«Музыка в театре, в кино, на телевидении».

Конспект учебного занятия по музыке (ФГОС)
Санатина О.А.
Класс: 5
Авторы и название учебной программы: «Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д Критская.
Название учебного занятия: «Музыка в театре, в кино, на телевидении».
Педагогическая идея урока: «Эмоциональное воздействие музыки возрастает в ее огромной степени при ее совпадении со зрительным восприятием».
Цель учебного занятия: Показать многофункциональное значение музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме.
Задачи: 
направленные на достижения личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
развитие вокально-хоровых навыков;
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
направленные на достижения метапредметных результатов:
освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
направленные на достижения предметных результатов:
знание жанров музыки (опера, балет);
осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.
Тип учебного занятия: урок получения новых знаний.
Вид учебного занятия: Фронтальная, в группах.
Оборудование: АРМ учителя, телевизор, DVD, музыкальный центр.
УМК: учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (стр.64 – 67), сборники песен и хоров, фонохрестоматия.
Этапы учебного занятия:
Название этапа
Ведущая деятельность учителя
Ведущая деятельность учащихся

1.Организационный
(этап мотивации).
Музыкальное приветствие.
Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место.
Музыкальное приветствие.
Выполняют требование учителя

2. Актуализация опорных знаний и умений.
- Знакома вам эта музыка?
(«Утро» Э.Григ).
- Сюита  «Пер Гюнт» была написана к драматическому спектаклю.
Работа с учебником (стр. 64).
Слушают музыку, называют произведение, имя композитора;
знакомятся с материалом учебника, отвечают на вопросы учителя.

3.Постановка учебной проблемы.
Презентация:
- слайд 1.
- просмотр и обсуждение видеофрагментов «Музыка в кино»
Определяют тему урока под руководством учителя и планируют свою деятельность.
Знакомятся с видеофрагментами, сравнивают предлагаемые образы.

4.Формулирование  учебной проблемы, планирование действий.
Организация дидактической игры «Музыкальная кинопанорама»:
- класс делится на группы, получает задание 1 (вспомнить как можно больше мелодий и песен из фильмов).
- музыкальное попурри из песен.
Проблемный вопрос:
- Какое значение имеет музыка в кино?
(может иллюстрировать действие, играть одну из главных ролей, раскрывая содержание кинофильма; подчёркивать эмоциональное состояние, настроение героев и т.п.)
Физминутка:
«Звуки музыки» Р.Роджерс.
Работают в творческих группах, называют и исполняют песни из кинофильмов.
Дискуссия, работа с учебником на стр.65
Пластическая импровизация

5.Открытие нового знания
Послушайте пьесу С.М.Слонимского «Мультфильм с приключениями».
Задание 2.
Придумайте сюжет мультфильма  (литературный сценарий, музыкальный фильм).
Посмотрите мультфильм «Кот и мыши». В нём нет звука, как в старом кино. А теперь добавим звук – пьесу «Мультфильм с приключениями». Какой вариант вам нравится больше и почему? Какую роль сыграла музыка?
Слушают пьесу,
Работают в творческих группах над заданием.
Комментарии и отзывы учащихся,
ответы на вопросы учителя.

6. Первичная проверка понимания
 Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.
Работа с учебником стр.66 – 67.

7.Применение новых знаний.
«Музыкальная кинопанорама»:
- задание 2 (вспомнить как можно больше песен из мультфильмов).
Презентация:
- слайд 2
Среди композиторов, которые пишут песни для детей, в том числе песни и музыку к мультфильмам особое место занимает Владимир  Шаинский;
- слайд 3.
- слайд 4.
Предлагаю вспомнить эти замечательные песни и «прокатиться» на«Музыкальной карусели»;
- слайды 5 – 16.
Работа в творческих группах над заданием.
Отвечают на вопросы анкеты.
Знакомятся с творчеством В.Шаинского
Коллективное творческое дело:
Отгадывают загадки о песнях  и вместе исполняют их.

8.Рефлексия учебной деятельности
Что для вас было необычным, новым? В чём испытывали затруднения? Что больше всего понравилось? И т.п.
Подведение итогов, выставление оценок, рекомендации о выполнении домашнего задания.
В конце урока учащиеся активно обсуждают работу и дают объективную оценку.

Домашнее задание:

Подобрать песню из любого понравившегося кинофильма и предложить её для разучивания на уроке.