно написана на ватмане;
- подобраны фонограммы : Глинка ноктюрн «Разлука», Рахманинов «Вокализ», песня «Бухенвальдский набат», фильм «Мальчик в полосатой пижаме»
- подготовлена книжная выставка.
Методическая разработка выполнена на 8 листах печатного текста, прослеживается введение – сообщение преподавателя о понятии Холокост; основная часть, где ведётся интерактивный диалог с аудиторией с демонстрацией видеоматериалов по фильму «Мальчик в полосатой пижаме»,
выступления студентов о злодеяниях фашистов, совершенных в концентрационных лагерях, чтение студентами стихов наизусть.
В заключении – через диалог со студентами доказательство того, что Холокост - это действительно катастрофа и преступление перед человечеством.
Заключительное слово преподавателя.
Материал методической разработки Урока Мужества ориентирован на расширение и углубление знаний студентов об историческом прошлом, направлен на воспитание патриотизма, уважительного отношения к представителям других народов, что всегда является одной из наиболее актуальных проблем в педагогике, на формирование таких нравственных качеств, как чувство долга, ответственности, взаимоподдержки и др.
Представленная методическая разработка поможет классным руководителям в интересной нестандартной форме продолжить знакомство студентов с историческим прошлым.
Форма проведения внеучебного мероприятия: интерактивный диалог с аудиторией с демонстрацией видеоматериалов.
Основная аудитория – студенты 1 и 2 курсов (ребята заранее просмотрели фильм «Мальчик в полосатой пижаме», снятый по роману Джона Бойна английским режиссером Марком Херманом)

Цели мероприятия:
Образовательная:
познакомить студентов с историческим фактом трагедии Холокоста;
сформировать представление о хронологии развития Холокоста, о том, какие нации стали его жертвами; в каком положении оказались дети в этот страшный период;
повысить информационную грамотность студентов.
Развивающая:
развить навыки социальной восприимчивости и доверия;
развить навыки монологической речи, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;
Воспитательная:
воспитать у студентов стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;
научить защищать идеи гуманизма;
обучить межкультурному пониманию и толерантному поведению.



Задачи мероприятия:
способствовать пониманию студентом проблем, связанных с провозглашением превосходства одной нации над другой, проблемами геноцида;
вспомнить совместно со студентами события Великой Отечественной войны и геноцида, провозглашённого фашистской Германией;
воспитывать уважительное отношение к представителям других народов, ответственность за свои дела и поступки;
формировать патриотизм, гражданственность.
Материалы и оборудование:
Персональный компьютер, мультимедиа проектор, колонки.
Презентация, видеофрагмент.
Методы: наглядные, словесные.
Ход внеучебного мероприятия
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
И. Бауэр.
(Звучит ноктюрн Глинки «Разлука»)
Преподаватель. Великая Отечественная война оставила неизгладимый след не только в истории нашего народа, но и всего человечества. Миллионы людей погибли в той войне. Но не только на фронте погибали люди. Ребята, наше мероприятие сегодня посвящено явлению, которому в истории есть много неоднозначных оценок. Большинство, правда, утверждают, что это явление было бесчеловечным и невиданным по своей жестокости. Это Холокост. 27 января - Международный день памяти жертв Холокоста, который был официально принят на шестидесятом заседании Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 2005 года. Давайте познакомимся с греческим словом Холокост. Именно этим словом называют то трагическое время, которое несправедливо унесло жизни огромного количества народа.
- Что такое Холокост? Кто-нибудь из вас знает, что обозначает данное слово?
(выслушиваются ответы студентов, а затем преподаватель просит обратить внимание на экран, где появляется определение).
Преподаватель: Холоко
·ст (от англ. holocaust, из др.-греч.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· «всесожжение»): в узком смысле это преследование и массовое уничтожение евреев. Это было целенаправленное уничтожение целой расы. И для нацистов не было каких- то рамок или чувств. Они относились к убийству детей, женщин, стариков, мужчин просто, как к своей работе.
Студентка (читает наизусть)
О прошлом память сберегая свято,
Мы говорим, и говорим опять:
Пусть то, что испытали вы когда-то,
Другим не доведется испытать.
Погасло пламя,
взрывы отгремели,
Но не забыты страдные года,
И раны закрываются на теле,
И остаются в сердце навсегда.
Это было давно, но как -будто недавно.
Как немое кино - фотографий альбом
Я листаю страницы
Лица, лица, судьбы-
Все исковеркала злая война.
И по ночам мне привычно не спится,
Все вспоминаювсе было будто вчера.

Студент:
Из высказывания Гитлера: «Мы обязаны истреблять население, это входит в нашу миссию охраны германского населения. Нам придется развивать технику истребления населения. Природа жестока, следовательно, мы тоже имеем право быть жестокими».

