ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА.
М.Н.Маринцева,
преподаватель физики ГБПОУ
«Самарский техникум промышленных технологий»,
заслуженный учитель РФ
Одним из основных направлений своей деятельности я считаю использование информационно – коммуникационных технологий.
Почему это стало для меня приоритетным?
Во-первых, это стремление удовлетворить потребность студентов в использовании знаний физики в предстоящей производственной деятельности и для поддержания своей конкурентоспособности.
Во-вторых, считаю, что преподаватель выполняет государственный заказ – нам нужны специалисты, способные к самореализации и саморазвитию в полученной специальности среднего профессионального образования технического профиля, что невозможно без глубоких знаний в области физики. В-третьих – это моя личная позиция, потребность постоянной работы над собой, личная мотивация на повышение профессиональной компетенции.
Мой идеал выпускника – профессионально определившаяся, инициативная, самостоятельная, способная к дальнейшему самообучению и саморазвитию личность, готовая к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На формирование именно такой личности направлено, на мой взгляд, применение информационно - коммуникационных технологий.
Моя роль как преподавателя физики заключается в том, чтобы создать условия для всестороннего развития способностей, возможностей каждого студента, оказать помощь в развитии его личностного потенциала. Именно поэтому информационно - коммуникационные технологии являются для меня ведущими.
Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационно - коммуникационных технологий занимает одно из ведущих мест. С их помощью можно решать множество дидактических, организационных и методических проблем, разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного учебного оборудования выполнить невозможно, повысить уровень усвоения учебного материала. Компьютер – самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель.
Цели использования информационно - коммуникативных технологий на уроке:
• сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
•  приблизить урок к мировосприятию современного ребенка;
•   установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
• помочь учителю в:
а) проверке знаний, умений и навыков;
б) организации закрепления полученных на уроке знаний;
в) экономии времени;
г) придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера;
д) возможности эмоционально и образно подать материал.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения современных ИКТ, которые открывают поистине необозримые возможности для решения широкого круга задач. Это могут быть следующие направления: мультимедийные сценарии уроков; использование готовых программных продуктов; применение компьютерных тренажеров; компьютерные демонстрации; лабораторно-компьютерные практикумы; компьютерное моделирование; выполнение виртуальных лабораторных работ. В современном процессе обучения информационные технологии являются незаменимым помощником учителя, с помощью которого можно насытить уроки физики богатейшим иллюстративным материалом – использовать графические иллюстрации, интерактивные анимации и физические видео эксперименты. Все это повышает уровень усвоения учебного материала и влияет на качество знаний.
Так, на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:
создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом; максимально целесообразно располагать материал;
обеспечивать основной материал дополнительной информацией;
подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей группы и отдельных студентов.
На этапе проведения уроков компьютер позволяет:
экономить время;
красочно оформлять материал;
повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;
оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;
индивидуализировать обучение;
концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;
в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу.
Одним из основных методов при преподавании физики является лабораторный метод. Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспериментов и исследований обучающимися. При использовании информационных технологий от студентов требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями.
Компьютерные технологии, использующиеся при проведении лабораторных работ, выполняет две функции:
1.Проведение компьютерных лабораторных работ.
2.Обработка результатов с использованием бланков лабораторных работ. Одним направлением в использовании ИКТ в учебном процессе является и создание мультимедийных проектов, направленных на развитие познавательной самостоятельности обучащихся.
Примеры практического применения информационно - коммуникационных технологий в преподавании дисциплины физика представлены в следующей таблице:
Стадия приме-нения Содержание деятельности Практическое применение
Приме-нение ИКТ на этапе подго-товки к уроку. 1.Cоздание компьютерных моделей конспекта урока, темы, курса в целом.

2.Четкое cтруктурирование содержания лекции (визуальное выделение опорных понятий, деление материала на блоки в электронных образовательных ресурсах).
Слайд №11 из презентации к уроку

