Исследовательская работа по литературе «Материнство в современной русской литературе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов»






ТЕМА «Материнство в современной русской литературе
(на примере рассказов
И. Полянской «Мама»
и Л. Петрушевской «Страна»)
Исследовательская работа
по литературе



Выполнила работу: Банных Александра, 7Ма класс, школа №14

Руководитель: Киселева Виктория Витальевна



г. Балахна
2014 г.




Содержание
Введение....3
Обоснование темы.4
Цели и задачи исследования.5
Этапы исследования..5
Материнство как тема для создания
шедевров живописи, музыки, литературы....6
Искусство живописи6
Образ матери в народной и современной музыке..7
Тема материнства в литературе8
Тема материнства в современной русской литературе.9
Об авторах.9
Сопоставительный анализ рассказов
И. Полянской «Мама» и Л.Петрушевской «Страна»...11
Результаты анкетирования...13
Ассоциации со словом мама.....14
Заключение.15
Использованная литература.....16












Введение

1.Обоснование темы


Мама Именно это слово становится первым в жизни ребенка. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его в звуках, красках, образах. Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы становимся взрослыми и покидаем родительский дом. А мамы ждут весточки, вслушиваются в шорохи и звуки шагов у двери. И все наши радости и огорчения, победы и поражения переживают вместе с нами наши мамы. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе. Многие писатели и поэты черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.
Я решила провести сравнительный анализ образов матери в двух произведениях: И. Полянской «Мама»
и Л. Петрушевской «Страна»)

Новизна решаемой задачи заключается в стремлении через сопоставительный анализ рассказов И.Полянской и Л.Петрушевской рассмотреть такие различные трактовки темы материнства. Безусловно, тема материнства является одной из ведущих тем мирового искусства во все времена, но мы постараемся оригинальными путями проследить, насколько отражена современная нам действительность в русской литературе последнего десятилетия.













2.Цели и задачи исследования

Цели:

познакомиться с рассказами Людмилы Петрушевской «Страна» и Ирины Полянской «Мама»;
развивать навыки анализа прозаического произведения;
воспитывать активную жизненную позицию, сострадание, желание вести здоровый образ жизни.


Задачи исследования:
выяснить, насколько востребована тема материнства в мировом искусстве;
на основе рассказов И. Полянской «Мама» и Л. Петрушевской «Страна» выявить то, насколько мамы бывают разные, какое разное отношение к своим детям они могут проявлять;
выявить отношение к материнству у учащихся






















3.Этапы исследования.
1. Поиск и изучение материала, связанного с выбранной темой, с использованием фонда школьной библиотеки и сети Internet.
2. Знакомство с произведениями искусства, воспевающими тему материнства.
3. Проведение опроса школьников.
4. Обработка и систематизация материалов.
5. Формулирование выводов, оформление результатов исследования.
6. Подведение итогов и подготовка к выступлению на научно-практической конференции.
Гипотеза исследования:
Тема материнства была и остаётся актуальной для произведений искусства.
2. Образ матери в русской литературе последнего десятилетия – это отражение современной действительности.

















Материнство как тема для создания шедевров живописи, музыки, литературы
1.Искусство живописи
В искусстве есть великие, вечные темы. Каждое поколение вносит свой вклад в их понимание. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Со временем понимание её становилось всё более богатым и многогранным. Не случайно оно стало выливаться во всеобъемлющий образ Богоматери. Один из древних и самых прекрасных образов «Владимирская Богоматерь».
Икона «Владимирская богоматерь»












3.Образ матери в современной и народной музыке
О матерях сложено много песен. Их поют на всех языках, во всех концах Земли:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я...
Лев Ошанин
Слова этой песни знает каждый. И они не обманывают нас: мама будет всегда! Но не всегда она будет рядом. Вот почему необходимо сейчас, с сегодняшнего дня учиться любить маму так, чтобы эта любовь насытила ее и наше сердце и связала вас такими тесными узами, которые окажутся сильнее самой смерти.
Анна Герман «Ты, мама», «Идет ребенок по земле», «Мама»,
«Спасибо, мама»;

Тамара Гвердцители «Мамины глаза»;

Валентина Толкунова «Поговори со мною, мама»;

Татьяна Петрова «Эх, матушка», «Баллада о матери»;

Людмила Зыкина «Оренбургский платок»;

Ада Якушева «Колыбельная»;

Анатолий Киселев «Мама»;

«Веселые ребята» - «Семейный альбом»;

Таким образом, мы убедились, насколько широко используется тема материнства в искусстве. Она является основой для создания шедевров композиторами, писателями, художниками, иконописцами. Тема материнства вдохновляет талантливых людей на создание произведений искусства.






Тема материнства в литературе
Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Одна из святых страниц в нашей литературе, дорогая и близкая любому не очерствевшему сердцу, – это произведения о матери.

