Конспект урока по развитию речи на тему Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по пословице


Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по пословице. Подготовка к ОГЭ»
Задачи урока:
1. Тренироваться в освоении типа речи – рассуждение: учиться формулировать тезис, искать аргументы, строить систему доказательств, подводить итог рассуждению, формулировать заключение.
2. Развивать аналитическое мышление, логику, письменную и устную речь, умение обосновывать собственную позицию.
3. Воспитывать в себе нравственные ориентиры посредством обсуждения русских народных пословиц.
Оборудование: экран, презентация, видеоролик по сказке Леонида Пантелеева «Две лягушки», раздаточный материал (тексты с сочинением), яблочки из цветной бумаге на клейкой основе.
Ход урока
Постановка темы и задач урока
Мы продолжаем подготовку к экзамену по русскому языку, где вам предстоит продемонстрировать своё умение, в том числе, создавать текст-рассуждение на заданную тему. Тема нашего урока «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по пословице. Подготовка к ОГЭ»
(слайд №1)
Почему так важно умение рассуждать? (Предположения детей)
В жизни вам пригодится умение объяснять, доказывать, мотивировать свои мысли. Следовательно, человек должен владеть умением аргументировать, что значит не только мыслить, но и убедительно свои мысли доказывать, отстаивать, утверждать. Это особенно нужно современному человеку. Бывает так, что какую-то деятельность, собственный или чужой поступок необходимо объяснить, мотивировать, и для этого становится необходимым умение находить и применять многообразные доводы, аргументы. Обычные человеческие отношения также нуждаются в логически обоснованной системе взглядов. Из всего нами сказанного и вытекают задачи нашего урока. Сформулируем их вместе. (Ответы детей) Слайд №2
Повторение пройденного материала. Анализ схемы сочинения-рассуждения
Схема сочинения-рассуждения вам хорошо известна. (Ответы детей.) Рассмотрим её. Слайд №3. Какая часть работы над рассуждением особенно трудна? (Ответы детей)
Действительно, подбор доказательств – нелёгкая работа, и, прежде всего, нужно знать, что может выступать в роли доказательства. Как вы думаете, что может быть аргументом? (Ответы детей.) слайд №4.
Что из перечисленного является для вас новой информацией?
Доказательство от противного.
Как вы думаете, что это значит?
Что будет, если допустить обратное тезису.
Записи в тетради по слайду.
Анализ сочинения-рассуждения по пословице
«Ученье – свет, а неученье – тьма»
Обратимся к раздаточному материалу. Прочтите выразительно сочинение-рассуждение одной ученицы, которое она написала по пословице «Ученье – свет, а неученье – тьма»
Какова тема текста?
Определите стиль речи.
Докажите, что тип данного текста рассуждение. Соответствует ли данный текст схеме?
Что доказывается? Найдите и зачитайте главную мысль (тезис)
Зачитайте первый аргумент.
К какому виду доказательства он относится?
Сформулируйте коротко второй аргумент или зачитайте его кратко. К какому виду доказательства он относится?
Зачитайте в заключении предложение, которое является итогом сказанного, выводом.
Сколько в сочинении-рассуждении должно быть слов? Что можно было бы убрать из текста, чтобы сделать его более лаконичным? Зачитайте.
Практическая работа.
Составление инструкции написания сочинения-рассуждения по пословице
Итак, обобщая всё сказанное, попробуем составить инструкцию написания сочинения-рассуждения по пословице. (Предложения детей с опорой на текст)
Слайд №5. Запись инструкции в тетради.
Самостоятельная работа.
Просмотр видеоролика по сказке Л. Пантелеева «Две лягушки». Написание синквейновПользуясь составленной нами инструкцией, вам предстоит самостоятельно написать сочинение-рассуждение по пословице «Терпенье и труд всё перетрут». Для того чтобы вам легче было выполнить такую работу, я предлагаю небольшой творческий тренинг: посмотреть видеоролик по сказке «Две лягушки», а потом написать синквейны по темам «Терпенье», «Труд».
Просмотр видеоролика
Можем ли мы использовать материал данной сказки в качестве аргумента? К какому виду доказательства будет относиться этот аргумент?
А теперь по ключевым словам пословицы, над которой вы будете работать дома, предлагаю составить синквейны. Поделимся на группы.
Написание синквейнов (групповая работа)
Например:
Труд.
Надёжный, упорный.
Заставляет, укрепляет, поддерживает.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Благо.
Терпенье.
Необходимое, важное.
Помогает, направляет, спасает.
Терпеньем человек испытывается на прочность.
Необходимость.
Проверка
Домашняя работа.
Материал видеоролика, синквейнов, вы можете использовать в своих сочинениях-рассуждениях по пословице «Терпенье и труд всё перетрут».
Подведение итогов.
Приём «Древо предсказаний»
Я легко справлюсь с домашним заданием– розовое яблоко.
Я справлюсь с домашним заданием – жёлтое яблоко.
Я не справлюсь с домашним заданием– оранжевое яблоко.
Дети украшают дерево яблочками.
Оценивание работы на уроке.