Презентация Использование проектной технологии обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетентностей.


Использование проектной технологии обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетентностей.Автор проекта: Зинченко Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 5»Сургутского района  Актуальность педагогического проекта В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем. ЦельОпределения оптимальных условий использования проектной технологии на уроках русского языка и литературы для формирования ключевых компетентностей. Задачи изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по использованию проектной технологии изучения русского языка и литературы и формированию ключевых компетентностей; определить уровень сформированности учебно-познавательных, коммуникативных, информационных компетентностей используя диагностические методики; внедрить в практику преподавания русского языка и литературы элементы проектной технологии, позволяющие формировать учебно-познавательные, коммуникационные и информационные компетентности;разработать методические рекомендации «Использование проектной технологии обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетентностей»;распространить педагогический опыт по использованию проектной технологии обучения на уроках русского языка и литературы. Почему из разнообразия инновационных направлений был выбран метод проектов?Во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы занятий он наиболее легко вписывается в учебный процесс; во-вторых, потому, что этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;в-третьих, потому, что проекты сплачивают детей, развивают желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу. План реализации проекта№Этапы реализацииСроки 1ПодготовительныйОсознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели20082ПроектировочныйПродумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции20093Практический Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов.2010-20114АналитическийСравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы 20115Контрольно-коррекционныйАнализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок2011-20126Контрольно-коррекционныйАнализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок2012 Ресурсы проекта и партнёрыМатериально-технические ресурсы соответствуют федеральным требованиям в части оснащенности учебного процесса и оборудованием учебного кабинета " Русский язык и литература" (приказ Министерства образования и науки России от 04.10.2010г.,№ 986). Кадровые ресурсы - сотрудничество с психологом, социальным педагогом, классными руководителями, родителями, библиотекарем, педа­гогами, администрацией школы, педагогами города, района, педагогическим сообществом РФ. Финансовые ресурсы (источники финансирования) обеспечиваются муниципальным бюджетом. Для участия в региональных, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах используется финансирование за счет родительских ресурсов учащихся. ПартнерыОсновными субъектами, вовлеченными в осуществление проекта, стали обучающиеся и их родители (законные представители). Партнерами учителя - заместитель директора по методической работе, педагог – психолог, руководитель школьного методического объединения. В результате реализации педагогического проекта наблюдается положительная динамика основных показателей предметного результата.Год классУспеваемостьКачествоСредний балл по Сургутскому районуСредний балл по округуСредний балл класса201011945853,556,4582012111008858,3460,8863,41 Результаты независимой оценки Службы по контролю и надзору ХМАО-ЮгрыГод Класс Норма среднего баллаФакт среднего балла2009957702011105763 Качество и успеваемость по русскому языку и литературе Русский язык2008-2009уч.г.2009-210 уч.г.2011-2012 уч.г.качество49%51%56%успеваемость96%99%100%Литература 2008-2009уч.г.2009-210 уч.г.2011-2012 уч.г.качество85%72%80,6%успеваемость97%99%100% Результативность проектаВнедрение проектной деятельности способствовало созданию в классе атмосферы общей увлеченности и творчества, в процессе совместной деятельности появляется современный продукт.Индивидуальные проекты предоставили учащимся возможность наиболее полной самореализации. Создан банк дидактических материалов для каждого раздела русского языка, который оформлен в двух версиях – печатной и электронной. Разработаны методические рекомендации «Использование проектной технологии обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетентностей».Педагогический опыт по использованию проектной технологии обучения на уроках русского языка и литературы представлен на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла школы, на сайте « Педагогический Олимп », г. Обнинск. Личностные результаты За годы реализации педагогического проекта у обучающихся наблюдается положительная динамика к саморазвитию, мотивации к обучению:В 2012 году на адрес школы поступило благодарственное письмо за подготовку выпускницы Бредихиной Анны Александролвны по русскому языку и литературе, которая стала студенткой факультета филологии и медиакоммуникаций ГОУ ОмГУ им.Ф.М.Достоевского. В 2009 году статья «Изучение русского языка в системе развивающего обучения» представлена в сборнике статей по материалам региональной открытой научно-практической конференции «Знаменские чтения: актуальные проблемы образования и науки». В 2008 году издательством «Учитель» выпущена книга «Образовательные технологии: инновации и традиции», в которой в качестве опыта работы представлены конспекты уроков «Жизнь есть воспитание» для 9 класса и «Поэтическая версия революции в поэме «Двенадцать» как пророчество и предубеждение» для 11 класса. В 2011-2012 году напечатана статья « Развитие рефлексных процессов, достижение высокого уровня понимания решения» в разделе «Формирование проектных и исследовательских действий» в сборнике «Актуальные проблемы формирования универсальных действий», Всероссийский заочный форум педагогов «Перспективы образования», Обнинск, 2011-2012г.Представление опыта работы Распространение педагогического опыта. В 2008 году стала победителем конкурса на получение денежного поощерения (премии ) главы Сургутского района в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». В 2009 году приняла участие и вошла в финал в дистанционном конкурсе учителей ЦДО «Эйдос» под руководством А.В. Хуторского. В 2010 году принимала активное участие в региональной конференции «Знаменские чтения» и выступала с докладом «Информационно- коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы».В 2011-2012 году приняла активное участие в Международном форуме «Педагогический Олимп». Стала лауреатом 1 степени в номинации « Технологии в развитии творческих способностей учащихся». Рефлексия – неотъемлемая часть любой неосознанной деятельности и деятельности вообще. Учащиеся оценивают свою работу и работу соседа, свои действия, причины успеха и неудач, свое состояние. В педагогической работе использую следующие структурные единицы рефлексии:Я - как я себя чувствовал в процессе обучения, было ли мне комфортно, с каким настроением я работал, доволен ли я собой.Мы – насколько мне было комфортно работать в моей группе, я помогал товарищам, они мне помогали.Дело – я достиг цели учения, мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен, в чем я затруднился, почему, как мне преодолеть свои проблемы. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !