Конспект урока по русскому языку на тему Имя числительное (3 класс)


Тема урока: "Имя числительное".
Цель: 1. познакомить с именем числительным как частью речи.
2. Сформировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
3. Развивать умение обобщать, делать выводы.
4. Воспитывать творческие способности учащихся.
Задачи:
- формировать умение задавать вопросы к числительным; различать количественные и порядковые числительные, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи
Тип урока: изучение нового учебного материала.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование урока: карточки, ребусы
Ход урока.
I. Организация начала урока. Тренинг – настрой на урок.
1.Сколько тебе лет?
2.Какое сегодня число?
3.Который это ряд?
4.Сколько человек сегодня в классе?
II. Сообщение темы и целей урока.
Соберите слово: о, ч, с, и, л ( число)
Сегодня мы познакомимся с частью речи, которая называет числа.
III. Актуализация опорных знаний.
При ответе вы использовали имена числительные
- Как вы думаете, зачем они нам нужны?
Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!
IV.Вызов.
Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
1) Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина?
2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
3) Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?
4) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?
5) Сколько коробов можно наврать?
6) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?
7) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?
Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, три короба, два зайца, семь раз.
– На какой вопрос отвечают эти числительные?
– Что они обозначают?
Итак, что же такое имя числительное?
-Сформулируйте правило, какие имена числительные называются количественными, а какие порядковыми?
-Итак, числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, называются количественные.
-Числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счете, называются порядковые.
V.Осмысление.1.Восприятие и первичное осознание нового материала.Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду.
Придумайте вопросы для класса, чтобы в ответе на него было числительное.
– Сколько тебе лет?– В каком классе ты учишься?– Сколько учеников в нашем классе?– На каком этаже находится наш класс?
В каких из этих словосочетаний есть порядковые числительные? А в каких количественные?
Почему это числительное порядковое? Почему это числительное количественное?
Закрепление.
Игра « Какое слово спрятано?» внутри-три, подвал-два, столетник-сто, лет; удочка-дочка; бусы-усы; резкий ветер Моську загнал в подворотню – термос;
Игра « Замени цифры словами » ос3ё (острие) , 100л ( стол),пи100лет-пистолет, о5- опять, осе3на (осетрина),ви3на(витрина),за1ка ( заколка)
3. Минутка отдыха.- Ребята, а вы знаете, что числительные могут прятаться внутри слов?Игра. Разгадай ребусы . Отгадывание ребусов.

ФИЗМИНУТКА
Работа в группах.
1.(В своей работе учащиеся используют дополнительную литературу, которая лежит на столах: книги с загадками, пословицами, поговорками).
Каждой группе предстоит выполнить свое задание.
1 группе - Записать пословицы и поговорки, в которых употребляются числительные.
2 группе – Подобрать названия сказок, в которых встречаются имена числительные.
3 группе- В тексте найти слова со спрятавшимися числами и записать в виде ребусов.
VI. Рефлексия
Домашнее задание: Найти примеры использования числительных в русских народных сказках. Какие числительные в них используются чаще всего?