Конспект урока литературы Сказка Царевна-лягушка


ТЕМА : Сказка «Царевна-лягушка». Особенности сказочного мира.
Цель:
- знакомство с особенностями фантастического мира сказок, с взаимодействием реального и фантастического в ней;
- развитие навыков анализа сказочного произведения, выразительного чтения;
- воспитание интереса к чтению сказок.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация
1) Защита иллюстраций к сказке.
2) Обсуждение подобранных учащимися эпитетов (домашнее задание).
3) Работа в парах : Вспомните и запишите сказочные формулы.
Долго ли коротко,__________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Формирование новых понятий и способов действия.
1) Композиция волшебной сказки. Составление таблицы.
- Сказка вообще такой жанр, в котором за внешней простотой скрывается сложный и многообразный мир человеческих отношений. Да и построение сказки совсем не просто.
- Кто из вас знает, как называется строение литературного или фольклорного произведения? (Композиция.)
- Сегодня я хочу поговорить с вами о композиции волшебной сказки. И первый элемент ее композиции называется завязка.
Завязка. Действие в сказке начинается не сразу. Сначала должно произойти какое-то событие, нарушающее обычную, спокойную жизнь героев. Таким событием часто является отлучка старших из дома: родители уходят на работу в поле, уезжают на ярмарку; купец уезжает в дальние страны торговать; князь - на охоту; царь - на войну. В любом случае семья остается без защитника. Беззащитность героев - главное условие возможного появления врага, похитителя, обидчика.
Чтобы предотвратить возможную опасность, старшие всегда сопровождают отъезд различными запретами. Запрет всегда нарушается, и тогда случается какое-нибудь несчастье: непослушных царевен, вышедших в сад погулять, уносит змей; непослушных детей, ушедших к пруду, околдовывает ведьма и т.д. Нарушение запрета и беда, неотвратимо следующая за ним, определяют завязку - начало основного действия.
Беда, как правило, связана с похищением. Часто в сказках похитителем оказывается змей, Кощей, словом, нечистая сила. Главный герой отправляется на поиски похищенных, находит обидчика, вступает в поединок и обязательно одерживает победу. Обычно к концу сказки беда обращается во благо. Похищенная царевна благополучно возвращается со своим спасителем, дети невредимыми возвращаются к своим родителям. И во всех случаях герой-спаситель получает награду или получает ее тот, кто спасает себя сам, побеждая обидчика (изгнанная падчерица возвращается с богатыми дарами, а мачеха наказывается и т.д.).
Вернемся к началу сказки. Отправляясь вызволять похищенного, герой собирается в дальний
путь, в чужой враждебный мир, где живет враг. И такой путь всегда начинается с особой подготовки к дороге, «снаряжения». Сам путь никогда не обрисован подробно: «Ехал долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли». О длительности и трудности пути мы судим по тем вещам, которые герой должен взять с собой. Улетающий Финист говорит девушке: «Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня». Обувь, посох, хлеб - то, с чем герой выходит в дорогу. Смена вещей (три), их особые качества (железный, каменный, чугунный) подчеркивают длительность и трудность пути.
Остановка в пути необходима герою для того, чтобы получить волшебное средство (предмет), волшебного помощника. Как правило, для этого вводится новый герой - даритель. Часто дарителем становится яга, иногда животное. По пути в тридевятое царство герой обязательно проходит лес, где непременно встречает дарителя. Лес всегда описывается как дремучий, темный, таинственный. То, что этот лес необычен, видно по его обитателям, по избушке, которую неожиданно видит перед собою герой. Избушка на курьих ножках должна подчиниться приказаниям героя: «Стань к лесу задом, ко мне передом». Почему нужно избушку повернуть? Почему нельзя просто войти? Сказочная избушка - невидимая граница, переступив которую, герой попадает в иной мир, получает волшебную силу. Но важно «правильно» войти. Тот, кто «неправильно» входит, не может потом выйти, вернуться назад. Способность управлять избушкой подтверждает качество настоящего героя. Иногда избушка поставлена на краю «своего» мира: «за той степью - дремучий лес, а у самого леса стоит избушка»; «стоит избушка - а дальше никакого хода нету - одна тьма кромешная». Избушка, - граница между миром живых и мертвых.
Часто встречаются в сказках животные-дарители. Это животные, которым герой спас жизнь. Заблудившись в лесу, мучимый голодом, герой уже готов убить животное, но, слыша мольбу о пощаде и обещание помощи («я тебе пригожусь»), проявляет милосердие и таким образом оказывается спасителем. Благодарные животные либо сами помогают герою в трудный момент, либо выполняют его желание, либо одаривают его волшебным предметом.
У предметов в сказках та же роль, что и у помощников. Число волшебных предметов необычайно велико. Тут различные предметы одежды (шапка, рубашка, сапоги, пояс), орудия и оружие (меч, дубина, кнут), всякого рода сумки, мешки, кошельки, сосуды, музыкальные инструменты (свистки, рожки, гусли), бытовые предметы (огниво, полотенца, ковры, скатерти, клубочки, зеркала). Главное во всех этих предметах - волшебная сила, которой они обладают, помогая герою достичь цели.
После того, как герой получает волшебного помощника или волшебный предмет, он быстро находит похитителя и вступает с ним в борьбу. Самым грозным противником в волшебной сказке оказывается змей или Кощей. Как и Кощей Бессмертный, змей в сказке прежде всего похититель героини (дочери, матери, невесты, жены). Иногда его помощником может быть птица, вихрь. Они похищают и приносят жертву в логово змея или Кощея.
