Технологическая карта урока по теме: Великая Отечественная война в цифрах и фактах .


МБОУ КСОШ №1
имени Героя Советского Союза Л.Д. Чурилова2014-2015 учебный год.
Технологическая карта урока
Учитель: Иванова Наталья Фёдоровна.
Предмет - математика
Класс - 5б
Тема урока: Великая Отечественная война в цифрах и фактах (приурочен к 5 декабря – начало контрнаступления Советских воск под Москвой).
Тип урока: урок патриотического воспитания.
Девиз урока- Скажи и я забуду! Покажи и я запомню! Вовлеки и я научусь.
Цель урока: воспитывать у учащихся патриотические качества, любовь к своей стране на примере подвигов во время Великой Отечественной войны; создание условий для развития познавательной активности.
Задачи урока:
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
Метапредметные: развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом
Предметные:развивать математическую речь; развивать умение складывать и вычитать обыкновенные дроби, сокращать их, используя основное свойство дроби.
Основные понятия: натуральные числа, обыкновенные дроби, сложение и вычитание дробей, нахождение части от числа, сравнение дробей.
Ресурсы урока: наглядный материал, доска, карточки для устного счета и рефлексии.

п/п Этапы урока Задачи этапа Вре-мя Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1 Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности
Актуализация знаний
(устная работа) Создать благоприятный
психологический
настрой на работу
4 мин - Приветствие, мобилизация
внимания детей, прочтение стиха
( приложение 1).
- Предлагает « просигналить» карточками о своем отношении к домашнему заданию (подготовить вопросы одноклассникам по теме:«Цифры и факты ВОВ);
- Вопрос классу: кто сможет объяснить правило сложения и вычитания дробей? - Включаются в деловой
ритм урока.
- Поднимают карточки разного цвета (зеленые «+»;красные «-»).
- Проговаривают правила сложения и вычитания дробей. - Личностные: самоопределение.
- Регулятивные: оценка.
2 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация опорных знаний и способов деятельности.
Мотивация учебной деятельности.
7
мин 1. Работа в парах. Организует устную работу (приложение 2).
2. Вопросы:- какое слово получили?
- Как вы думаете, что оно означает?
- Ребята, кто знает какой сегодня день?
- Нужно ли вспоминать о Великой Отечественной войне, о тех ужасах и страданиях, которые пережил наш народ? Работа в парах.
- Отвечают на вопросы (решают примеры устного счета),
- Записывают в тетрадях результат, заполняют таблицу.
Получают слово «РОДИНА». - Регулятивные: умение слушать друг друга, уточнять и дополнять.
- Коммуникативные: аргументация своего мнения.
- Познавательные: навык устных вычислений, умение применять знания для практических задач.
3 Целеполагание и мотивация. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. 5 мин - Своё отношение кдомашнему
заданию вы показали.
Проверим, как вы с ним справились?
- Предлагает задачу:
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Вы узнаете сколько дней продолжалась война, если найдете сумму ответов, которые вы получили при выполнении устного счета.
(приложение 3). -Задают вопросы классу по теме урока.
-Решают проблему
( ученик у доски).
- Регулятивные: умение слушать друг друга, уточнять и дополнять.
- Коммуникативные: аргументация своего мнения.
- Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в том числе с помощью компьютерных средств,навык вычислений, умение применять знания для практических задач.
4 Создание проблемной ситуации.
Открытие нового знания. 5 мин Вопросы: - о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Массовый героизм защитников города Москвы проявлялся не только на фронте, но и в тылу, где в цехах эвакуированных заводов, пенсионеры и дети ремонтировали вооружение и технику для фронта.
- Выполнив следующие вычисления, вы узнаете о некоторых фактах и событиях времён ВОВ. - Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.
- Дают ответы.
- Выполняют вычисления. (приложение 4). - Регулятивные: целеполагание.
- Коммуникативные: постановка вопросов.
- Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели,логические действия и операции над числами и дробями.
5 Первичное закрепление Выявление пробелов первичного осмысления изуч. материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самост. работы по новому материалу. 10 мин -Рассказ о блокадном пайке
хлеба,демонстрация кусочка
хлеба в 125 грамм (приложение 5).
-Самостоятельная работа по данным о составе блокадного хлеба
(приложение 6).
Физкультминутка (приложение 7).
Сообщает детям цифры и факты о Великой Отечественной войне (приложение 8).
- Работают в группах.Выполняют взаимопроверку.
-Формулируют вопросы на основе данных,
предложенныхучителем.
- По мере выполнения записывают решение на доске и в тетрадях.
- Заполняют пробелы в текстах. - Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
- Познавательные: умениеправильно выражать свои мысли, слышать, слушать и понимать партнера,выбор наиболее эффективных способов решения примеров, умениевыполнять совместную деятельность рефлексия способов действий.
- Коммуникативные:умение договариваться, вести дискуссию, оказывать поддержку друг другу.контроль, коррекция, оценка.
6 Первичный контроль Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков. 4 мин Работа в группах.
- Учащимся предлагается создать синквэйн( предложены слова:РОДИНА, ОТЧИЗНА,
ДОЛГ, ПАТРИОТИЗМ,
ВОИН, ХЛЕБ, ВОЙНА,
МИР…)
- Самостоятельная работа в группах
( в тетрадях).
- Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- Личностные: самоопределение.
7 Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. 4
мин - Во время Великой Отечественной войны погибло более 26 млн. советских граждан. Это составляет 2/5 от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?
- Отвечают на вопросы( способы решения задачи).
Решают задачу.
- Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.
8 Информация о домашнем задании.
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения дом.задания. 2
мин № 461, задачи по записи.
Получают домашнее задание
(приложение 9). - Коммуникативные: постановка вопросов.
- Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели,логические действия и операции над числами.
9 Рефлексия. Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми. 4
мин Итог урока:
- Отметьте то высказывание, которое больше всего подходит к вам, как вы усвоили материал урока.
- Задает вопросы:
- Что нового вы узнали сегодня из истории нашей Родины?
- Что на вас больше всего произвело впечатление?
- Какие цифры поразили
(приложение 10)?
- Спасибо за урок. - Отмечают в карточках
Сегодня на уроке:
Я повторил …
Я закрепил …
Я научился …
Я узнал …
- Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
- Познавательные: рефлексия.
- Личностные: осмысление, значимость решения учебных задач, увязка их с реальными жизненными целями и ситуациями, ориентирование в нравственных нормах, принятие жизненных ценностей, выработка своей жизненной позиции в отношении мира, самого себя и своего будущего.
Приложение 1.
Да, мы не помним той войны,
Её мы знаем лишь по датам.
………..
Да, мы не помним той войны,
Живём насущным, настоящим.
Но я уверен: мы должны
Не забывать тех, кто однажды
Не дал пропасть своей стране.
Тем сильным и великим людям,
Кто закалил сердца в огне,
Мы вечно благодарны будем…
Сергей Лёвин.
Приложение 2.

