Статья_Родители – полноправные участники образовательного процесса

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Москаленский лицей»
Москаленского муниципального района Омской области
















Родители – полноправные участники образовательного процесса
(Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием «Десятые Чередовские чтения»)












Хусаинова К. Г.,
учитель начальных классов






2012
«Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей»
В.А. Сухомлинский.

Особое внимание при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта уделяется работе с семьей. Расширены полномочия родителей как законных представителей интересов детей.
До начала учебного года на родительских собраниях были представлены презентация образовательного учреждения, информация о положениях Устава, проект ООП НОО лицея. Родители получили информационные материалы (памятки, буклеты и др.), познакомились с образцами документов, правилами их заполнения. Учителями дана аналитическая информация об образовательной системе «Школа 2100», были продемонстрированы учебные комплекты, рабочие тетради, объяснен порядок обеспечения учебниками первоклассников. Даны советы учителя, психолога по подготовке ребёнка к школе.
Затем было проведено анкетирование родителей (законных представителей) об организации кружков с предварительным комментированием цели, содержания, роли результатов анкетирования. Позже представлена вниманию родителей модель организации внеурочной деятельности, предложения лицея по её содержательному наполнению. Для этого был заключен договор с Домом детского творчества на организацию внеурочной деятельности, составлено расписание занятий. Педагоги Дома детского творчества представили родителям презентацию программ внеурочных занятий по направлениям развития личности ребёнка. Родителям представилась возможность выбора направления.
Затем был заключен Договор о предоставлении начального общего образования муниципальным образовательным учреждением «Москаленский лицей» Москаленского муниципального района в лице директора лицея и учредителя лицея – Администрации района в лице Управления образования с родителями и обучающимися. Данный документ фиксирует права и обязанности всех участников образовательного процесса. Родители вправе принимать участие в управлении лицеем, в том числе:
- входить в состав органов самоуправления;
-вносить предложения о содержании образовательной программы лицея, о режиме работы лицея и т.п.;
- в доступной форме ознакомиться с учредительными документами, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, учебным планом и т.п.

Цель учебного заведения и цель семьи – сформировать, взаимодействуя друг с другом, сознательного, дисциплинированного и активного члена общества.
При всем многообразии педагогических отношений семьи и школы прослеживаются основные этапы, составляющие сущность работы классного руководителя с родителями:
Собеседование с детьми и родителями при записи в школу;
Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе по результатам собеседования детей, родителей с психологом;
Педагогическое руководство семейным воспитанием через родительские собрания;
Анкетирование родителей;
Посещение семей учащихся на дому;
Организация родительского самоуправления;
Индивидуальные и групповые консультации для родителей;
Выявление положительного опыта воспитания детей в семье;

Цель совместной деятельности педагогов и родителей заключается в объединении детей, родителей, педагогов в коллектив единомышленников, который решает следующие задачи:
Повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций класса; например, традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Это награждение благодарственным письмом, сувениром, сделанным руками учащихся.
Консультации психолога учреждения;
Встречи с социальным педагогом для решения проблем; например, организация бесплатного питания ребят из многодетных семей или опекаемых.
Пропаганда здорового образа жизни; например, участие в «Веселых стартах», запись детей в спортивные секции, уроки для родителей по темам: «Как поведение родителей влияет на ребенка?», «Будьте примером для детей на дороге»
Организация совместных выставок. Например, выставка поделок из природного материала, выставки рисунков по разным темам
Проведение праздников в классе. Например, День именинника
Участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях. Например, телекоммуникационные конкурсы «Инфознайка», «ЧИП»)
Для достижения поставленных целей педагог должен:
Уметь создавать условия неформального общения, способствующего проявлению инициативы, активной позиции родителей;
Уметь строить взаимоотношения на основе общения на равных: педагог – родитель – ученик;
Развивать у взрослых интерес к совместному проведению времени с ребенком;
Знать и уметь применять психологические приемы диагностики изучения личности ребенка, его семьи и социума.
Практическая работа педагогов с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Коллективные формы работы: родительские собрания и конференции, дни открытых дверей, отчетные концерты и выставки учащихся, народные праздники. Они уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни.
Индивидуальные формы работы: консультации и беседы, поручения при подготовке к проведению классных праздников (подборка стихов, изготовление костюмов), совместная с детьми творческая деятельность (работы по теме «Моя малая родина»- составление рассказов, подбор фото и видеоматериалов, лепка и рисование), помощь в организации и проведении экскурсий и поездок, подготовка информационных материалов к уроку, совместное с ребенком составление генеалогического древа, помощь в заполнении данных портфолио, помощь в изготовлении памяток «Как вести себя на уроке», «Как вести себя в столовой», «Как правильно вести себя в транспорте», «Как вести себя на перемене», создании индивидуального маршрута ученика в школу и домой.
Для сплочения родительского коллектива и коллектива детей проводим различные открытые внеклассные мероприятия. Мы играли в пожарников и экологов на «Экологическом ассорти», в почтальонов – писали письма родителям с признаниями в любви, которые мамы и папы потом читали на родительском собрании, провели яркий праздник Осени с большим сладким арбузом – сюрпризом от родителей, веселое совместное путешествие в детство мам и пап, дедушек и бабушек через песни из советских мультфильмов. Бабушки организовали для всех чаепитие с вареньем, медом и баранками. Проведены совместные экскурсии в краеведческий музей, в районную детскую библиотеку. Посетили выездное представление Театра кукол и маски «Арлекин», цирковые программы, была организована в лицее работа передвижного планетария из города Омска с темой «Путешествие на Луну».
Параллельно участвовали и в общелицейских мероприятиях, таких как «Маленькая мадмуазель» вместе с мамами, «Зарничка», «Веселые старты», папы организовали поездку группы детей в Ледовый Дворец г. Исилькуля.
Проведено два открытых урока, на которых тоже присутствовали родители, коллеги из других школ района. Проведено открытое внеклассное мероприятие «Тихая моя родина» в рамках сотрудничества с областным детско-юношеским центром туризма и краеведения. Большую помощь в сборе материала к этому занятию оказали родители обучающихся.
Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы класса (по их инициативе были заменены оконные блоки). Активно участвуют родители в работе Совета лицея, Попечительского Совета, общелицейской конференции.
Все мероприятия объединяет одна цель привлечь родителей к общей работе с образовательным учреждением.
Любой опытный учитель скажет, что с детьми работать легче, чем с родителями. Педагогический процесс является той формой взаимодействия, в рамках которой происходит конструктивное общение между ребенком и родителями, учителем и ребенком, учителем и родителями. Только в атмосфере позитивного эмоционального контакта учитель может рассчитывать на взаимопонимание и выполнение родителями его советов.
Педагог не может перевоспитывать родителей и преобразовывать семью - это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но он может содействовать наиболее благоприятным условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. В этом и заключается взаимодействие педагога и родителей.
Составной частью такого взаимодействия является информационное обеспечение родителей сведениями об образовательной концепции учреждения, о деятельности детей на уроках, кружках, группе продленного дня. Должна также реализовываться функция педагогического просвещения. Такая информация влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, повышает уровень положительного отношения к образовательному учреждению. Задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач работы классного руководителя.
Очевидно, что активное вовлечение родителей в учебный процесс повышает эффективность обучения и воспитания детей. От успешного взаимодействия выигрывают все:
у детей развивается мотивация учения
у учителя повышается авторитет
родители занимаются самообразованием, ощущают свою значимость в школе, улучшается общение с детьми.

15