Между героем и змеем, Кощеем часто существует таинственная связь. Они будто заранее знают о существовании героя, знают, что погибнут от руки именно этого героя. Так, змей говорит: «Во всем свете нет мне другого соперника, кроме Ивана-царевича, да он еще молод, даже ворон костей его сюда не донесет».
Мы знаем, что в сказках бой - центральный, высший и самый напряженный момент действия. Но в сказке мы не встретим его подробного и длительного описания. Смерть Кощея находится где-то вне его, поэтому герой сначала добывает «смерть», узнав о ее местонахождении от волшебных помощников, а затем уже является на поединок.
Сказка всегда заканчивается вознаграждением героя. Наградой становится само волшебное изменение героя - Иван-дурак превращается в Ивана- царевича, поскольку часто в сказке похищенной оказывается царская дочь. Тогда после победы герой женится на ней, получает полцарства в награду и становится царем. Воцарение героя - непременный финал волшебной сказки.
Композиция сказки Примеры из текста сказки
1. Зачин В некотором царстве, в некотором государстве...
2. Завязка Пустил стрелу Иван-царевич - полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла её лягушка- квакушка.
3. Трудные задачи и их исполнение Испечь к утру каравай хлеба.
Выткать ковер.
Приехать к царю на пир.
4. Испытания Две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал.
5. Волшебные помощники Старичок, волшебный клубочек, медведь, заяц, селезень, щука.
6. Победа и возвращение героя Отломил кончик иглы - и тут же Кощей умер
2) Составление композиционной схемы волшебной сказки.
Кульминация
155765513335Развитие
Действие
00Развитие
Действие

Зачин Завязка Развязка Концовка
действия действия3) Смоделируйте мир сказки, соотнесите «свой» и «чужой» мир.
Подземный мир - зеркальное отражение земного; хранительница входа - Баба Яга; хозяин чужого мира - Кощей Бессмертный.
Кощей - змей — туча, демон зимы, окостеневший от холода. Золотое яйцо - символ солнца; игла - молния.
4. Применение. Формирование умений и навыков
1) Беседа
- За что разгневался Кощей на Василису Премудрую и приказал ей три года лягушкой быть?
- Как снарядился Иван-царевич на поиски жены? Что он взял с собою, что надел?
- Кто помогал Ивану-царевичу?
- Старый старичок, его клубочек и животные - это волшебные помощники. В каких сказках вы еще встречали волшебных помощников? Какие они бывают?
2) Выразительное чтение.
Прочитать по ролям рассказ о трудном пути Ивана-царевича (от слов: «Катится клубочек по высоким горам...» - до конца сказки,).- Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича?
Царевич проявил нетерпение и раньше времени, без разрешения своей жены, спалил лягушачью кожу, потому что ему было очень досадно слышать насмешки братьев. Он думал о себе, а не о причинах, которые заставши Василису Премудрую носить эту кожу. За то, что он проявил нетерпение, он должен был долго скитаться, износить две пары железных сапог, изглодать два железных хлеба, терпеть холод и голод, чтобы научиться думать не только о себе, но и об окружающих, жалеть и понимать их.
- Чему научила Ивана-царевича встреча с Бабой-ягой? Как удалось ему победить Кощея Бессмертного?
- Как народ в сказках выражает свои сокровенные желания? Почему в сказках добро торжествует над злом?
3) Работа над словом. Слово учителя
- При чтении сказки мы замечали, что некоторые явления и события повторяются три раза. Число три в древности считали волшебным, магическим числом, поэтому в сказках часто бывает три брата, события повторяются трижды и т. д.
- Какие троекратные повторения действий или явлений мы встретили в сказке «Царевна-лягушка»?
- Вы уже заметили, что сказочное повествование - особенное. Мы с вами видели ритмичность сказки. Еще одна особенность сказочной речи - это повторы (не путать с повторениями!): если мы читаем жили, значит, следующее слово будет были; если в сказке есть путь, то это обязательно путь-дорожка. Приведите примеры таких повторов.
Повторы: жил-был; лягушка-квакушка; подумал-подумал; царство- государство; костями-огрызками (осыпали); искала, искала; хитрей-мудрей; шел-шел; лежит-издыхает; щука-рыба; найти-разыскать.
Словарная работа.
Эпитет - это художественное определение предмета, образное слово, определяющее какое-то свойство предмета или явления.
Постоянный эпитет - в фольклоре часто используются постоянные (окаменевшие) эпитеты, переходящие из одного произведения в другое.
- Какие еще постоянные эпитеты вы встречали в сказках? (Серый волк, чистое поле, дремучий лес.)
- Найдите и назовите (выпишите) постоянные эпитеты из сказки «Царевна- лягушка».
Постоянные эпитеты: тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, звери рыскучие, красная девица, солнце ясное, столы дубовые, скатерти узорчатые, белые лебеди, высокие горы, дремучие леса, темные леса, зеленые луга, топкие болота, чистое поле, острая стрела, синее море, добрый молодец, красное солнце.Формулы волшебных сказок. В «Царевне-лягушке» много слов и выражений, которые встречаются именно в русских народных сказках: диву дался, узорами мудреными, ни в сказке сказать, ни пером описать. Благодаря этим выражениям сказка становится особенно красивой.
5. Этап информации о домашнем задании
1. Выпишите из сказки слова и выражения, которые встречаются в русских народных сказках.
2. Художественный пересказ эпизода сказки.
3. Чтение статьи учебника6. Этап рефлексии