Планирование индивидуально-групповых занятий по развитию письменной речи и математике


ПЛАН
индивидуально-групповых занятий
по развитию письменной речи и математике
с учащимися 4 "Г" класса на 2014-2015 учебный год
Составила
учитель начальных классов
Урасова М.А. , МОУ СШ № 215 г. Волгограда
Пояснительная записка
к тематическому планированию индивидуально-групповых занятий по развитию письменной речи с учащимися 4 "Г"класса на 2014-2015 учебный год
Тематическое планирование индивидуально-групповых занятий по русскому языку составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. «Руский язык. 1-4 классы». – М.: Просвещение, 2011.
Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
Цели и задачи:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, языковой интуиции и «чувства языка»;
Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетики, грамматике русского языка;
Овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
Побуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

п/пТема занятия Кол час Дата
1 группа 2
группа
1. Наша речь и наш язык. 1 2. Повторение и углубление представлений о тексте. 1 3. Повторение и углубление представлений о предложении. 1 4. Виды предложений по цели высказывания и интонации. 1 5. Предложения с обращением. 1 6. Состав предложения. 1 7. Простое и сложное предложение. 1 8. Словосочетание. 1 9. Лексическое значение слова. 1 10. Омонимы. 1 11. Фразеологизмы. 1 12. Части речи. 1 13. Части речи. 1 14. Однокоренные слова. 1 15. Слово и слог. Звуки и буквы. 1 16. Корень слова. 1 17. Формы слова. 1 18. Правописание частей слова. 1 19. Правописание частей слова. 1 20. Имя существительное. 1 21. Число имен существительных. 1 22. Род имен существительных. 1 23. Падеж имен существительных. 1 24. Имя прилагательное. 1 25. Формы имен прилагательных. 1 26. Род имен прилагательных. 1 27. Число имен прилагательных. 1 28. Падеж имен прилагательных. 1 29. Местоимение. 1 30. Глагол. Формы глагола. 1 31. Число глаголов. 1 32. Времена глаголов. 1 33. Род глаголов в прошедшем времени. 1 34. Правописание частицы НЕ с глаголами. 1 Итого: 34ч. Занятие 3
Повторение и углубление представлений о предложении. (фрагмент)
Определение границ предложений.
- Послушайте текст
Рассказ читается без пауз, монотонно, как бы одним предложением.
Ватрушка.
Мама дала Боре ватрушку. Ватрушка была горячая. Боря положил ватрушку остудиться. А сам стал играть. Прибежала Жучка. Она схватила ватрушку и убежала.
Вам всё понятно? (Нет)
Что надо сделать, чтобы стало понятно? (Читать с остановками, с паузами) Учитель читает с паузами.
А теперь вы всё поняли? (Да)
Что показано паузой? (Что предложение закончилось)
Разделите текст на предложения. Спишите, поставьте в конце каждого предложения нужный знак. Текст у каждого на индивидуальных карточках.
Осень.
Ударили холодные утренники на некоторых кустах листву, как ножом срезало с деревьев дождём сыплются листья бабочки, мухи, жуки прячутся перелётным птицам уже становится холодно они торопливо пробираются рощами и перелесками не жалуются на бескормицу только дрозды они стаями накинулись на гроздья спелой рябины. (В. Бианки)
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Начиная с 1-го класса, как только изучили слоги, учащимся предлагаю следующие задания: выставляю слоги один за другим, например:
РО- СА- ЖА- РА- МА- КИ- НО-СЫ- РЫ-БА- НЯ- НЯ.
Составляем из этих слогов слова, и по каждому слову задаю вопросы:
- Когда выпадает роса?
- Что такое сажа, где модницы использовали её раньше?
-В какое время года бывает жара?
-Кто видел маки, какого они цвета, где растут?
-Когда так говорят «Не суй свой нос, куда не следует»
-Какая рыба водится в нашей реке?
-Кто такая няня, какую работу она выполняет?
-А есть ли у вас няня? (да, есть, это ваши две руки).
Коррекция ошибок письма на уровне буквы 1 класс
Цель: Предупреждение зеркального письма букв, их смешивания по оптическому и кинетическому свойству.
В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности.

Детям можно предложить следующие игровые задания:
Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.
Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.
Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.
Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре «Буква сломалась». Какая буква сломалась?
Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой, пластилином.
Эти задания помогали детям как следует запомнить образ буквы.
Карточки-задания по русскому языку 2 класс
Тема: «Приставки. Состав слова. Образование слов».
1. Выдели в словах корень.
речушка, побелить, высокая, ручной
2. Спиши пары слов. Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались.
бежал забежал
плылпереплыл
мылпромыл
кололнаколол
3. От данных глаголов образуй глаголы со значением приближения и удаления. Отметь приставки.
Образец: ходит – приходит – уходит.
Ползает - __________________________________________________
Летает - ___________________________________________________
Плавает - ___________________________________________________
4. Выпиши слова с приставкой за-.
Запад, зашуметь, забава, забег.
______________________________________________________________
5. Разбери слово по составу.
зимушка
6. (дополнительное) Напиши одним словом название предмета, который: «сам летает», «сам катит», «сам варит». Отметь в словах корни, подчеркни соединительную гласную.
сам + (о) + лёт = ____________________________________
сам + (о) + вар = ____________________________________
сам + (о) + кат = ____________________________________
Схемы для составления предложений в работе над развитием связной речи
класс схема значение
1 _______ слово
начало предложения, имя собственное
предложение
2-4 _______ подлежащее
сказуемое
_ _ _ _ _ дополнение
обстоятельство
начало предложения
определение
местоимение
предлоги
союзы
, . ! ? пунктуационные знаки

