Конспект занятия «Русская народная сказка «Царевна — лягушка»: послушание и своеволие»

Дробышева Светлана Степановна,
педагог МАОУ Дом детского творчества «Дар»,
г. Кунгур, Пермский край

Занятие 2 - 3
(кружок «Истоки»; 1 – ый год обучения; 5 класс).

Тема: Русская народная сказка «Царевна – лягушка». Послушание и своеволие.
Задачи:
показать, что в жизни русские люди стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу «за добро добром и платят»;
подвести к выводу, что послушание выражается в исполнении повеления, а своеволие в самоуправстве; что тепло и уют в доме создается женой, которая должна уметь делать все: и хлеб испечь, и пирогами порадовать, и обнову к празднику сшить, и в танце себя показать;
воспитывать уважительное и бережное отношение детей к родителям.

Оборудование: комплекты книг «Лягушка – царевна», фильм, тетради для занятий в кружке, записи на доске.

Ход занятия.
Орг. момент.
Педагог: Ребята, посмотрите внимательно: кто к нам в гости пришел? Правильно, Иванушка.
Иванушка: Ой, ребята, как хорошо, что вы меня узнали. Мне не терпится сообщить вам радостное известие.
Педагог: Иванушка, можно мы с ребятами дадим тебе совет? Ребята! Что забыл сделать Иванушка? (Поздороваться).
Микрообобщение: Посмотри, Иванушка, как правильно ответили дети. Действительно, когда заходишь в помещение, необходимо здороваться с присутствующими там людьми.
Иванушка: Извините меня, пожалуйста! Я очень волнуюсь. Разрешите мне посмотреть рисунки ваших теремов, которые вы разукрасили дома (рассматривает рисунки). Ах, какие красивые у вас терема! В моем государстве точно такие же терема. Я живу в одном из таких теремов.
II. Подготовка к восприятию текста русской народной сказки «Царевна – лягушка».
Педагог: Ребята, Иванушка, как мы уже говорили, это один из героев русских народных сказок. Давайте вспомним, что значит русская народная сказка? Молодцы! Правильно, сказки эти сочинил народ.
Иванушка: Этого не может быть. Ведь не может весь русский народ собраться вместе и сочинять сказки. Даже мой большой дворец не сможет вместить такое количество народа.
Педагог: Иванушка, ты прав! Не весь русский народ принимает участие в создании сказок. Ребята, может быть, вы поможете Иванушке, расскажите, как рождались русские народные сказки.
Ученик: В народе были люди, которые сочиняли сказки очень быстро. Затем кто - то из слушателей рассказывал эту сказку своим знакомым. Он мог уже что – то добавить свое. А кто – то из этих слушателей рассказывал другим слушателям, тоже может быть, что – то добавляя. Сказки передавались из уст в уста, часто немного дополнялись и изменялись. Так и рождались эти сказки. В настоящее время можно встретить несколько вариантов одной и той же сказки.
Иванушка: Я очень рад, что попал к добрым людям. Но я ведь не знаю, какой я герой? Вдруг я не добрый герой, а злой А вы будете мне помогать!
Педагог: В этом тебе помогут ребята! Давайте вспомним сказки, в которых герой – Иванушка. (Дети отвечают).
Микрообобщение: Вот видишь, Иванушка, в сказках ты добрый герой; может быть, не обязательно послушным, но в сказках ты показан добрым и всегда приходишь на помощь людям.
Народ сочинял сказки, рассказывал в них о своей жизни и о том мире, который его окружал, а значит и о мире, в котором ты жил. Скажи, каким радостным известием ты хотел с нами поделиться?
Иванушка: Я хотел сказать, что у меня был батюшка и два брата. Только я не помню, в какой это сказке было?
Педагог: А в этом тебе помогут дети. Ребята, отгадайте сказку, которую мы будем сегодня читать.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял ее кто - то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Правильно, это русская народная сказка «Царевна – лягушка», а ты главный герой этой сказки.
III. Работа по русской народной сказке «Царевна – лягушка».
Чтение отрывка из сказки педагогом («В старые годы у одного царя было три сына .. Закручинился Иван – царевич. Делать нечего, взял лягушку и принес домой»).
Педагог: Как Иван – царевич нашел свою суженую? Правильно, стрела ему указала. Нарисуйте стрелу, которая еще летит или уже прилетела к лягушке