Есть такая миссия на Земле, которая целиком принадлежит женщине: стоять у колыбели, бороться с любыми напастями, вводить маленького человека в мир и помогать делать ему первые шаги. Именно это вдохновляет писателей, поэтов на создание образа матери словом и звуками.
Ещё до появления письменности русский народ создал фольклор. Во всех жанрах устного народного творчества раскрывается тема материнства: сказки, колыбельные и обрядовые песни, пословицы и поговорки.
Современным людям остаётся лишь восхищаться мудростью и остроумием наших предков:
Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
Образ матери уже в устной народной поэзии приобрел пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорбленных и обиженных. Только мудрая женщина-мать знает: сохранить семейный очаг, вырастить детей в атмосфере любви и согласии можно, если в доме царят любовь, доброта и есть общее полезное дело.
Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты еще в русских народных сказках и народных песнях.
Н.А. Некрасов создал емкий и цельный тип крестьянской женщины-матери в своих стихах «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская», «Есть женщины в русских селеньях». Традиции Некрасова подхватили поэты Иван Суриков, Иван Никитин. А как восхитительно воспел женщину-мать Сергей Есенин! Его стихи «Письмо матери», «Ответ» проникнуты любовью и нежностью.
Прекрасные стихи о матери написаны Вероникой Тушновой «Мать», Михаилом Исаковским «Матери», Александром Твардовским «Матери», Андреем Дементьевым «Баллада о матери».

В творчестве русских поэтов и писателей несложно найти произведения, воспевающие мать. Сюда можно отнести автобиографические произведения А.М. Горького, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина
В книге «Учебник жизни» священник Артемий Владимиров пишет: «Мама... Именно это слово первым произносят младенческие уста. И немудрено. Ведь мать составляет с ребенком единый организм: не из рук, а от груди материнской мы питаемся первые месяцы нашей жизни, находясь в полной зависимости от родившей нас матери.
И никто, конечно, не сумеет пожалеть, а вместе с тем и пожурить нас так, как это делает мама. Выговаривая нам, она желает не обидеть нас, но исправить. Вот почему с возрастом даже мамины шлепки мы вспоминаем с благодарностью, ибо и гневается она на нас всегда с любовью».



По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери.



Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко»




В повести «Тарас Бульба» Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Большое внимание он уделил сыновьям Тараса, Остапу и Андрею. И совсем немного написал о их матери. В произведении мы впервые встречаемся с матерью, когда она встречает своих сыновей. «бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих». Среди сильных героев повести мы увидели слабую, маленькую женщину, которая любит своих детей и с уважением относится к своему мужу.





Пословицы о матери

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.

Птица рада весне, а младенец матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Материнское сердце в детках, а детское в камне.





Тема материнства в современной литературе
На основе рассказов И. Полянской «Мама» и Л. Петрушевской «Страна» мы выявим то, насколько мамы бывают разные, какое отношение к своим детям они могут проявлять.
Об авторах



Сопоставительный анализ
рассказов Ирины Полянской «Мама»
и Людмилы Петрушевской «Страна»

В.И.Даль в своём словаре так определил слово «мать»: МАТЬ-родительница, мама; мать родная. Дружески: всякая женщина в летах чествуется матерью. Посмотрим , как описываются образы матерей в рассказах:

В рассказе «Страна» уже в первом предложении заявлена характеристика героини: «тихая пьющая женщина»; «Она сама со следами былой красоты на лице» - это портрет, внешняя характеристика. Внутренняя характеристика, это, как правило, поступки. «Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром всё было под рукой» и «Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом всё опростилось, всё пошло само собой, потому что не всё ли равно девочке, чай ли пьёт мать, или лекарство.»
В рассказе Ирины Полянской совершенно другой образ матери. Обратите внимание на предложения «Когда она родилась и её впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла её на руки и вдруг встретилась с её взглядом, это было так удивительно, точно заиграла удивительная музыка» и «Я должна была бодрствовать и во имя всех поколений держать её жизнь в руке.»


"Мама"
"Страна"

Какова тема рассказа?

Материнство
Материнство

Как устроен мир? Что им правит?

Любовь, справедливость, единство поколений
Бессмысленность и жестокость

Каково место человека в этом мире?

В гармонии с миром, людьми, Богом, самим собой.
Одиночество




«Страна»
«Мама»

1.
Неслучайно много стилистически сниженной лексики, например: пьющая женщина, блондин ходил у ней в мужьях, мямлит, бежит в гастроном за очередной бутылкой, пьёт за столом или лёжа на тахте. Её функция – помочь читателю понять мир чувств и интересов старшей героини.
Много книжной лексики, есть слова высокой эмоциональной окраски: пучина отчаяния, крепила единство, темнота вибрировала под веками, заклинающим жестом простёрла руку. Этот лексический выбор говорит о том, что перед нами искренние, верящие в добро люди, умеющие сострадать.


