Урок внеклассного чтения (НРК) Мудрость, врачующая душу

Урок внеклассного чтения
Тема: «Мудрость, врачующая душу»
Эпиграф « Имеющий уши слышать, да слышит».
(Из христианской притчи)

Оборудование урока: мультимедийное обеспечение, тексты притч, словари.
Цели урока:
Обучающие:
1. Дать расширенное и углублённое понятие о жанре притчи через элементы анализа литературного произведения;
Развивающие:
Познакомить учащихся с притчами.
Закрепить навыки литературного анализа.
Стимулировать интерес учащихся к всемирной литературе и истории
Воспитывающие:
Научить видеть за художественным содержанием притчи нравственные категории;
Виды работы на уроке:
знакомство с этимологией слова «притча»;
эвристическая беседа;
комментированное чтение;
работа с разными словарями;
сравнительный анализ определений из разных словарей;
работа в группах

Ход урока
1. Слово учителя.
Человек очень часто оказывается в такой ситуации, когда трудно найти правильное решение. Трудно определиться. Случается, обижаем друг друга, порой невзначай, а порой даже сознательно. И при этом злорадствуем, не думая о том, а каково на душе того, кому мы причинили боль и обиду. Забываем о милосердии, о взаимопомощи. А если случается что-либо неприятное, сетуем на судьбу или ищем причину в ком-то. И не понимаем, что причина скрывается в нас самих.
Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопросы: правильно ли я поступил в той или иной ситуации? Как надо было поступить, чтобы позже не сожалеть о содеянном? На эти вопросы нам помогут дать ответ притчи.
Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Притчи соединяют в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи - задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: « Имеющий уши слышать, да слышит». Как же их нужно услышать?

2.Итак, записываем тему урока и эпиграф.
3.Ребята, исходя из темы урока и эпиграфа, определите: какая цель стоит перед нами сегодня на уроке?
- Найти в притчах мудрость и услышать её.
.Что же такое притча как литературный жанр? За помощью обратимся к словарям: Даля, Ожегова и литературоведческому словарю.
4.Сравнение с определениями в словарях (презентация)
Учащимся предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях, с тем, чтобы они сами вывели основные признаки притчи как литературного жанра. Для этого разбиваемся на три группы. Каждая группа работает со своим словарем. (Зачитывается определение жанра и выявляются основные признаки жанра)
По словарю С.И.Ожегова: ПРИТЧА, -и, ж. 1. В религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ. Евангельская п. П. о блудном сыне. 2. перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении, событии (разг.). Что за п.? * Притча во языцех (книжн., обычно ирон.) - предмет общих разговоров. || прил. притчевый, -ая, -ое (спец.).
По литературоведческому словарю: ПРИТЧА, малый дидактико-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], заключающий в себе моральное или религиозное поучение («премудрость»). Близка к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; в своих модификациях универсальное явление в мировом фольклоре и литературе (напр., притчи Евангелий, в т. ч. о блудном сыне). 
По словарю Владимира Даля: притча – иносказанье, иносказательный рассказ, нравоученье, поученье в примере.
5.Выведение понятия «притча» и её жанровых признаков:
малый объем;
сюжет из обыденной жизни;
иносказание;
отвлеченное понятие;
нравоучение;

Какова история этого слова?
6.Этимологическая справка (выступает подготовленный ученик). Церковнославянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притча» «тча» «теча» «теку» (бегу, поспешаю) тот же самый, что и в слове «предтеча».

В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» при, «мия» путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути жизни, являясь культурологической основой.

7.Анализ притч
Сегодня мы с вами познакомимся с притчами, которые, я надеюсь, помогут нам разобраться в себе, в своих поступках, помогут услышать себя. В течение урока мы будем заполнять таблицу «Мной услышанные притчи». У каждого своя таблица.
Дальнейшая работа будет построена следующим образом. Сначала мы посмотрим видеоклип, снятый по притче, и проанализируем эту притчу. Затем каждая группа получит притчу и будет работать над ней самостоятельно.

«Мной услышанные притчи»


Название притчи
Мудрость притчи (ключевое предложение)
Что я услышал в этой притче







8. Проблемная ситуация через притчу «Песок и камень»
Просмотр видеоклипа.
- Как вы думаете, в чем мудрость притчи?
Варианты ответов.
- Ребята, что вы услышали в этой притче?


Понравилась вам притча? Заполняем таблицу.

9.Работа в группах.
1 группа
Задание
Прочитать выразительно притчу.
Определить нравоучение притчи

Притча о гвоздях в заборе

Жил-был вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот в один прекрасный день отец дал ему мешочек с гвоздями и приказал, чтобы каждый раз, когда он не сможет сдержать свой гнев, вбивать один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом постепенно он научился сдерживать свой гнев, и каждый день число гвоздей, которые он забивал, становилось меньше. Молодой человек понял, что намного легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.
И вот пришёл тот день, когда он ни разу не потерял контроль над собой. Он рассказал об этом отцу. Тот посмотрел на него и сказал, что теперь, когда сыну удастся сдержать свой гнев, он может вытаскивать по одному гвоздю из столба.
Время шло, и наступил такой день, когда юноша пришёл к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подвёл сына за руку к столбу и сказал:
-Ты хорошо справился, но ты посмотри, сколько в столбе дыр? Он уже никогда в жизни не будет таким как раньше. Вот когда говоришь человеку что-нибудь злое или плохое, у него остаётся шрам, как эти дыры в столбе. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, шрам всё равно останется у человека.
Важно контролировать свои эмоции и владеть собой. Иначе можно наломать дров. Многие ошибки совершаются именно по этой причине. Сгоряча обижаем друг друга, накричим, отказываем в помощи. В порыве гнева не слышим и не видим никого. Научиться держать себя в руках- очень важно. Все оставляет свой след.