(показать выборочно рисунки учащихся).
- А почему Иван – царевич лягушку в жены – то взял? Правильно, ребята, ведь отец сказал: «Куда стрела упадет, там ваша суженая». Не посмели дети ослушаться своего отца. Вот и Иванушка не посмел перечить своему отцу. В этом и выражалось его послушание.
Ведь послушание – это самое главное почитание своих родителей.
Что значит – иметь послушание? (ответы учащихся).
Микрообобщение: иметь послушание – значит не только исполнять волю родителей, но исполнять ее охотно, безо всяких возражений. Не надо добиваться, чтобы родители повторяли свою просьбу несколько раз, чтобы вас долго уговаривали. Ведь, непослушание – это препирательство с родителями, это долгие уговоры вас родителями. Быть послушным – это значит: подчинить свою волю воле другого человека и исполнять свой долг с любовью. Если почтение к родителям соединить с искренней любовью, тогда вы на верном пути к искреннему послушанию.
Чтение отрывка сказки хорошо подготовленным учеником (Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, среднего – на купеческой, а несчастного Ивана – царевича на лягушке .. Дошла очередь до Ивана – царевича. Принял от него царь каравай и сказал: - Вот этот хлеб только в большие праздники есть).
Педагог: Почему первое задание было – испечь хлеб? (ответы детей). Вспомните пословицу, которую можно отнести к этому заданию? Правильно: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
- В тетрадях нарисуйте каравай хлеба, разукрасьте его так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса?
Просмотр отрывка из фильма - сказки «Царевна – лягушка» (И тут царь дал сыновьям новый приказ Принял у Ивана – царевича, взглянул и сказал: - А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!»).
Педагог: Какое второе задание дал царь невесткам? Легко ли своими руками соткать ковер? (ответы детей). Почему так важно, чтобы жена была рукодельницей? (ответы детей).
Микрообобщение: От жены в те далекие времена зависело очень многое. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее. В настоящее время узор на одежде используется только для украшения. А раньше по костюму, по вышивке на одежде можно было многое рассказать о человеке: откуда он родом, возраст человека и многое другое. К элементам вышивки относились очень серьезно. Женщина должна была знать секреты вышивки. Ведь определенный орнамент вышивки на одежде оберегает человека от злых сил.
- Прочитайте пословицу: «Красна пава перьем, а жена уменьем». Как вы понимаете ее? Кто такая пава?
- Прочитайте, как описана райская красота работы Василисы Премудрой?
- Раскрасьте ковер, который есть в ваших тетрадях.
Чтение отрывка сказки хорошо подготовленным учеником («И тут же отдал царь новый приказ .. А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди»).
- Посмотрите на рисунок царевны в танце. Прочитайте слова, которые написаны внизу: «А сама – то величава, выступает будто пава». Как понимаете эти слова?
- Догадались, почему третье испытание для невесток – танец?
Микрообобщение: В народе говорят, что в танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и скромность.
- Прочитайте, как танцевали жены старших царевичей.
- О чем говорит этот танец? (об их глупости и завистливости).
- Что можно посоветовать людям, которые бездумно копируют поведение и поступки других людей? (ответы учащихся).
Микрообобщение: в каждом поступке человека должен быть смысл, который ему близок и понятен, а порой, чтобы как – то выделиться и удивить окружающих, человек совершает глупые и необдуманные поступки и его поведение становится смешным.
- Расскажите, зачем Иван – царевич спалил лягушечью кожу?
- О ком думал Иван, сжигая лягушечью кожу: о себе или о жене?
Микрообобщение: о царевне – лягушке в тот момент Иван – царевич и не думал. А ведь могло случиться так, что лишившись кожи, она могла умереть. Ведь позднее Иван – царевич пожалел о том, что совершил необдуманный поступок.
- Расскажите о встрече Ивана – царевича со старичком.
- Какие важные слова сказал старичок царевичу?
- За что Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку?
- Нарисуйте клубочек, за которым пошел Иван – царевич?