2.
Частое употребление отрицательных местоимений, оборотов с частицами не и ни, отрицательных наречий: «как бы ни была пьяной», «как ни в чём не бывало», «никому не видимая», «пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи», «никто не знает», «не надо ничего», «никогда не просыпаться». Это говорит о пустоте жизни, существовании, ненужности, несчастье, отсутствии смысла жизни.
Обилие существительных собирательного характера, эмоционально окрашенных наречий, причастий, например: родные, поколение, единство, предки, восторженно, удивительно, посвятивший, ушедшие. Автор помогает нам осознать духовную суть героинь, их наполненную смыслом жизнь.


3.
Заглавие «Страна» символизирует одиночество человека в огромной стране, типичность сложившейся ситуации для нашего общества.
Заглавие «Мама» символизирует духовную связь поколений, ведь имеется в виду не мама, а бабушка заболевшей девочки, родственное единство близких людей.




Результаты анкетирования
Респондентами стали мои сверстники, учащиеся 7-11 класса. Из 36 опрошенных
девушек на вопрос «Планируете ли вы в
будущем стать матерью?»




Какие качества, на взгляд учащихся моей школы, должны быть присущи настоящей, «хорошей» матери.

Место
Какой должна быть мама?

1.
Любящей, доброй, заботливой, понимающей.

2.
Хвалить за достоинства, прощать недостатки.

3.
Непьющей и некурящей.

4.
Думать о своём ребёнке всегда.

5.
Не выделять одного ребёнка, а любить одинаково всех своих детей.

6.
Не говорить одно, а делать другое, воспитывать собственным примером.




Третьим вопросом анкеты был такой: «Как вы считаете, может ли не родная по крови женщина стать настоящей матерью для ребёнка?» Из 36 опрошенных учеников 100% ответили «Да, конечно».
Суть настоящего материнства это не только физиология, хотя, к сожалению, для некоторых женщин это так (вот откуда такое количество брошенных или несчастных детей). Это ещё и духовная ответственность за своего ребёнка, огромная любовь, самопожертвование, совместный рост матери и её дитя. Становясь матерью, женщина от многого отказывается, но приобретает гораздо большее - продолжение своей жизни и развитие жизни своего ребёнка.



Ассоциации со словом мама
Любимый человек, который всегда поймёт и поддержит. Учит нас жизни, наставляет на верный путь.
Человек, который дарит жизнь новым людям.
Это самое главное слово на Земле.
Родная, близкая, милая, нежная, единственная, любимая.
Наш защитник, который всегда готов подставить своё плечо.
Женщина, которая растит, воспитывает своих детей, помогает им устроить своё будущее.

Настоящая мать должна:
Думать о своём ребёнке;
Заботиться не на словах, а на деле;
Многое прощать;
Общаться со своим ребёнком всегда, даже если он этого не хочет;
Хвалить за достоинства, прощать недостатки;
Не выделять одного ребёнка, а любить одинаково всех своих детей;
Спрашивать вечером о том, как прошёл день;
Уметь радоваться, веселиться;
Не говорить одно, а делать другое;
Воспитывать собственным примером;
Не забывать своих детей ради того, чтобы быть хорошей для всех;
Не говорить, что «зря я тебя родила».

















Заключение

Итак, ход исследования подтвердил выдвинутую в его начале гипотезу. Те произведения искусства, с которыми я познакомилась во время исследования, доказывают актуальность темы материнства. Взаимоотношения героини рассказа Людмилы Петрушевской «Страна» со своей дочерью натолкнули на мысль, что иногда между женщиной и её приёмным ребёнком наблюдаются настоящее духовное единство.
Новизна полученных результатов заключается в том, что в рамках небольшого исследования мы постарались доказать, что тема материнства была и остаётся актуальной, начиная со Средневековья, с Древней Руси и заканчивая современностью, что нашло своё отражение в выдающихся шедеврах живописи, литературы, музыки.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит некоторый вклад в развитие истории литературы, рассматривая один из наиболее актуальных и присущих русской поэзии образов






















Использованная литература

Бутина И.С. Урок внеклассного чтения по рассказу Л. Петрушевской «Страна». www.festival. 1 september.ru.
Саложенкина Т.Б. Читательская конференция по рассказам И.Полянской «Мама» и Л.Петрушевской «Страна». // «Литература в школе», №3,2008г., с.42.
Сайт в сети Internet www.krugosvet.ru.
Черняева Е.В. Интервью с И. Полянской.// "Вопросы литературы" №11, 1987 г., с.114.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия 2007 года.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615



Людмила Петрушевская
Родилась в Москве в 1938 году. Окончила МГУ. Литературным творчеством начала заниматься после 25 лет. Петрушевская полагает, что задача писателя – честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей задуматься о себе, о своей нравственной, человеческой состоятельности.



Ирина Полянская
Родилась 22 февраля 1952 года в городе Касли Челябинской области. Окончила Ростовское театральное училище и Литинститут. В Литературном институте она занималась не только прозой, но и поэзией. Её первые произведения были опубликованы в середине 1980-х годов. Рассказ «Утюжок и мороженое» был удостоен премии Юрия Казакова за 2003 год. Полянская умела жестко и определенно говорить о страшном, строго судить своих героев.



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Рисунок 1