3.Обеспечение основного материала дополнительной информацией Урок №52(СПО) Урок№67(НПО)
Тема урока: Поверхностное натяжение и смачивание.
1.Ю.А.Гагарин(9 марта – день рождения), впервые находясь в состоянии невесомости, писал: «…Невесомость — это явление для всех нас, жителей Земли, несколько странное. Но организм быстро приспосабливается к нему, испытывая исключительную легкость во всём. Что произошло со мной в это время? Я оторвался от кресла, повис между потолком и полом кабины. Переход к этому состоянию произошел очень плавно. Когда стало исчезать влияние гравитации, я почувствовал себя превосходно. Все вдруг стало делать легче. И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Они ничего не весили. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакрепленные предметы тоже парят, и наблюдаешь их, словно во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот… А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке». 
Приме-нение ИКТ при проведении уроков 1.ИКТ как ресурс контроля знаний студентов
1.Упражнения по образцу, включенные в электронные образовательные ресурсы (плакаты, таблицы, тесты - задания с выбором ответа)
1.1.Тестирование - как блиц – опрос по теме
предыдущего урока.
Фронтальный тест через компьютер.
1.2. Тестирование – как форма промежуточного контроля.
2.ИКТ при проведении лабораторных работ
1.Проведение компьютерных лабораторных работ:
Лабораторная работа №3
Определение коэффициента поверхностного натяжения воды irmest.narod.ru/zflash/flafiz06.htm
2.Обработка результатов с использованием бланков лабораторных работ.
3.ИКТ при проведении фронтального эксперимента
Описание опытов проецируется через проектор
4.ИКТ в рамках образовательного процесса Урок физики на тему: «Практикум по решению задач по теме: Законы динамики»
Определите ускорение тела массой 350 кг, движущегося под действием силы 250 Н, если коэффициент сопротивления составляет 0,05.
5. Использование ИКТ в проектной методике. (создание мультиме-дийных презентаций студентами)

6. Использование ИКТ для углубления знаний по отдельным вопросам теории и практики предмета  
Доклады студентов и их последующее обсуждение, обмен мнениями по проблемам, вынесенным на урок
(с использованием мультимедийных презентаций, иллюстрирующих и структурирующих учебный материал)
7.ИКТ как средство повышения мотивации к изучению предмета. Знакомство с дополнительной информацией, включенной в цифровой ресурс. Тема урока: Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей.
Студентам предлагается изучить основной и дополнительный материалы по данной теме на основе следующей схемы:

Особая роль применения информационно – коммуникационных технологий отводится при проведении физического эксперимента и лабораторных работ. Лабораторные работы, демонстрационные опыты, физические практикумы, индивидуальные эксперименты позволяют эффективно организовать самостоятельную деятельность обучающихся, способствуют приобретению умений применять знания на практике. Студент из объекта становится субъектом учебной деятельности, формируется его самостоятельная познавательная активность, повышается мотивация к обучению, что подтверждается высокой результативностью:
- количество студентов, успешно выполняющих виртуальные лабораторные работы выросло на 6,5%;
- количество студентов, с интересом занимающихся проектной деятельностью с использованием ИКТ выросло на 3%.
Решение задач по физике в интерактивном режиме повышает эффективность подготовки к ЕГЭ. Использование программ, моделирующих физические явления («Живая физика»), позволяет рассматривать широкий спектр задач исследовательского, конструкторского плана.
Студенты раскрывают свои способности и через участие в научно-исследовательской деятельности. Мои студенты неоднократно становились лауреатами научно-практических конференций в техникуме и за его пределами.
Растет интерес и к проектной деятельности: количество студентов, занимающихся этим видом учебной деятельности, за последние 5 лет удвоилось. Тематика проектов актуальна: «Экологические аспекты физики»; «Экономия энергии» и др.
В современном процессе обучения информационные технологии являются незаменимым помощником учителя, с помощью которого можно насытить уроки физики богатейшим иллюстративным материалом – использовать графические иллюстрации, интерактивные анимации и физические видео эксперименты. Все это повышает уровень усвоения учебного материала и влияет на качество знаний.
Вывод:
Информационно - коммуникационные технологии позволяют мне:
Определять четкую и рациональную систему требований к знаниям и умениям.
Использовать различные формы и методы организации учебной деятельности.
Создавать атмосферу заинтересованности не только в индивидуальном результате, но и в коллективном успехе.
Актуализировать нравственные проблемы в сфере науки и техники.
Анализ выполнения заданий с использованием информационно - коммуникационных технологий за последние три года:
Период Количество студентов Количество студентов, выполнивших задания Из них выполнили задания на оценку
5 4 3
2009/2010 учебный год 75 чел. 81% 16% 75% 9%
2010/2011 учебный год 100 чел. 88% 22% 70% 8%
2011/2012 учебный год 120 чел. 92% 25% 69% 6%