1) 3) 5)

2) 4)6)

Д Н Р И О А
Приложение 3


Приложение 4.
Выполнив следующие вычисления,
вы узнаете еще о некоторых фактах и событиях времен ВОВ. 
624 : 6 = 104 (удостоены звания дважды Героя Советского Союза) 
224:8=28 (героев Панфиловцев)
 423:3=141 (налет на Москву) 
163 х 4 = 652
(воздушные тревоги, прозвучавшие во время войны в городе Ленинграде) 
117:9=13 (городов Героев) 
Приложение 5.
Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы изучаете много произведений, где говорится, как голодали люди во время засухи, во время войны. Хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.
Задача.
Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг?
(125 г).
Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.
Задача.
Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба?
Приложение 6.
Муки в этом хлебе почти не было. Хлеб получался чёрного цвета и горьким на вкус. Это было  единственное питание ленинградцев.
Состав хлеба:
ржаная мука 61/100 кгльняной жмых 7/100 кготруби 9/100 кговсяная мука 8/100 кг соевая мука 6/100 кгсолодовая мука 4/100 кгпшеничная мука 5/100 кгНайдите,  какова была масса этого хлеба?
Приложение 7.
Физкультминутка для глаз: на доске «разбросаны» числа: 87; 49; 23;….. Ученики читают их в порядке возрастания (убывания).
Приложение 8.
Мы узнали только маленькую толику бед, которые выпали на плечи жителей Ленинграда. А если говорить вообще о стране… Давайте поработаем с текстом. Дети заполняют пропущенные числа под диктовку (в это время можно включить удары метронома).
ЦИФРЫ и ФАКТЫ ВОВ У детей на партах текст:
- Наша страна понесла огромные потери в той войне.________________ дней длилась Великая Отечественная война.
- Было разрушено и сожжено __________ городов и посёлков, свыше __________ сёл и деревень нашей Родины.
- Оставлено без крова 25 миллионов человек.
- Около __________миллионов жизней советских людей унесла война…
- Было разрушено 84 тыс. школ, 334 высших учебных заведений,___________фабрик и заводов, 98 000 колхозов.
- Музеев, клубов, институтов, школ и других организаций культуры около _______ .
Дороги, пройденные солдатом, измеряются тысячами километров…
- От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – ______________км.
- Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы__________ .
Учитель читает текст, проговаривая числа. Учащиеся вставляют на слух в пробелы многозначные числа. Получаем следующий результат: Наша страна понесла огромные потери в той войне.
1418 дней длилась Великая Отечественная война. Было разрушено и сожжено 1710 городов и посёлков,
свыше 70000 сёл и деревень нашей Родины.
Оставлено без крова 25 миллионов человек. Около 27 миллионов жизней советских людей унесла война…
Было разрушено 84000 школ, 334 высших учебных заведений, 32000 фабрик и заводов, 98 000 колхозов.
Музеев, клубов, институтов, школ и других организаций культуры около 127000.
Дороги, пройденные солдатом измеряются тысячами километров… От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1826км.
Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 51 год и 4 месяца.
Приложение 9.
Домашнее задание:
1).№ 461
2).От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней,
так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей.  Высота ступени 3/20 м,
ширина 7/20 м. Какова Высота Мамаева кургана?
3).Составить задачу по следующим данным и решить её:
Курская битва – величайшее событие второй мировой и Великой Отечественной войны.
В результате Курской битвы советские войска нанесли врагу такое поражение,
от которого фашистская Германия уже никогда не могла оправиться.
Всего с 19 ноября 1942 года по конец 1943 года фашистская Германия потеряла
на советско-германском фронте около 2,6 млн. человек, почти 50 тыс. орудий и минометов,
до 7 тыс. танков, более 14 тыс. боевых самолетов.
В одном из немецких комментариев говорилось:
“После Сталинграда мы узнали, что уже не сможем выиграть войну,
а после Курска убедились, что ее проиграли”.
Приложение 10.
Прочитать числа:
(числа записаны на доске, ученики по очереди читают числа - учитель озвучивает значение данных чисел)
11 944 100 (погибло всего)
6 885 000 (на полях сражений)
4 559 000 (в плену и без вести пропавших)
13 7000 (из мирного населения)
26 600 000 (общая сложность потерь граждан Советского Союза за время ВОВ)
1 710 (разрушено городов)
70 000 (деревень)
32 000 (фабрик и заводов)
98 000 (колхозов)