Преподаватель:
Все вы посмотрели фильм «Мальчик в полосатой пижаме». Поговорим об этом фильме.
Вопросы для обсуждения.
- Ребята, как вам показалось, о чем данный фильм?
- Кто главный герой фильма?
- Кем является отец Бруно?
- Куда направляют отца Бруно?
- С кем знакомится Бруно во время прогулки?
- Как вы думаете, понимает мальчик о том, что происходит за колючей проволокой? И кто такие фермеры за колючей проволокой?
- Чем заканчивается фильм?
- Понравился ли вам фильм?
- Какие впечатления у вас остались после просмотра данного фильма?
- Какие фильмы о трагедии Холокоста вы ещё знаете?
(Ответы студентов: «Список Шиндлера» Спилберг, «Пианист» Р. Полански, «Помни свое имя» С.Колосов, «Иди и смотри» Э. Климов)

Студент:
А вы знаете, что «Мальчик в полосатой пижаме» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] The Boy in the Striped Pyjamas)  роман, написанный ирландским писателем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Первая книга вышла в 2006 году. Роман сразу же был номинирован на два десятка литературных премий, в том числе и на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], издан более чем на 50 языках. Это история о невинности, о двух мальчиках, разделенных колючей проволокой.
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА "Мальчик в полосатой пижаме", снятого по роману Джона Бойна английским режиссером Марком Херманом, состоялась в сентябре 2008 г.

Преподаватель: Этот роман и фильм о Холокосте. Это уже само по себе замечательно и сенсационно. Но годится ли тема Холокоста для детей?
Так какого возраста должен быть читатель и зритель этого необычного произведения? Ребенком? Взрослым?
( Ответы студентов) Это история о девятилетних мальчиках, но адресована она вовсе не девятилетним мальчикам. Пусть внешняя, "наивная" простота никого не вводит в заблуждение. Герои наивны, но автор – отнюдь. И адресует он свой роман достаточно искушенному читателю, который ждет от книги не развлечения, а гораздо более сложного. Роман Джона Бойна о Холокосте, но ещё и о невинности, о двух мальчиках, разделенных забором, о преодолении преград. Тема Холокоста предполагает уважительную, тихую, скорбную интонацию. Но детям она не свойственна. Книга Джона Бойна – сказка, но вовсе не для чтения на ночь.
(Звучит «Вокализ» Рахманинова)
Студент:
Когда фашисты во главе с Гитлером приходят к власти, то принимают свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки.
Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых или использовали для опытов. Сотни тысяч детей истребили немцы в лагерях.
Студентка (читает наизусть)
Смотрит чужими глазами
Стылая, звездная ночь.
Нары вокруг этажами,
Двери откинуты прочь.
Волосы наголо сбриты-
В них не завяжутся вши.
Шалости, игры забыты;
Страх – состояние души.
В драных коротких рубашках
Жмется в углах детвора.
Съедены черви, букашки,
Корни, трава и кора.
Ребра торчат да глазенки
Светятся тусклым огнем:
Холодно ночью ребенку,
Страшно и голодно днем.
Врач в белоснежном халате
В вену направит иглу,
Крепко привяжет к кровати,
Сядет с ухмылкой к столу.
Скрючится тельце ребенка,
Вытечет теплая кровь,
Словно дурного котенка,
Узника выбросят в ров.
Преподаватель:
Наша задача сегодня – это разобраться, а правду ли говорят о фашизме, о Холокосте? Или, может, все это сильно преувеличено? 
Для этого мы обращаемся к документам и материалам из протоколов судебного заседания по делу о злодеяниях, совершенных в концентрационных лагерях.
Выходят студенты и по очереди читают строчки.
-На территории фашистского государства было создано 1100 концентрационных лагерей: Освенцим, Майданек, Треблинка, Дахау, Бухенвальд и др.
-С первых дней войны была создана целая сеть концлагерей и на территории Пскова: «Шталаг», «Кресты», «Пески», «Лазарет».
- В Освенциме на 12 тыс. заключенных был один умывальник, а весной заключенные умывались и пили из луж.
- В Освенциме было обнаружено 293 тюка с женскими волосами весом 7 тонн. Экспертная комиссия установила, что волосы срезаны со 140 тысяч женщин. Волосы перерабатывались в войлок и пряжу, из которых изготавливались носки и матрасы для немецких солдат.
- Узники использовались и для проведения медицинских экспериментов.
-В 1943 году в Данциге был организован Фармакологический институт Медицинской академии под руководством профессора Шпаннера. Там немецкие ученые организовали производство мыла из человеческих тел.
- Узников концлагерей использовали еще и в качестве дешевой рабочей силы.
- Дневная норма хлеба в «нормальном» лагере -125 грамм, в «усиленном»- 60 грамм.
- В лагере снега не было. Он был съеден с крошками земли. 60 тысяч человек медленно умирали от голода.
- На территории Пскова действовало 5 концлагерей для военнопленных и мирного населения.
- Немцы на автомашинах привозили истощенных пленных и живьем сбрасывали в ямы-могилы возле барака. По улицам гоняли голодных, полуодетых и почти босых наших русских. Жуткую картину представляли собой эти несчастные, двигавшиеся как тени, державшиеся друг за друга от истощения.
- В период сильных морозов у военнопленных намеренно отбирали теплые вещи, загоняли в товарные вагоны, загнанные в тупик, и оставляли на 4-5 дней. Только в январе 1942 года на станции Березка было выброшено в снег около 1500 окоченевших трупов.
- Военнопленному одна женщина подала морковь. Немец-конвоир пристрелил его, а морковь положил возле трупа, подчеркивая, что она была причиной его смерти.
- Свои жертвы нацисты сжигали в крематориях, где люди превращались в пепел.
«Наполнить до отказа!»командует комендант лагеря.. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся из транспорта ждут своей очереди. Ждут голыми зимой.. Включают подачу газа... Но дизель не действует. Проходит 50 минут... 70 минут... А люди в камере стоят. Слышен их плач
Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы это видно через глазок... Через 28 минут некоторые еще живы... Дети умирают последними. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбыим некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьиони стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии. Выбрасывают трупы посиневшие, покрытие смертным потом и мочой. Среди них младенцы и дети. Две дюжины рабочих заняты тем, что обследуют полость рта убитых, открывая ее с помощью железных крюков. Приказ: «С золотыми зубаминалево, без золотанаправо». Другие проверяют интимные части тела в поисках укрытого золота и бриллиантов... Комендант показывает полную консервную банку и восклицает: «Подойди-ка, посмотри, сколько золота!»
Преподаватель:
Ребята, мы познакомились с материалами, поговорили о книге и фильме о Холокосте. Вам удалось сформировать свой взгляд на Холокост? Что же это было? Это, действительно, была катастрофа и преступление против человечества или все  же здесь много преувеличения?
(Ответы студентов:
Холокост - это действительно катастрофа, трагедия, это целенаправленное истребление еврейского народа. Погибло  много невинных людей. Это было преступление, направленное против человечества. В данный период времени было убито много детей, многие остались без своей семьи или инвалидами.)
Преподаватель:
Прошло семьдесят лет. Семьдесят лет мы живем в мире. Выросло несколько поколений. Надо ли возвращаться к данной теме? Неужели у нас в современности мало проблем? Терроризм, теракты, например  
(Ответы студентов:
Да, к данной теме необходимо возвращаться. Необходимо помнить такие явления, чтобы не повторять ошибок в будущем. История - наш учитель, и если мы учтем ошибки прошлого, возможно, сможем  избежать их.)
 Преподаватель: 
Всего же за годы фашистского террора пыткам и издевательствам в концлагерях подверглись 18 мил. человек, а 2 мил. из них были зверски замучены и сожжены в печах крематориев.
(Звучит песня «Бухенвальдский набат»)
Люди мира, на минуту встаньте.
Слышите, слышите: гудит со всех сторон.
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!