2 группа
Задание
Прочитать выразительно притчу.
Определить нравоучение притчи

Ведро с яблоками
Купил человек себе новый дом большой, красивый и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

Кто чем богат, тот тем и делится!

Добрый человек дарит тепло и заботу. Рядом с ним всегда уютно. Он готов прийти на помощь любому. Он излучает свет, искренность, милосердие. Он несет радость и позитив в мир.
Завистник на все смотрит сквозь черную пелену. В душе поселяется злорадство. Он радуется чужой неудаче, чужой беде. Кроме ехидства и лицемерия такой человек ничего не может отдать другим.
Злому человеку чужды такие понятия, как милосердие и сострадание. Он всегда на все жалуется, ворчит.

3 группа
Задание
Прочитать выразительно притчу.
Определить нравоучение притчи

Учитель и ученик
Один человек пришел к Учителю и спросил:  - Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?  - Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все,
что ты собираешься сказать через три сита.  - Три сита?  - Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это.  Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?  - Да нет, я просто слышал  - Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет.  Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее? 
- Нет, напротив
- Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. 
 Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать? - Нет, в этом нет никакой необходимости  - Итак, заключил Учитель, - в том, что ты хочешь сказать мне, нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.  Зачем тогда говорить это?

Слово должно нести правду, добро. Клевета и сплетни не украшают человека.
4 группа
Задание
Прочитать выразительно притчу.
Определить нравоучение притчи
Восточная притча «Всё в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
Всё в твоих руках.
Всё зависит от самого человека. И счастье, и здоровье, и признание. Если он пожелает быть добрым, то он будет совершать только добрые дела. Если видит смысл жизни в служении людям, то будет дарить им заботу и любовь. Если же он взрастит в душе злобу и корысть, то останется в жизни один. Действительно. Всё в ваших руках, и только от вас зависит: прощать или нести обиду до конца своих дней, заботиться о престарелых родителях или бросить их умирать в одиночестве. Только от вас самих зависит, как будет протекать ваша дальнейшая жизнь, добьётесь ли вы успеха или так и будете жаловаться на неудачи.

10. Итог урока.
Обратимся еще раз к теме сегодняшнего урока. «Мудрость врачует душу». Что значит врачует? ( Лечит, исцеляет, освобождает от боли). Говорят, притча - пища для ума и лекарство для души
Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Помогли вам эти притчи врачевать душу? Лекарство от каких болезней вы нашли в них? (Лекарство от вспыльчивости, от жадности, от злословия)
Рефлексия
Я сегодня узнал.
Я сегодня задумался
Меня удивило.
Я сделал вывод.
Притчи - это семена. Я очень хочу верить, что, попав в ваши души, они обязательно прорастут в будущем и дадут свои добрые всходы.
Д\з. Рассказать эти притчи своим родителям, братьям, сестрам.
А напоследок я расскажу вам бурятскую притчу «Наказ матери». На досуге подумайте над ними.
50-летний сын живет в большом городе и навещает мать всего лишь раз в год. Во время одной из поездок он обещает привезти освященную статуэтку Богини Зеленой Тары для домашней божницы, но приезжает через год, забыв наказ матери. К тому времени мать уже ослепла, не выходит из дома и единственным ее занятием становится молитва. Вспоминая о своем невыполненном обещании, сын, пожалев мать, заворачивает в шелковую ткань обычную деревянную палку и устанавливает ее в божницу. Еще через год мать умирает. После похорон сын решает увезти к себе домой божницу матери. Когда же он разворачивает шелк, то видит вместо простой деревянной палки статую Богини Зеленой Тары.
Вторая работа режиссера Баира Дышенова "Наказ матери" вошла в программу известнейшего мирового форума кинофестиваля в Канне, который состоится в мае, сообщил РИА Новости в понедельник представитель киностудии "Гэсэр". Дышенов получил официальное подтверждение участия фильма "Наказ матери" в рамках смотра короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля - Short Film Corner Cannes Court Metrage Festival de Cannes 2012. "Наказ матери" снят по мотивам бурятской буддийской притчи. В картине рассказывается о сыне, который, забыв о наказе престарелой слепой матери привезти образ божества, устанавливает ей в божницу обычную палку, обернутую тканью. После смерти матери сын обнаруживает на божнице истинную Богиню - "Мать Зеленую Тару". Фильм представлен в каталоге короткого метра кинофестиваля. Дышенов также выступил автором сценария, режиссером и продюсером. Съемки проходили в прошлом году в Бурятии, над картиной работала команда профессионалов из Улан-Удэ, Иркутска, Москвы, а также из Киргизии и Франции. Главные роли в фильме сыграли актеры Бурятского академического театра драмы Намсалма Шагдарова и Баста Цыденов. Дебютная лента режиссера Дышенова "Улыбка Будды" в 2009 году получила приз Берлинского кинофестиваля "Хрустальный медведь". Это философская притча об обретении веры маленьким деревенским мальчиком. Как заявлял Дышенов, фильм - не религиозный, он представляет собой рассказ о духовном мире ребенка, который еще по-детски смотрит на мир, но открывает в нем для себя нравственные ценности.