- Расскажите о встрече Ивана – царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.
- Почему Иван – царевич не тронул этих животных?
- Расскажите о встрече с Бабой – Ягой.
Иванушка: Вот мне непонятно, кто такая Баба – Яга? В моей сказке ее не было! Почему она решила помочь Ивану – царевичу? Ведь она могла его съесть?
Ученик: (сообщение ученика о Бабе – Яге).
Педагог: Иванушка, Баба – Яга подчиняется Законам тридесятого царства. Ведь войти в это царство можно только через ее избушку. Баба – Яга охраняет это царство от непрошенных гостей. Только она решает, кто из гостей может туда пройти.
Иванушка: А это чей домик? Как она может повернуться к лесу задом, а к герою передом?
Педагог: Действительно, в этом домике живет Баба – Яга.
- Ребята, а вы догадались, как избушка может повернуться? Правильно, ведь она стоит на курьих ножках.
- Давайте подумаем, что здесь происходит. Почему необходимо избушку повернуть? Почему ее нельзя обойти и войти с другой стороны?
- Правильно. Очевидно, избушка стоит на какой – то видимой или невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Ведь избушка открытой стороной стоит к тридесятому царству, а закрытой к царству Ивана – царевича. Поэтому Иван – царевич не может обойти избушку, не повернув ее. Я думаю, что избушка – это сторожевая застава. За эту заставу можно попасть, пройдя испытания. Первое испытание Иван – царевич выдержал, он знал заветные слова.
Иванушка: У меня сложилось такое впечатление, что Баба – Яга проверяет, каким образом человек может проникнуть в ее царство: честным или хитростью.
Педагог: Ты правильно, Иванушка, думаешь. Ведь не все герои находят дорогу в тридесятое царство. Туда могут попасть только добрые, терпеливые, послушные люди. Мало попасть в это царство, надо оттуда еще и вернуться.
Долго Иван – царевич по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришел к Кощееву дубу. На самой вершине дуба – кованый ларец.
- Ребята, как вы думаете, этот дуб воплощение добра или зла?
- Сможет ли Иван – царевич один одолеть это зло?
- Расскажите, кто помог Ивану – царевичу одолеть это зло?
Педагог: Вот вошел Иван – царевич в Кощеевы палаты. Вышла к нему Василиса – Премудрая и говорит:
- Ну, Иван – царевич, сумел ты меня найти – разыскать теперь твоя весь век буду.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.
- Почему Иван – царевич справился с такой трудной задачей – сумел спасти Василису – Премудрую?
- Правильно, ему помогали звери, они были его помощниками. А почему звери помогали ему?
Иванушка: Я думаю, что сказки рассказываются не только для того, чтобы развлечь слушателя, а для того, чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступках. В сказках собрана народная мудрость.
Педагог: Молодец, Иванушка! Давайте вместе подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки?
- Вспомните, с чего начались беды Ивана – царевича? Он сжег лягушечью кожу.
- Как поступил Иван – царевич? (Самовольно). Действительно, беды Ивана – царевича начались с самоволия.
- Какие мудрые слова сказал ему старичок? (Ах, Иван – царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе и снимать было).
- Какую мудрую мысль хотел донести до нас народ словами этого старичка? (Нельзя своевольно вмешиваться в чужую судьбу и самовольно решать что – то за чужого человека. Решая какой – то вопрос нельзя думать только о себе).
- А когда Иван – царевич животным помогал, он о себе думал? Конечно, нет. Он думал о животных, пожалел их, так как он был добрым человеком.
- Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Ведь добро, сотворенное нами, никогда не пропадет, оно к нам и вернется. Есть даже такая пословица: «За добро добром и платят».
IV. Вывод по сказке «Царевна – лягушка».
Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей зверюшек, некому было бы ему помочь, чтобы победить Кощея Бессмертного, вернуть Василису Премудрую и вернуть домой, потому что возвращаются обратно те, кто в неведомом мире действует по законам добра и любви, и именно Иван – царевич, пройдя испытания в тридесятом царстве, возвращается домой вместе с женой.

15