Так будьте, люди,
До конца в ответе
За мир, добытый дорогой ценой,
Чтоб зрели звезды, и смеялись дети,
И цвел простор,
Разбуженный весной!
Я благодарю вас за вашу работу,  за высказанные мысли, взгляды, суждения. Благодарю, что вы не остались равнодушными и сумели сформировать свое мнение и отношение к этому бесчеловечному явлению, как Холокост. Пусть такое никогда не повторится!



Перечень используемой литературы.
1. Альтман И.А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941-1945.-М.,2002.
2. Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.
3. Альтман И. Мемориализация Холокоста в России : история, современность, перспективы // Неприкосновенный запас : дебаты о политике и культуре. – 2005. - N 2/3. - С. 252-263.
4. Аннинский Л. На полях Холокоста : заметки читателя // Иностранная литература. – 2006. - N 10. - С. 284-290.
5. Безыменский Л. Информация по-советски // Знамя. – 1998. - N 5. - С. 191-199.
6. Беленькая Е. Не бывает геноцида против одного народа // Этносфера. - 2008. - N 8. - С. 8-9.
7. Бениш Г. Что делает из людей преступников? // GEO. - 2009. - N 5. - С. 110-124.
8. Ветте В. Война на уничтожение : вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.
9. За гранью понимания. Философы и богословы о холокосте./под. ред. Дж.К.Рота, М.Беренбаума.-Киев,2003.
10. Черная книга/ сост. В.Гроссман , Ил. Эренбург.- Запорожье.,1991.

Ресурсы Интернет
1. Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.  Раздел официального сайта ООН, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15