______ _ _ _ _ _
Ворона и галка живут в наших краях.
Изучение математического языка, знакомство с его компонентами – неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики, где так же существуют определённые правила синтаксиса и семантики. Синтаксис устанавливает правила использования математических знаков в выражениях, равенствах, неравенствах, других предложениях математического языка. Семантика определяет смысловое значение каждого математического знака. 
Основываясь на методику русского языка, можно выделить следующие направления по работе над математической речью на уроках математики:
Работа над звуковой стороной речи.
Словарная работа с математическими терминами.
Формирование культуры математической речи.
Развитие связной математической речи.
 Работа  над звуковой стороной  речи сводится к формированию правильного произношения и употребления математических терминов.  При введении новых терминов  нужно прикреплять к доске таблички (карточки) с этими словами, обращая внимания учащихся на их произношение и написание. Ежедневно в ходе устного опроса давать детям упражнения, содержащие в себе задания на употребление математических терминов, что способствует формированию потребности в их использовании.
Например, следующие упражнения:
1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, килограмм, вычислить, сложить, наименование, миллиметр, выражение, количество, дециметр и т.п.
2. Прочитайте выражения, используя математические термины:(83-47):4; 69-42:6;  35+9х(24-14)
3.  Прочитайте выражения разными способами:   36+18, 72:12,  59-7, 17х3
4. Прочитайте: прибавить к числу 86, вычесть из числа 347, к числу 473 прибавить  число 441и т.п.
5. Прочитайте: прибавить к 86, вычесть из 347, к  473 прибавить  441.
6. Пример 25-12 Коля прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать». Прав ли он?
Если учащиеся употребляют падеж неправильно, учитель помогает им, читает сам, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников. Таким образом, из урока в урок дети учатся читать выражения, используя математические термины.
Словарная работа должна проводиться  в разных направлениях:
понимание и умение объяснять значение математических терминов,
усвоение их правильного написания
формирование умений составлять связное высказывание.  
1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:- объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное число, разрядные слагаемые, произведение чисел, делимое и т.д.- математическое выражение 18х3 Серёжа прочитал так: «18 взять 4». Как надо прочитать это выражение? (рассматриваются различные способы прочтения) 
2. Следующие упражнения требуют включения зданий на применение терминов (правильное и неправильное).
а) Выполнив действие 18+2, Наташа ответила: «У меня получилось 20, я сосчитала правильно». Правильно ли она сказала?
б) Определите верно или неверно данное высказывание:
Произведение 8 и 3 равно 21.
Первый множитель равен 6, второй множитель равен 3. Тогда произведение равно 18.
Произведение 5 и 3 меньше произведения 7и 2.
Сумму 6 и 9 уменьшили на 7, получили 3.
 - В каком из уравнений правильно названо неизвестное число «с»?а) 32 : с = 8, частное;б) 9 х с = 45, множитель;в)  с : 6 = 12, делитель;г) 19 – с = 15, вычитаемое.
Подобного рода упражнения можно использовать по развитию связной математической речи на уроках математики, на дополнительных коррекционных занятиях.
Пояснительная записка
к тематическому планированию индивидуально-групповых занятий по математике с учащимися 4 "Г"класса на 2014-2015 учебный год
Цель курса: развитие у учащихся устойчивого интереса к математике, знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя, формирование целостной естественно-математической составляющей картины мира.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности.
Задачи:
1. Расширить сферу математических знаний, убедить в практической необходимости владения способами выполнения математических действий.
2. Формировать специальные знания и умения, углубить некоторые теоретические положения, развивать творческие умения и логическое мышление, развитие математической речи.
Курс дополнительных занятий составлен на основе программы ОУ «Начальные классы 1-4», «Математика» Моро М.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия 1 час в неделю.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Основные виды деятельности учащихся:
решение задач;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.

п/пТема Кол
час Дата
1 группа 2
группа
1 Числовые выражения. Порядок выполнения действий в выражениях. 1 2 Вычитание вида 904-574 1 3 Деление трехзначного числа на однозначное 1 4 Новая счетная единица. Класс единиц и класс тысяч 1 5 Запись многозначных чисел 1 6 Сравнение многозначных чисел 1 7 Увеличение (уменьшение) в 10, 100, 1000 раз 1 8 Класс миллионов и класс миллиардов 1 9 Единицы длины. Километр. Таблица единиц длины. 1 10 Таблица единиц площади. Ар. Гектар. 1 11 Единицы массы. Тонна. Центнер. 1 12 Решение задач. 1 13 Письменные приемы сложения и вычитания. 1 14 Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме. 1 15 Письменные приемы умножения. 1 16 Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное. 1 17 Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз 1 18 Задачи на пропорциональное деление 1 19 Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули. 1 20 Решение задач. 1 21 Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. 1 22 Решение задач. 1 23 Устные и письменные приемы умножения. 1 24 Решение задач на встречное движение. 1 25 Устные приемы деления для случаев 600 : 20, 560 : 80 1 26 Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями 1 27 Решение задач на движение в противоположных направлениях 1 28 Устные приемы умножения вида 12 × 15, 40 × 32 1 29 Письменное умножение на двузначное число 1 30 Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям 1 31 Письменное деление на двузначное число 1 32 Деление на двузначное число 1 33 Письменное деление на трехзначное число 1 34 Проверка деления с остатком 1 Итого: 34

На устных предметах и на уроках русского языка развитие речи идет само собой: читаю, повторяю, объясняю. А вот научить говорить математическим языком намного труднее. Но если поставить цель из урока в урок говорить правильно, то и это возможно.